Найти в Дзене
"Хомо люденс"

Зубы как яркое различие актеров СССР и современных актеров

Зубы – одна из примет времени. Почему по одному кадру можно понять: это старый советский фильм или современный российский? Потому, что тут вам: Сравните, к примеру, эмоциональный «оскал» главных героев двух фильмов с близкими сюжетами и с одним названием – «Экипаж». Это командир экипажа в исполнении Георгия Жженова в кино СССР Александра Митты 1979 г., а также второй пилот-стажер в игре Данилы Козловского в картине Николая Лебедева 2016 г.: Чем дальше, тем больше актеры России отходят от стандартов «что естественно – то не бeзoбpaзно» и вовлекаются в моду на голливудские улыбки. Это не говорит о качестве игры актеров, их талантах и уровне фильмов. Речь – исключительно о внешнем виде: сегодня стали акцентировать «наружку». И зубы в некотором смысле – центр такого смещения фокуса. В наши дни практически не найдешь не только западных, но и наших отечественных актеров, которые бы не сверкали белозубыми улыбками. Не блестят гордо металлокерамикой разве что представители старших п

Зубы – одна из примет времени. Почему по одному кадру можно понять: это старый советский фильм или современный российский? Потому, что тут вам:

  • и сразу заметное качество пленки;
  • и разная стилистика съемок;
  • и неодинаковые манеры игры актеров (не только индивидуальные, но и стратегически общие);
  • и бросающиеся в глаза различия декораций, костюмов и грима;
  • и еще многое другое…
  • …и вот даже зубы персонажей.

Сравните, к примеру, эмоциональный «оскал» главных героев двух фильмов с близкими сюжетами и с одним названием – «Экипаж». Это командир экипажа в исполнении Георгия Жженова в кино СССР Александра Митты 1979 г., а также второй пилот-стажер в игре Данилы Козловского в картине Николая Лебедева 2016 г.:

Чем дальше, тем больше актеры России отходят от стандартов «что естественно – то не бeзoбpaзно» и вовлекаются в моду на голливудские улыбки.

Это не говорит о качестве игры актеров, их талантах и уровне фильмов. Речь – исключительно о внешнем виде: сегодня стали акцентировать «наружку». И зубы в некотором смысле – центр такого смещения фокуса.

В наши дни практически не найдешь не только западных, но и наших отечественных актеров, которые бы не сверкали белозубыми улыбками.

Не блестят гордо металлокерамикой разве что представители старших поколений.

Ну, или те, кто «косит» под современных ребят, но делает «особенности» с зубами своей фишкой, вот как щербатый Димка Брекоткин из «Уральских пельменей». Он и в бытность игроком КВН, и в этом шоу на СТС, и в разных сериалах с участием кавээнщиков не смущался и никак не вуалировал отсутствие верхнего зуба. Более того, вся команда время от времени подшучивала над ним, давая повод публике посмеяться.

Однако Брекоткин – исключение. В большей степени актеры почти поголовно (в прямом смысле…) переходят на вставные челюсти, искусственные прямые ряды резцов, вызывая зависть у телезрителей.

Итак, всё это говорит о многом.

  • С одной стороны, о большем здоровье. Ориентация на здоровый образ жизни вошла в моду, и это замечательно.

Пожелтевшие либо потемневшие зубы, щели между ними, слишком выпирающие клыки, ряды в формате «кто в лес, кто по дрова» и прочие «радости жизни» уходят в прошлое. Зубы становятся ярким (в прямом смысле) отличием.

