Найти в Дзене
КОБРА

Универсальное проектирование обучения (UDL)

Оглавление

Время прочтения: 20 минут

О чем поговорим сегодня

  • Принципы универсального проектирования обучения (UDL)
  • Основные принципы UDL:
  • Как универсальные принципы проектирования создают инклюзивную среду обучения
  • Почему UDL так важен?
  • Преимущества универсального дизайна для обучения
  • Проектируем, применяя UDL
  • Гайдлайн UDL: Основа для инклюзивного обучения
  • Подход «Плюс-минус один»
  • Стратегии разработки курсов по универсальным принципам проектирования
  • Заключение

Короткой строкой: UDL

Универсальный дизайн обучения (UDL) - образовательный подход, направленный на создание гибкой и инклюзивной среды обучения.

Ссылка на оригинал статьи: https://educationaltechnology.net/universal-design-for-learning-udl/

Далее текст автора

Универсальное проектирование обучения (UDL) — это эффективный образовательный подход, направленный на создание гибкой и инклюзивной среды, которая способна удовлетворить разнообразные потребности всех учащихся, устраняя ненужные барьеры на пути к обучению.

Основанный на достижениях нейробиологии и социальных исследований, UDL представляет собой набор принципов, которые помогают преподавателям разрабатывать учебные программы, цели обучения, материалы и оценочные средства, доступные для всех.

Эта концепция включает в себя представление информации в различных форматах, активное вовлечение учащихся с помощью разнообразных методов и предоставление им выбора в способах демонстрации своих знаний. Применяя эти стратегии, UDL создает благоприятную среду, которая учитывает уникальные потребности каждого учащегося, будь то студенты с ограниченными возможностями, представители различных культурных и социально-экономических слоев общества, взрослые учащиеся или иностранные студенты.

Подобно универсальному учебному дизайну и универсальному учебному плану, UDL способствует внедрению доступных и инклюзивных методов обучения, что значительно улучшает процесс обучения для всех. Благодаря этому гибкому подходу преподаватели могут создать более справедливую образовательную среду, в которой каждый учащийся сможет достичь успеха.

Принципы универсального проектирования обучения (UDL)

Универсальное проектирование обучения (UDL) — это подход к обучению, который основывается на идее, что не существует единого универсального способа преподавания. Каждый ученик привносит в класс свои уникальные сильные стороны, трудности и предпочтения, и это разнообразие является нормой, а не исключением.

UDL не является отдельным методом, а представляет собой гибкую систему, объединяющую разнообразные эффективные практики, направленные на вовлечение учащихся и стимулирование более глубокого и критического мышления. Она помогает преподавателям учитывать потребности всех учащихся, используя разнообразные стратегии обучения, форматы и технологии.

Чтобы эффективно применять UDL, преподаватели должны сосредоточиться на трех основных принципах, которые обеспечивают гибкость в разработке учебных программ для удовлетворения нужд каждого ученика. Эти принципы определяют цели обучения, методы оценки, преподавания и ресурсы, воплощая в себе то, что многие преподаватели уже считают передовыми методами обучения.

Основные принципы UDL:

  • Множество способов вовлечения: Создавайте разнообразные стратегии, чтобы заинтересовать учащихся, ставить перед каждым посильные задачи и поддерживать мотивацию. Этот принцип отвечает на вопрос «зачем» учиться, признавая, что вовлеченность является необходимым условием для активного и осмысленного обучения.
  • Множественные способы представления: Представляйте контент в различных форматах, чтобы у всех учащихся было несколько способов получить доступ к информации и развить понимание. Этот принцип отвечает на вопрос «что» изучать, признавая, что учащиеся по-разному воспринимают информацию и нуждаются в различных способах взаимодействия с материалом.
  • Множественные способы действия и выражения: Предоставьте учащимся разнообразные возможности продемонстрировать свои знания, чтобы каждый мог показать свои достижения в соответствии со своими сильными сторонами и предпочтениями. Этот принцип отвечает на вопрос «как» учиться, позволяя учащимся выражать свое понимание наиболее подходящим для них способом.

Применяя эти принципы, UDL помогает преподавателям создавать благоприятную, инклюзивную учебную среду, в которой ценятся уникальные стили обучения каждого учащегося. Это обеспечивает более справедливый и увлекательный образовательный процесс для всех.

