Найти в Дзене
Лекторий Dостоевский

Гениальный самоучка. Федор Шехтель

До принятия православия его звали Франц-Альберт. После - Федор Осипович
До принятия православия его звали Франц-Альберт. После - Федор Осипович

Ярославский вокзал в Москве, здание МХТ им. Чехова в Камергерском переулке, особняк Рябушинского (ныне музей им. Горького), павильоны русского искусства в Шотландии, а еще множество особняков, торговых домов и прочих шедевральных архитектурных сооружений - его рук (и ума) дело. При этом, выдающийся модернист, прекрасный зодчий с узнаваемым стилем и масштабом созданного, даже не имел соответствующего диплома...

Франц-Альберт (он же - Федор Осипович, если на отечественный манер) Шехтель родился 26 июля 1859г. в Петербурге в семье поволжских немцев, в середине 18в. прибывших в Россию из Эльзаса. Еще дед будущего архитектора заведовал большим количеством магазинов, лавок, мануфактур на Волге (в Саратове), Сибири, в Москве и Санкт-Петербурге. Когда мальчику было шесть, семья Шехтель переехала в Саратов, где отец вместе со своим старшим братом взяли в управление семейный крахмальный завод, ткацкую фабрику и театр. Кстати, это именно тот театр, что впоследствии положил начало истории Саратовского академического театра драмы, здание которого стоит в настоящее время на месте небольшого деревянного театра Шехтелей.

Семья Шехтелей. Мама - Дарья Карловна, папа - Осип Осипович. Крайний справа - Франц-Альберт, будущий Федор Осипович Шехтель
Семья Шехтелей. Мама - Дарья Карловна, папа - Осип Осипович. Крайний справа - Франц-Альберт, будущий Федор Осипович Шехтель

Но вот, один за одним умерли сначала отец, затем и его брат. Руководить и содержать семейные предприятия было невозможно, и мать приняла тяжелое решение: двух младших детей отдать в другие семьи, а самой перебраться в Москву, где по протекции своего родственника Тимофея Жегина, устроиться на место экономки в дом коллекционера Павла Третьякова.

Тимофей Жегин, будущий тесть Шехтеля
Тимофей Жегин, будущий тесть Шехтеля

Франц-Альберт был одним из двух детей, кто остался в Саратове в приемной семье. Он получил домашнее начальное образование и в 1871 году сдал экзамены в первую мужскую гимназию, спустя еще два года его определили в четырехклассное училище при Тираспольской римско-католической гимназии. Во время учебы больше всего его привлекали черчение и рисование.

В 1875 году Шехтель окончил училище и переехал к матери в Москву. Вот в этом-то доме Третьякова, где служила мать, он и свел знакомство со многими культурными деятелями, среди которых был и известный архитектор Александр Каминский. Тот сначала пригласил Федора работать в своей мастерской, где юноша окончательно определился со своими интересами в области искусства. Затем посоветовал поступить в Училище живописи, ваяния и зодчества на архитектурное отделение.

Мать к тому времени была больна. Молодому Шехтелю приходилось заботиться о ней и много работать, чтобы содержать семью. Это отнимало так много времени и сил, что их перестало хватать на учебу - спустя три года после поступления, студента отчислили за «плохую посещаемость». Впрочем, и без заветной "корочки" он успешно работал в архитектурных мастерских Александра Каминского, Дмитрия Чичагова, Константина Терского.

Франц (стоит) с сестрой Марией, мамой и брато Осипом
Франц (стоит) с сестрой Марией, мамой и брато Осипом

Это было восхитительное время всеобщего увлечения модерном. Стилем, отсылающим к сказке, мечте, грезам, фольклору, снам, воображению, рисующему волшебные изогнутые линии, цветочный, экзотический орнамент; воссоздающим мифы, легенды, сны.

