Данный обзор является бонусом к трилогии, посвященной критическим периодам в истории рок-групп. Он посвящен 1987-1991 годам в истории московской #heavy/#power группы #Легион.
Обзор появился как продолжение #эксклюзивного интервью с Алексеем Булгаковым, которое у автора породило еще ряд вопросов, а маэстро любезно согласился ответить на них. Обзор содержит хронологию событий указанного периода в жизни группы, выдержки из публикаций, ссылки, иллюстрации, аудио- и видео-материалы, а также историю одной песни.
Интервью с Алексеем Булгаковым ранее опубликовано под названием "40 лет Листопада".
Ранее опубликованные обзоры трилогии:
- Обзор, посвященный 1998 в истории Iron Maiden
- Обзор, посвященный 2006 в истории Сплин
- Обзор, посвященный 2002 в истории группы Ария.
Предшествующий кризису 1986 стал для классического состава Легиона (Олег Царев - бас-гитара, Алексей Булгаков - вокал, Алексей Чернышев - и Сергей Стасилович - гитара, Сергей Комаров - ударные) исключительно важным годом. В январе группа стала первой из "тяжелых" групп, официально зарегистрированной в Едином Научно-Методическом Центре при Комитете по культуре г. Москвы, что произошло после соответствующего прослушивания. В июне в ДК Меридиан состоялся фестиваль тяжелой музыки, на котором, кроме Легиона, выступили Укрощение Марса, Кросс и Черный кофе. В начале августа Легион и Черный кофе выступили на Горбушке, а в октябре - в родном ДК МЛВРЗ. На этом фестивале, кроме Легиона, играли 99%, Кросс и Черный обелиск.
Об упоминавшемся фестивале в ДК Меридиан ранее говорилось в обзоре "Александр и я".
В июне того же 1986 была сделана первая, полупрофессиональная запись. Дебютный магнитоальбом "Апокалипсис" разошелся на кассетах по всей стране и пользовался большим успехом на просторах СССР. Помимо одноименной, открывающей запись инструментальной пьесы, он содержал песни, записанные с 1980 по 1986: "Легион", "Мир под секретом", "Мираж", "Листопад", "Волшебник", "Чемпион", "SOS". Его распространением занимался известный фотограф Георгий Молитвин, имевший сеть корреспондентов по стране, поэтому альбом получил более сильный резонанс в провинции. Некоторые композиции с этого классического альбома надолго задержались в концертном репертуаре группы, но настоящим хитом и гимном Легиона стала чувственная песня Алексея Булгакова "Листопад".
Ранее о дебютном альбоме Легиона упоминалось в обзоре "Дебютник".
О феномене магнитоальбомов ранее шла речь в обзоре "О русском R`n`R".
В том же 1986 Булгаков знакомится с будущей женой и директором группы Мариной.
В этой обстановке творческого подъема группы написан новый цикл песен: "Армагеддон", "Хозяин зла", "Топор", "Белый глас", "Третья мировая".
Журнал "Рокси" об итогах 1986: "Такого энергичного харда мы не слышали со времен "Смещения". А тут ребятки молоденькие, по 17 лет, новая поросль, а техника – просто потрясающая!".
14-15 февраля наступившего 1987 группа приняла участие в первом Фестивале Надежд Московской Рок-лаборатории. Легион выступил 14 февраля, и существует бутлег с записью этого выступления.
Эта запись, и, конечно, первый альбом группы – уникальная возможность услышать, как звучал классический состав Легиона в студии и на сцене. Жюри, в котором работали музыканты групп Ария, Мастер и Автограф, присудило Легиону за выступление второе место, а в качестве награды - возможность записать свои песни на радио с последующей передачей их на Данию и Голландию (1-е место получила группа Тяжелый День, 3-е – Черный Обелиск).
Для вещания на радио были записаны три песни: новая "Третья мировая", и две старых: "Волшебник" и "Мираж". Кроме того, группа планировала записать второй магнитоальбом.