Как универсальные принципы проектирования создают инклюзивную среду обучения

Универсальный дизайн для обучения (UDL) берет свое начало в архитектурных принципах универсального дизайна, которые были разработаны в 1980-х годах для устранения барьеров и обеспечения доступности для всех. Эти принципы, ориентированные на человека, находят свое отражение в повседневных функциях, таких как автоматические двери, субтитры и пандусы. Например, пандусы, которые предназначены для людей в инвалидных колясках, также могут быть полезны для родителей с детскими колясками и пожилых людей с ходунками, что демонстрирует, как решения, созданные для одних, могут улучшить доступ для всех.

UDL также обеспечивает равные возможности для всех учащихся, предоставляя им различные пути к успеху. Он учитывает различные способы восприятия и обработки информации, а также индивидуальный темп работы и культурные, семейные и эмпирические предпосылки, которые каждый студент привносит в свое образование. Чтобы соответствовать этому разнообразию, крайне важно планировать, преподавать и оценивать, используя стратегии, основанные на фактических данных, которые учитывают интересы всех учащихся.

UDL служит комплексной основой для планирования, которая охватывает все аспекты учебной среды, помогая преподавателям создавать инклюзивные пространства, где каждый студент может полностью раскрыть свой потенциал.

Внедрение принципов универсального дизайна в структуру курса способствует более инклюзивному обучению, так как учитывает широкий спектр потребностей учащихся с самого начала. Проактивное проектирование курсов с целью минимизации барьеров и ненужных препятствий позволяет всем учащимся взаимодействовать с контентом наиболее эффективным для них способом.

Предлагая студентам различные пути восприятия, понимания и демонстрации своих знаний, преподаватели создают возможности для того, чтобы каждый мог учиться так, как ему удобно. Такой подход также побуждает студентов изучать и развивать навыки в тех областях, в которых они могут чувствовать себя менее уверенно. Когда инклюзивность становится неотъемлемой частью курса, студенты чувствуют себя более уверенными и вовлеченными, что в конечном итоге улучшает их опыт обучения.

Почему UDL так важен?

UDL — это подход, который отходит от традиционного, универсального стиля обучения, предоставляя студентам гибкость и возможность адаптировать свой учебный процесс к индивидуальным потребностям. Эта адаптивность имеет огромное значение, учитывая следующие факторы:

  1. Различные способы обучения: Некоторые студенты предпочитают читать тексты, в то время как другие лучше усваивают аудиоконтент, например, подкасты. Некоторым подходят практические занятия, а другие добиваются успеха с помощью визуальных пособий. Эти предпочтения часто зависят от личных целей, мотивации и особенностей нервной системы каждого учащегося.
  2. Технологии, на которые полагаются студенты: В то время как одни студенты предпочитают традиционные методы, такие как ручка и бумага, другие используют ноутбуки, планшеты или смартфоны для работы с материалами курса. Доступ к технологиям и навыки работы с ними играют ключевую роль в этом выборе.
  3. Разнообразие жизненных обстоятельств: Личные ситуации студентов сильно различаются. Некоторые получают поддержку семьи, в то время как другие живут самостоятельно или с соседями по комнате. Многие совмещают работу на неполный рабочий день, обязанности по уходу за детьми или другие обязательства, которые могут влиять на их способность заниматься курсовой работой.

Преподаватели, применяя принципы UDL, создают курсы, которые учитывают и принимают во внимание это разнообразие, создавая инклюзивную среду, в которой каждый ученик имеет возможность добиться успеха.

Преимущества универсального дизайна для обучения

Универсальное проектирование обучения (UDL) — это подход, который с самого начала предлагает учащимся гибкие и инклюзивные стратегии, принося пользу всем без исключения. Исследования все чаще подтверждают положительное влияние применения принципов UDL в образовательных учреждениях (McGuire-Schwartz & Arndt, 2007; Davies, Schelly & Spooner, 2013).

Исследования показывают, что внедрение UDL в практику преподавания повышает вовлеченность учащихся, доступность и общую успеваемость, удовлетворяя разнообразные потребности в обучении.