Оформление альбома "Весна-красна", Ф. Шехтель
Оформление альбома "Весна-красна", Ф. Шехтель

На фоне технологического бума, торжества промышленности, людям не хватало эстетики, красоты, глубоких насыщенных цветов, вычурных изысканных линий. Это давал модерн. Были очень популярны различные течения, обращение к мистике, философии, тайнам и изобразительное искусство в целом. Множились клубы, группы, сообщества, выпускающие журналы, книги, спектакли, требующие оформления в стиле модерн. Потому и Шехтель почти десять лет работал и как архитектор, и как иллюстратор, оформляя журналы, книги, рисуя театральные афиши и даже ресторанное меню. Он подружился с братьями Чеховыми - для Антона он оформил обложку первого сборника «Пестрые рассказы», а вместе с Николаем Чеховым иллюстрировал московские газеты и юмористические журналы «Будильник» и «Сверчок».

-6

В начале 1880-х годов Федор Шехтель начал работать еще и как театральный художник. Он оформлял киоски и отдельные выставочные павильоны, создавал декорации и костюмы для спектаклей в театре «Скоморох» и Большом театре.

Но параллельно Шехтель создавал и свои, теперь уже легендарные, архитектурные проекты. По ним в родном ему Петербурге построили театр «Ливадия» и ресторан в китайском стиле «Кинь-Грусть». Крупной работой в Москве стал открытый театр «Антей» в помпейском стиле.

Театр "Антей", эскиз Ф. Шехтеля
Театр "Антей", эскиз Ф. Шехтеля

В 1886м году он с мамой переехал на Тверскую, 28, где смог оборудовать мастерскую. Год спустя он женился на дочери его двоюродной сестры Екатерины Францевны и бывшего попечителя Тимофея Жегина, Наталье. Год спустя у супругов родилась дочь Екатерина, еще через год - сын Борис. Позже родились еще дочь и сын - Вера и Лев. Боря умер в возрасте пяти лет, Екатерина, прозванная в семье Китти, прожила в одиночестве до 80 лет, Вера была возлюбленной Маяковского, стала мамой артиста Вадима Тонкова, Лев занимался теорией искусства, живописью.

Наталья Жегина
Наталья Жегина

Тогда же Шехтель спроектировал и первые частные особняки. В них проявлялись черты нового стиля: чугунное литье, изогнутые решетки и перила, огромные окна разной формы, обтекаемые углы, s-образные линии, обилие декора и разноуровневые площадки. Большинство из них он построил за пределами Москвы, потому что не имел диплома архитектора. Одной из первых работ стал ансамбль загородных усадеб для железнодорожных магнатов фон Дервизов в Рязанской губернии.

Особняк фон Дервизов
Особняк фон Дервизов

В фасаде зданий архитектор совмещал черты всех известных ему стилей: монастырские башни соседствовали со средневековыми, а византийские элементы переплетались с готическими. Вот эта эклектика - одно из основных качеств модернизма. Да, диплома архитектора у Шехтеля не было. Зато было много разбирающихся в искусстве состоятельных коллекционеров и меценатов, которые быстро заметили выдающийся талант молодого зодчего. Следующие крупные заказы архитектор получил уже от представителей славной династии Морозовых. Так, Шехтель построил деревянную дачу в русском стиле на реке Киржач для Саввы Морозова, усадьбу в подмосковном Одинцове-Архангельском для Викулы Морозова, особняк в стиле «английской готики» для Зинаиды Морозовой.

Интерьеры усадьбы Викулы Морозова
Интерьеры усадьбы Викулы Морозова
Особняк Морозовой
Особняк Морозовой

Наконец, в 1894 году, во время строительства особняка Морозовой, 35-летний Шехтель смог получить диплом техника-строителя, что позволило ему работать самостоятельно и без оглядки на прежние запреты. Трудился он и на благо обеих столиц, и для Саратово, Балаково, Таганрога, Нижнего Новгорода. Строил и деревянные павильоны для выставок и памятных царских дат - большинство из них не сохранилось, т.к. полагалось их временное сооружение.