Газета «Московский комсомолец», 22 февраля 1987: ""Легион" вызвал больше всех споров в первый день: от восторженных охов ("вот класс!") до гневных причитаний ("все, что угодно, но это не "металл"). Предпосылка сильного духом героя не отчуждает "тяжелую" музыку от тем вечных: лирики, любви, романтики. Правда и то, что из нынешнего дня московского "металла" трудно что-то соотнести с известными романтическими образцами прошлого. Но, кажется, прозвучи сейчас тема "Листопад" из репертуара "Легиона" по радио или ЦТ, она могла быть достойно оценена более широким кругом слушателей".
Однако, вместо зарубежных гастролей, прямо на волне успеха оригинальный состав команды распался: чтобы играть еще более тяжелую музыку, ушли барабанщик и гитаристы. В книге Владимира Марочкина "Рыцари Легиона" указывается, что музыканты потребовали от Алексея Булгакова петь в более агрессивной, "кричащей" манере, на что он ответил категорическим отказом.
О книге "Рыцари Легиона" ранее упоминалось в обзоре "Что почитать".
После фактического распада группы Булгаков некоторое время работает в группе Школа. После распада этой группы Булгаков, оставшись вдвоем с Царевым, осенью 1987 пытаются найти замену ушедшим музыкантам. Ими стали ударник Александр Архипов и вновь принятый гитарист классического состава Сергей Стасилович.
Этот момент истории группы и потребовал личного комментария от маэстро, за которым я к нему и обратился. Было ли выступление на Фестивале надежд последним концертом в классическом составе? Было ли требования к Алексею сменить манеру пения основной причиной его распада, или были более глубокие разногласия? И самое главное: почему, оставшись после ухода Алексея Чернышева, Сергея Комарова и Сергея Стасиловича вдвоем, Алексей Булгаков с Олегом Царевым не стали собирать новый состав группы? (Ведь, как мы уже установили, планировались гастроли по Скандинавии, да и запись альбома. Группу-то покинуло 3 человека, но они-то вдвоем остались? Или дело было по-другому, и Булгаков оказался в группе Школа не случайно?)
Алексей Булгаков: "Концерт в Горбушке, насколько я помню, был предпоследним в этом составе.
Да, большая часть коллектива захотела "кричащего" вокала.
Мне сказали, что тренд изменился, и теперь в моде "орущие певцы" типа Удо Диркшнайдера и Брайана Джонсона. Переубедить коллег не представлялось возможным, и группа развалилась. Парни попробовали найти такого певца, но у них ничего не получилось в итоге, и они разбежались по разным коллективам.
Мы с Олегом Царевым пытались собрать новый состав, но, как потом выяснилось, былой "химии" в этом варианте группы не было. Ничего искрометного мы уже не создавали. Катались по гастролям, в основном со старой программой.
В группе "Школа" я уже не помню как оказался. А запомнил только, что мы играли хард-рок старой формации, и там всем рулил очень прикольный человек и барабанщик Петр Зеленов. Его позже забрали в армию, и группа прекратила существование".
Итак, в 1988 Легион обрел новый состав, когда к оставшимся двум участникам присоединился второй гитарист Владимир Лобанов.
Дебют нового состава группы состоялся в Зеленом театре Парка Горького.
Несмотря на то, что маэстро указывает, что особой "химии" у этого состава не было, год стал периодом интенсивных гастролей Легиона по стране: Дальний Восток, Гомель, Брянск, Чита, Улан-Удэ, и конечно—Москва.
Внимательно изучившие размещенный выше видео-бутлег могут обратить внимание, что на концерте звучит новая песня "И жив и мертв". В студии она была записана только спустя 15 лет, и включена в альбом "Маятник времен" (2003).
Алексей Булгаков: "Да, песня "И жив и мертв" принадлежит перу гитариста Сергея Стасиловича. Мы играли ее позже с Сергеем Степановым. Потом он стал гитаристом группы Тайм-аут".
Осенью 1988 Владимир Холстинин в первый раз предлагает Булгакову присоединиться к Арии, но тот отказывается.
В начале 1989 из группы уходит гитарист Владимир Лобанов. Ему находят замену в лице Леонида Мозжухина, и весна вновь проходит в интенсивных гастролях.