Ключевые преимущества UDL

Ученые выделяют несколько ключевых преимуществ UDL:

  1. Использование эффективных методов обучения: Многие стратегии UDL знакомы учителям, так как они соответствуют общепринятым передовым методам (Лейф и др., 2021).
  2. Снижение барьеров на пути к успеху: Устраняя препятствия для обучения, UDL помогает всем учащимся полностью раскрыть свой потенциал в классе (Леви, 2020).
  3. Повышение вовлеченности учащихся и эффективности обучения: Подходы UDL способствуют улучшению процессов обучения и увеличивают вовлеченность учащихся из разных групп (Кэпп, 2017; Спенсер, 2011).
  4. Оптимизация обучения с самого начала: Гибкость, заложенная в структуру курса, позволяет UDL снижать необходимость в последующей адаптации для удовлетворения индивидуальных потребностей.
  5. Расширение возможностей учителей: UDL побуждает учителей создавать адаптируемые, инклюзивные учебные среды, учитывающие различные стили обучения.

Целенаправленное профессиональное развитие также играет важную роль в том, чтобы помочь учителям уверенно применять принципы UDL. Исследования показывают, что уверенность учителей в использовании UDL при планировании учебной программы тесно связана с качеством профессионального обучения, которое они проходят (Capp, 2020). С помощью UDL учителя могут более эффективно поддерживать учащихся с разными способностями, создавая среду, в которой каждый ученик может преуспеть.

Проектируем, применяя UDL

Если вы уже разработали курс, уделите время анализу его текущей эффективности. Подумайте, какие задания, методы обучения и оценки наиболее привлекательны для студентов и способствуют их прогрессу. Оцените свой стиль преподавания и определите, насколько он соответствует различным предпочтениям ваших учащихся. Какие студенты смогут успешно освоить ваш курс в его нынешнем виде, а какие могут столкнуться с трудностями?

Рассмотрите возможности для повышения гибкости в подаче контента, организации учебных мероприятий и оценке достижений студентов. Например, вы можете предложить им несколько тем для выполнения заданий на выбор или позволить им самостоятельно определять значимость конкретных оценок в начале семестра.

Проведите проверку в середине семестра, чтобы получить отзывы студентов о их опыте. По завершении учебного периода подумайте о том, как эти изменения отразились на вас и ваших учениках. Достигли ли вы поставленных целей? Используйте эту информацию для внесения коррективов в следующий семестр, постоянно улучшая свой подход к созданию инклюзивной и эффективной среды обучения.

Ключевые моменты:

  • Выявление проблем: Ищите «острые углы», где учащиеся часто испытывают трудности. Это могут быть общие вопросы в рабочее время или отзывы, указывающие на путаницу.
  • Гибкость: Добавляйте или удаляйте элементы, чтобы решить эти проблемы. Например, предоставляйте конспекты лекций или сокращайте количество вариантов в заданиях для большей ясности.
  • Сбор отзывов: Проведите оценку в середине семестра, чтобы понять, как студенты воспринимают курс, и определить области для улучшения.
  • Совершенствование и корректировка: После окончания семестра проанализируйте, что сработало, и внесите изменения на следующий учебный год, чтобы постоянно улучшать структуру курса.

Гайдлайн UDL: Основа для инклюзивного обучения

Руководство UDL предлагает практические стратегии, которые могут быть использованы в различных областях знаний для обеспечения доступа всех учащихся к значимому и сложному учебному процессу. Разработанное CAST — некоммерческой организацией, занимающейся развитием образования через инновационные исследования, — это руководство нацелено на создание инклюзивной среды, способствующей успешному обучению каждого.

В июле 2024 года CAST представило обновлённое руководство UDL 3.0, доступное по ссылке . Оно включает девять ключевых рекомендаций и 36 практических советов, направленных на развитие «целенаправленной и рефлексивной, находчивой и аутентичной, стратегической и ориентированной на действия самостоятельности учащихся». Это позволяет студентам активно формировать собственные траектории обучения.

Подход «Плюс-минус один»

Подход «плюс-минус-один», разработанный Томасом Дж. Тобином и Кирстен Т. Белинг, предлагает простой и эффективный способ сделать ваш курс более доступным и гибким. Этот метод призывает преподавателей добавлять или убирать элементы из курса, чтобы поддержать учащихся с различными потребностями.

Подход «плюс-один»

В рамках подхода «плюс-один» преподаватели определяют один дополнительный способ взаимодействия учащихся с содержанием курса. Например, помимо проведения лекции в прямом эфире, вы можете предложить конспект или расшифровку. Это дает учащимся возможность по-новому взаимодействовать с материалом и лучше усваивать его.

Подход «минус один»

Подход «минус один», напротив, направлен на устранение препятствий, которые могут мешать обучению. Например, вместо того чтобы перегружать учащихся многочисленными темами для обсуждения, вы можете выделить три ключевые темы, чтобы помочь им сосредоточиться на наиболее важных концепциях.