Допустим, вот как выглядят обаятельные улыбающиеся мужчины в фильмах советских и современных на примерах комедии СССР Яна Фрида «Собака на сене» 1977 г. и фантастики Федора Бондарчука «Обитаемый остров» 2009 г.:

Обаятельные, по крайней мере, в представлении современниц.
-2
  • С другой стороны, о неплохих доходах. Все-таки в плане поддержания здоровья зубы – дело традиционно дорогое. А зубы красивые (ровные, белые, ухоженные), да еще на обеих челюстях, – и тем более.
Причем никакой ДМС, даже самый щедрый, не покроет и части таких расходов. Роскошные зубы требуют роскошных же затрат.
  • С третьей стороны, об уже названном смещении акцентов с внутреннего на внешнее. Ныне стали больше ценить и подчеркивать красоту и холеность, чем психологический рисунок роли и привычную аккуратность.

Забавно, что зрители (особенно старших возрастов) нередко ассоциируют слишком белые зубы с неестественностью.

Они могут быть правы как в плане игры актеров (не даром голливудской улыбкой называют фальшивые эмоции), так и в плане их внешности (порой чрезмерно белые и прямо-таки идеальные по форме зубы – это виниры).

Может доходить до курьеза. Так, публика уверена: богатых людей по зубам встречают. Киношники же в ответ создают соответствующие образы – той или иной степени близости к реальности.

Сравните, к примеру, как выглядят в оскаленном ракурсе богачи:

1) в советском кино («ТАСС уполномочен заявить…» Владимира Фокина 1984 г.; герой – заместитель резидента ЦРУ, подпольный миллионер);

2) постсоветском сериале («Бандитский Петербург» Владимира Бортко и др. 2000-х гг.; персонаж – криминальный авторитет, вор в законе);

3) современном молодежном ситкоме («СашаТаня» нескольких режиссеров 2013–2024 гг.; герой – олигарх с первой страницы «Форбса»):

Кстати, не только искусственные, но и собственные, от природы, зубы у многих с годами и десятилетиями стали лучше. Во многом причины хорошего состояния зубов кроются:

Речь – не только о России, но обо всех странах в принципе.
  • в качестве питания. Так, плохими зубы делают углеводы. Сохранить же их в хорошем состоянии может еда, богатая белком, витаминами и клетчаткой. А долгое время всё это было доступно далеко не всем;
  • «излишествах нехороших». Допустим, чернили зубы самым злостным образом сигареты без фильтра. А ведь когда-то их нередко курили не только мужчины, но и женщины;
  • качестве зубных паст. Раньше, может, в еде и напитках и не было столько «химии», сколько сейчас, но эмаль стиралась значительно больше и быстрее;
  • привычке контролировать состояние зубов – регулярно ходить к стоматологу не только тогда, когда «рак на горе свистнет», но и просто для профилактики;
  • уровне развития самой стоматологии – материалы, аппараты, технологии, собственно врачи…

В этом плане как не вспомнить людей, у кого зубы, казалось бы, должны быть самыми идеальными: стоматологов. Вот, к примеру, как выглядят эти профессионалы челюстей и коронок, маэстро пинцетов и пломб в советской комедии Леонида Гайдая «Иван Васильевич меняет профессию» 1973 г. и в российском комедийном сериале нескольких режиссеров «Интерны» 2010–2016 гг.:

Итак, чем дальше – тем больше актеры сверкают идеальными зубами с экранов, по сути демонстрируя переход от одной эпохи к другой.

Но вот какой это именно переход: к лучшему состоянию здоровья, образа жизни и кошельков и/или к переносу внимания на внешнее в ущерб внутреннему (талантам, искренности и проч.)?

А как относитесь к этакой «смене зубного курса в кино и в жизни» вы, уважаемые читатели? :)

О других приметах времени в кино читайте мои посты «Шутки из советских комедий до сих пор все помнят наизусть, а современные комедии мало кто цитирует», а также «В СССР переводы иностранных фильмов были интереснее» и еще «Дым в кадре: в советском кино им гордились, а сегодня его избегают и даже стыдятся».

И разгадывайте тесты, где надо назвать известный фильм СССР по негативу кадра, плюс по колоризированному кадру ранее черно-белого кино, ну и вот по кадру, вырезанному цензурой.

#кино #СССР #Россия #знаменитости #телевидение #советскоекино #стиль #культура