В мае Алексей Булгаков и Олег Царев вернулись из неудачной гастрольной поездки в Пятигорск порознь и в состоянии ссоры. Они набирают новых музыкантов и сохраняют за собой прежнее название. В результате такого специфического раскола образовалось два варианта Легиона.
Алексей Булгаков: "В 1989 ушел я. Они пытались работать, но у них не заладилось".
"Никто не хотел, чтобы сложилась такая ситуация,— вспоминает он,— просто мы с Олегом решили попробовать, у кого получится. В результате его группа просто прекратила существование".
"Параллельно со мной Олег Царев тоже пытался собрать свой коллектив на свой манер, туда вошли бывшие музыканты "Легиона". Не долго думая, он также оставил прежнее название группы. Больших нервов и труда ему стоило сделать тур по Сибири, но в самый последний момент все отменилось, и музыканты его группы разбежались. В итоге остался только один "Легион"".
Кстати, альманах "Кто есть кто в советском роке" сообщал, что вокалистом Легиона в варианте Олега Царева стал некто Владимир Соколов (тогда, получается, состав этого варианта выглядел так: Олег Царев, Сергей Стасилович, Александр Архипов, Леонид Мозжухин, Владимир Соколов).
Тем временем, присоединившись к группе Сердечный привет, Булгаков собрал свой вариант Легиона, в котором принимали участие: барабанщик Сергей Баландин, гитарист Сергей Степанов и басист Олег Троскин. Эта группа дебютировала на интенсивных гастролях, и с demo "Последний шаг", записанным в домашних условиях.
Здесь я сталкиваюсь с вопросом, который еще никто не формулировал: получается, именно в 1989 Легион стал сольным проектом Алексея Булгакова, поскольку в составе группы, кроме него самого, не осталось ни одного аутентичного музыканта из раннего или классического периода группы. Фактически, он влился в "готовую" группу, с последующим изменением ее названия и репертуара. (При этом, я нисколько не умаляю достижений группы за все периоды ее истории. В конце концов, творческие достижения гораздо важнее юридических вопросов).
Возвращаясь к "Последнему шагу", стоит сказать, что эта запись – единственное свидетельство, как звучал тот состав середины 1989. Песни с этой записи в первоначальном виде никогда не записывались, но несколько тем, все же, были использованы впоследствии в записях группы и сольных работах ее участников.
(Интересный факт: в разгул пиратства, в начале 1990-х, это demo продавалось как альбом группы, для чего кем-то даже была разработана оригинальная обложка).
Октябрь - время неудачных гастролей по Дагестану, организованных Вадимом Зориным (Легион попал в шторм националистических настроений). После них Булгаков принимает решение не пользоваться больше услугами Зорина, а Степанов и Баландин покидают Легион. Их заменили, соответственно Сергей Салкин и Карим Суворов.
1990 практически выпал из истории Легиона. Этот состав группы почти не гастролировал, зато оставил нам запись "Demo 1991", обозначившее курс на Запад. 18 августа 1991 этот состав Легиона дал свой последний концерт, выступив на фестивале "Рок против дождя" в Зеленом театре Парка Горького. Мрачной осенью разрушения СССР Алексей Булгаков остался в творческом одиночестве.
На мой взгляд, критический период истории Легиона охватывает отрезок времени с 1987 по 1995 годы, и делится на две неравные части: 1987-1991, получивший описание в данном обзоре, и 1991-1995 , прошедший под знаком англоязычных исканий группы, и кратко описанный ранее в обзоре "Путь на Запад".
Также, ранее группе Легион были посвящены обзоры "Полон волшебства..." и "Так хотят небожители".
Группа Легион - ветераны русскоязычной тяжелой сцены с более чем 40-летней историей. Как показано в этом обзоре, кризис рубежа 1980-1990-х оказал влияние на всю последующую историю Легиона: вокруг Алексея Булгакова продолжали формироваться и распадаться составы, а в нынешнем формате группы рядом с маэстро снова играет Сергей Салкин, гитарист одного из критических периодов...