Чтобы начать применять этот подход, определите «узкие места» в вашем курсе — моменты, когда учащиеся часто испытывают трудности или когда процесс идет не так, как ожидалось. Подумайте о распространенных вопросах, которые возникают во время занятий, в электронных письмах или в рабочее время. Подумайте о том, как можно по-другому представить информацию, чтобы сделать ее более понятной и улучшить усвоение.

Стратегически применяя подход «плюс-минус-один», вы можете разработать курс, который минимизирует барьеры, учитывает разнообразие учащихся и способствует созданию более инклюзивной и благоприятной учебной среды.

Стратегии разработки курсов по универсальным принципам проектирования

Применение принципов универсального дизайна в создании учебных курсов значительно повышает их доступность и инклюзивность для всех учащихся. Эти рекомендации станут основой для внедрения инклюзивных практик в вашу работу.

  1. Равное использование

Разработайте ресурсы и материалы, которые будут доступны для всех учащихся, независимо от их индивидуальных особенностей или обстоятельств.

  • Субтитры: Обязательно добавьте субтитры ко всем видео, которые демонстрируются на занятиях и записываются. (См. также: Принципы мультимедийного обучения Майера ).
  • Слайды лекций: Обеспечьте студентам возможность просматривать и использовать слайды лекций как минимум за день до занятия.
  • Совместимость с вспомогательными технологиями: Убедитесь, что все программное обеспечение курса совместимо с вспомогательными технологиями, такими как программы чтения с экрана.
  • Глоссарий: Включите глоссарий, чтобы объяснить жаргонизмы и ключевые термины, или предоставьте возможность освежить и уточнить знания по предмету.
  • Учебная программа: Учебная программа служит базовым руководством на семестр, знакомя студентов с курсом, учебной средой и ожиданиями. При внедрении принципов универсального дизайна обучения (UDL) важно согласовать учебную программу таким образом, чтобы она отражала эти инклюзивные практики. Учебная программа, ориентированная на UDL, включает следующие ключевые разделы:
  • Введение преподавателя и контактная информация: Предоставьте подробную информацию о преподавателе и о том, как учащиеся могут обратиться за поддержкой.
  • Ресурсы для студентов и порядок размещения: Опишите доступные ресурсы и шаги, необходимые для подачи заявки на размещение.
  • Описание курса: Предоставьте четкий обзор содержания и целей курса.
  • Цели обучения: Опишите предполагаемые результаты курса доступным языком.
  • Список материалов: Включите ресурсы в нескольких форматах, чтобы удовлетворить различные предпочтения в обучении.
  • Задания и оценки: Опишите задачи и методы оценки, сделав акцент на гибкости и ясности.
  • Ожидания и обязанности учащихся: Сформулируйте четкие правила участия, вовлеченности и требования к курсу.

2. Гибкость в использовании

Позвольте учащимся выбирать, как они будут работать с материалом и выполнять задания.

  • Способы подачи материала: Предложите несколько способов подачи материала (например, аудио, видео, письменно).
  • Индивидуальная или групповая работа: Предоставьте студентам возможность выбирать между индивидуальной и групповой работой.
  • Информация о курсе: Обеспечьте доступность информации как минимум в двух форматах.
  • Варианты участия в задании: Предоставьте студентам варианты участия в задании и формат, соответствующий их предпочтениям и сильным сторонам. Например, учащиеся могут либо напечатать ответ для доски обсуждений, либо записать аудиорепортаж, либо выбрать между написанием реферата или сдачей экзамена, чтобы продемонстрировать свои знания.

3. Простое и интуитивно понятное использование

Убедитесь, что материалы курса и задания легко понять и в них легко ориентироваться.

  • Учебный план: Организуйте учебный план без ненужного выделения жирным шрифтом, графики или цветов, которые могут ухудшить читаемость.
  • Навигация по курсу: Упростите навигацию по курсу на таких платформах, как Canvas; подумайте о том, чтобы попросить коллегу оценить удобство использования.
  • Критерии оценки и примеры высококачественных работ: Предоставьте критерии оценки и примеры высококачественных работ, чтобы прояснить ожидания.

4. Доступная информация

Сделайте всю информацию доступной для студентов с сенсорными или когнитивными нарушениями.