В новом стиле принявший Шехтель строил банки и вокзалы, особняки и гостиницы, часовни и церкви, театры и типографии, памятники и даже бани. Один из известнейших его модернистских проектов особняк московского миллионера Степана Рябушинского недалеко от Арбата, сегодняшний литмузей им. Горького.

Особняк Рябушинского снаружи...
Особняк Рябушинского снаружи...

...и внутри
...и внутри

Светлый особняк украшали спиралевидные и криволинейные линии, а кубовидный объем здания подчеркивали большие окна. Внутри Шехтель продумал особый интерьер, где каждая деталь была произведением искусства.

Еще один знаковый для его стиля объект - здание Художественного театра (сегодняшний МХТ имени Чехова). Архитектор полностью перепланировал художественную отделку помещений: зрительный зал оформил на контрасте темного низа и светлого верха, орнамент потолка расписал в серебристо-сиреневых тонах, стены украсил бледно-розовыми фонариками. В театре Шехтель продумал все — от мельчайших деталей отделки до знаменитого символа МХТ, занавеса с белой чайкой.

Внутри МХТ
Внутри МХТ

Федор Осипович вообще уделял большое внимание внутренней планировке зданий и интерьерам, не ограничиваясь лишь внешним видом сооружения.

Но вот, в 1901 году Федор Шехтель стал признанным мастером - отныне являясь академиком Академии художеств. В этот период он работал в двух самых популярных тогда стилях - неоклассическом и неорусском. Шехтель, выходец из немецких колонистов, активно обращался к русскому культурному наследию и искал вдохновение в постройках его российских коллег, а после переосмысливал их и строил современные здания. Одной из таких работ и стал Ярославский вокзал. Его центральная часть была построена в неорусском стиле и напоминала русский терем, а дополняли постройку декоративные элементы в стиле модерн — кованые детали, мозаика и растительные орнаменты. Вход в вестибюль украшали рельефные изображения гербов городов, которые связала железная дорога — Москвы, Архангельска и Ярославля.

Ярославский вокзал
Ярославский вокзал

В 1915м году Шехтель принял православие в разрушенном в 1932м году храме святого Ермолая на Большой Садовой, и стал теперь уже не Францем, а Федором.

-16

После Революции архитектор занимал высокие посты: был председателем Архитектурно-технического совета Главного комитета государственных сооружений, председателем художественно-технической комиссии при НТО ВСНХ — центральном органе, который управлял наукой, — преподавал во ВХУТЕМАСе, был членом и председателем жюри на архитектурных конкурсах. В стране началась Гражданская война и заказы на строительство практически перестали поступать. В 1918 году особняк самого Шехтеля национализировали, вместе с семьей ему пришлось скитаться по разным квартирам.

В 1920-х молодому государству вновь потребовались объекты строительства. Верный прежнему стилю, Федор Шехтель создавал проекты Мавзолея Ленина в виде египетской пирамиды, Болшевского оптического завода, но почти все его, чуждые своим модернизмом, работы были отклонены. Из всех проектов построили только павильон Туркестана на Всероссийской сельскохозяйственной выставке 1923 года.

Эскиз мавзолея Ленина
Эскиз мавзолея Ленина

С 1924 года Шехтель руководил архитекторами при ДнепроГЭСе, заказов он почти не получал, заболел раком желудка, и назначенной ему Луначарским пенсии не хватало даже на лекарства. Он пытался распродать имущество, чтобы помочь семье, но делу это не помогло. Он умер в 1926 году в Москве, и похоронен на Ваганьковском кладбище.

📕 Подпишитесь на Лекторий Dостоевский:

📚 YouTube: https://www.youtube.com/channel/UCtsCAuG4sK9had2F-nnUfyA

📚 VK: https://vk.com/lectorydostoevsky

📚 OK: https://ok.ru/dostoevsky.lectory

📚Rutube: https://rutube.ru/channel/23630029/

📚Telegram: https://t.me/dostoevsky_fm_dostoverno

📚 Наш сайт: https://dostoverno.ru/