Вот чтО такого, казалось бы, в простецкой шутке «надо, Федя… надо!»? Но над ней смеются уже 56 лет, ее повторяют с замечательной интонацией Александра Демьяненко.
Шутки в современных комедиях часто бывают более сложными, чем эта, даже более зaбopиcтыми – но их повторяет не вся страна, а лишь некоторые зрители…
Впрочем, тут смотря в каком смысле… Порой зaбopистые эти, извиняюсь, шутки можно как раз нa зaбope и найти (причем как на реальном, так и на виртуальном... я к тому, что многие шутки из современных фильмов и особенно сериалов сильно отдают интернетщиной – наверняка были взяты с форумов пpикoлoв).
Сейчас в юморе не осталось души. Может быть, поэтому он стал не таким популярным?
Да, и в наши дни у каждого фильма и сериала есть своя аудитория.
Но сейчас нет того, что было в советское время, когда, допустим, комедию Гайдая или Рязанова «по кусочкам» расхватывали на цитаты всей страной. Их повторяли на свадьбах и лекциях, в подходящих и неподходящих ситуациях, чтобы развеселить собеседников и чтобы просто снять повисшее напряжение…
Что интересно. Сменилась эпоха – и сменился юмор, но новый юмор не особо веселит.
И даже признанные советские мэтры, переснимающие свои фильмы, как, допустим, в случае с «Карнавальной ночью», почему-то утратили некую искру. Или изюминку? Или даже изюм?
Так было и, увы, в случае с 2 последними комедиями Гайдая. Но мы, зрители родом из СССР, простим ему эти последние комедии, ведь он за свою жизнь успел снять столько кино-шедевров юмора, что вся страна их до сих пор не забывает…
У тех, кому нравятся все эти Дерибасовские и oпepaции «Кооперации», прошу прощения, не хочу обидеть ваш вкус.
Но вы наверняка сами чувствуете, что юмор в этих фильмах далеко не такой легкий и запоминающийся, как в классических комедиях Гайдая.
Но почему же так всё изменилось в одночасье?
Часто в истории уникальные гении приходят в одно и то же время и даже живут неподалеку друг от друга. Социологическим языком это можно назвать пассионарностью.
Так было, к примеру, когда целых 3 уникальнейших художника – Леонардо да Винчи, Рафаэль и Микеланджело – жили практически в один период в одной и той же местности.
Похожая ситуация была в 1960–1970-е гг., когда поколение шестидесятников заложило основы нового стиля культуры, а их последователи его продолжили.
И так было в золотую эру советского кино с конца 1950-х по середину 1980-х гг., когда множество режиссеров снимали настоящие шедевры. А потом этот бум гениальности и эксклюзивности перетек в бытoвyxy и рутину.
Как там вопрошал классик русского poка: «Новая волна – где она?» И далее – из его же песни: «Ее нет, нет, нет…»
Словно бы над планетой в определенный период проходит некто, щедро делящийся той самой пассионарностью («Счастье вдруг в тишине постучалось в двери»), – и тогда режиссеры снимают шедевры наподобие «Иронии судьбы…». А потом этот некто уходит – и тогда снимают продолжение «Иронии судьбы…».
Давайте сугубо для примера сравним 2 пары шуток из старых и новых комедий.
1. «– Уступите ей место…. она готовится стать матерью!
– А я готовлюсь стать отцом!»
(«Oпepaция "Ы"…» 1965 г.).
vs.
«– У меня тоже дети.
– Какие?
– Будущие»
(«Ирония судьбы. Продолжение» 2007 г.).
2. «– Давай с тобой взвесимся на бpyдepшaфт»
(«Ирония судьбы, или С легким паром!» 1975 г.).
vs.
«– Можно пройти?
– Куда?
– В Москву.
– Проходи»
(«Ирония судьбы. Продолжение» 2007 г.).
Все самое светлое и талантливое людям дается Свыше. В том числе та самая пассионарность, в данном случае дар снимать комедии, которые будут позитивно поднимать настроение миллионам людей.
Но также перефразируем Михаила Булгакова: пассионарность абы кому на голову никогда просто так не свалится. Чтоб снимать гениальные комедии, надо самому над этим трудиться.
(Если вас заинтересовал этот вопрос, читайте пост «Что было бы, если б Архимеда прибили яблоком, а Ньютона утопили в ванне? (Случайны ли открытия?)».)
Кстати, не только простецкого веселого юмора, но и пресловутой иронии тоже не стало.
Нынешний юмор далек от уровня Григория Горина. Или, как с горечью сказал его персонаж, «вино переходит в уксус, Мюнхгаузен – в Феофила». Даже если режиссеры стараются подать «умный юмор», он получается не ироничным, а, скорее, заумным, словно кто-то занудно пытался пересказать своими словами анекдот.
Еще одна возможная причина невеселости нынешних комедий – в излишней коммерциализации сценаристов, режиссеров, телеканалов и прочих участников индустрии кино.
Да, в советское время тоже часто снимали кино на заказ (и тогда в титрах могли честно указать, например: «По заказу Гостелерадио СССР»).
Но такой гонки за рублем (а тем более за валютой) тогда не было. А если гонишься за прибылью – юмор как-то уходит в сторону. Или как там было в комедии «За двумя зайцами»? Погнался за двумя невестами (в современном кино – за юмором и за гонораром) и упустил обоих.
Впрочем, можно предложить и совсем иную версию: комедии не стали менее смешными, это просто сами зрители пресытились. Сложно придумать что-то новое. В том числе большую конкуренцию составляют разного рода инет-форумы с шутками.
Вспомните хоть КВН, поклонники которого каждый год всё более печально вздыхают: «КВН уже не тот».
(Подробнее об этом читайте статьи «Почему, уходя из КВН, его актеры делаются такими несмешными», а также «КВН стал похож на "Кривое зеркало"».)
Вот такие причины можно навскидку назвать. Интересно услышать и ваше мнение, уважаемые читатели. :)
#кино #юмор #культура #психология #комедии #общество #россия #ссср