  • Оценка доступности: Используйте такие инструменты, как UDOIT Cloud, чтобы оценить доступность контента вашего курса.
  • Доступные PDF-файлы: Создавайте доступные PDF-файлы вместо того, чтобы использовать сканы или скриншоты.
  • Альтернативные текстовые описания: Включайте альтернативные текстовые описания для всех изображений в ваших материалах.

5. Терпимость к ошибкам

Создайте возможности для студентов, чтобы они учились на ошибках и восстанавливались после неудач.

  • Исправления: Разрешайте вносить исправления в тесты, экзамены или задания для получения частичного балла.
  • Черновики: Выставляйте баллы за предоставление нескольких черновиков работы.
  • Гибкая политика посещаемости: Предложите гибкую политику посещаемости, которая учитывает жизненные обстоятельства и позволяет учащимся сдавать работы для получения зачёта.

6. Минимальные физические нагрузки

Убедитесь, что все материалы курса и окружающая среда минимизируют физические барьеры.

  • Организация пространства: Организуйте пространство в классе так, чтобы обеспечить легкий доступ для всех учащихся.
  • Физическая доступность: Учитывайте физическую доступность во время таких мероприятий, как экскурсии.
  • Отзывы учащихся: Запросите у учащихся отзывы о том, насколько легко ориентироваться в материалах курса.

7. Размер и пространство для подхода и использования

Проектируйте физические пространства и ресурсы так, чтобы они были доступны для учащихся с ограниченными физическими возможностями.

  • Лабораторные столы и защитное оборудование: Убедитесь, что лабораторные столы и защитное оборудование доступны для всех.
  • Компьютерные классы: Убедитесь, что компьютерные классы, используемые для групповых занятий, физически доступны для всех участников.

8. Сообщество учащихся

Создавайте атмосферу сотрудничества и поддержки, в которой учащиеся могут общаться со сверстниками и преподавателями.

  • Распределение ролей: Распределяйте роли и обязанности во время групповых проектов, чтобы обеспечить равноправное участие.
  • Парные задания: Используйте парные задания, чтобы стимулировать общение в классе и налаживание отношений.
  • Обратная связь: Включите в учебную программу пункт, в котором студенты могут обсудить свои потребности в обучении с преподавателем.

9. Учебный климат

Создайте инклюзивную атмосферу, в которой уважают и ценят разнообразие.

  • Связь: Предоставьте студентам несколько способов связаться с вами, например, по электронной почте, в часы консультаций или с помощью анонимных опросов.
  • Примеры и наглядные материалы: Приводите примеры и наглядные материалы, отражающие разнообразие в размерах тела, способностях, культуре и происхождении.
  • Отзывы студентов: Регулярно собирайте отзывы учащихся о доступности содержания курса и мероприятий для внесения улучшений.

10. Материалы курса

Улучшайте доступность и удобство использования с помощью этих оптимизированных стратегий:

  • Упорядочивание содержания: Упорядочивайте материалы в хронологическом порядке и скрывайте неиспользуемые пункты меню в вашей системе управления обучением LMS. Используйте страницы содержимого (HTML) для создания удобных макетов.
  • Совместимость с программой чтения с экрана: Используйте заголовки, описательный текст гиперссылки, альтернативный текст для изображений и единый шрифт. LMSS предлагает средства проверки доступности, используйте их.
  • Доступные PDF-файлы: Загружайте текстовые PDF-файлы; избегайте отсканированных изображений. При необходимости используйте Adobe Acrobat DC для преобразования.
  • Рекомендации по видео: Транслируйте видео (например, встраивайте ссылки на YouTube) и обеспечьте доступность субтитров или расшифровок.

Благодаря этим методам материалы курса станут более понятными и доступными для всех учащихся.

Применяя эти стратегии, вы сможете создавать инклюзивные, доступные и адаптируемые курсы, гарантируя, что у каждого учащегося будут равные возможности для достижения успеха.

Заключение

Универсальный дизайн для обучения представляет собой не просто теоретическую концепцию, а реальную возможность для расширения прав и возможностей как учащихся, так и преподавателей.

Следуя принципам универсального дизайна для обучения, учителя могут создавать учебные среды, которые не только принимают во внимание разнообразие, но и подчеркивают его, обеспечивая каждому учащемуся равные возможности для развития.

Будь то небольшие изменения или полная перестройка, универсальный дизайн для обучения предлагает практические решения для удовлетворения потребностей всех учащихся, что, в свою очередь, делает образовательный процесс более справедливым и увлекательным.