— ...И представляешь, они разводятся! — Валя взволнованно крутит тонкую прядь волос на пальце, словно стараясь унять волнение. — Тётя Наташа и дядя Андрей. После тридцати пяти лет брака!
— Да ну? — Полина удивлённо вскидывает брови. — В пятьдесят пять лет разводиться? Это ж не двадцать, когда вся жизнь твпереди.
— Вот именно! — Валя подаётся вперёд. — И, кстати, это ей 55, а ему под шестьдесят уже. Они поженились студентами, в общаге жили поначалу. Ничего своего не было, с нуля начинали. Это уже потом он начал зарабатывать, квартиру большую купил, машины менять стал, за границу ездить... Все говорили: повезло Наташке с таким мужем. И ей он тогда казался идеалом... А потом выяснилось, что детей у них не будет. Ну как? У него не может быть детей — бесплодие. У тети Наташи-то со здоровьем все было нормально.
А она всегда мечтала о детях. Нас с братом очень любила. У нас всегда было так, что тётя Наташа — это праздник. Дарила нам всё самое красивое, модное. Смартфоны нам купила, когда ещё ни у кого не было, ничего для нас не жалела...
Валя помнит, как в детстве тётя Наташа приезжала к сестре, Валиной маме, с огромными пакетами подарков. Всё для детей. Куклы, конструкторы, роликовые коньки, книги с яркими картинками — племянники получали все, что только могли пожелать. А ещё были поездки на море! На каникулах, пока родители работали, Наташа увозила их к тёплым морям, в пансионаты, где по вечерам все вместе читали сказки и смотрели фильмы, а днём Наташа водила детей на пляж, возила на экскурсии, в аквапарки, в кафе, кормила пиццей и мороженым. У Вали эти воспоминания — самые светлые из всего детства. Тётя Наташа очень любила детей, но своих ей так и не довелось иметь.
— Погоди, а почему они не усыновили кого-нибудь? — спрашивает Полина.
— Потому что дядя был против! — Валя всплёскивает руками. — Типа, неизвестно, какие гены у чужого ребёнка. А тётя приняла это, как приговор. Смирилась! Хотя могла бы уйти от него, родить от другого... Но нет, она решила, что любовь важнее.
Полина качает головой, глядя на расстилающийся перед ними парк.
— Знаешь, — говорит она. — Будь я на её месте, просто забеременела бы от другого мужчины. Муж бы и не узнал ничего. Ведь всякое бывает, не было, не было детей, а потом и появились! А что? Тогда генетическую экспертизу никто не делал. Да, не честно, зато был бы у них сын или дочь. Совсем по-другому жизнь бы сложилась.
Действительно, возможность родить от другого мужчины у Натальи была. Так делали многие женщины её поколения, но ей это казалось предательством. Могла усыновить кого-то, но муж упёрся: «Если нет своего, то не надо никакого!» — заявлял он, и Наталья покорно соглашалась. Она отводила душу с племянниками, а муж понимал, шёл навстречу, не жалея денег на родственников жены. Вот так и сложилась судьба. Пришлось принять её такой, какая есть.
Наталья Ивановна всегда работала, но не ради денег, а потому что так было правильно. Её зарплаты хватало на мелочи, на радости для себя и близких. Муж обеспечивал их полностью, а она лишь создавала уют. Готовила его любимые блюда, гладила его рубашки, поддерживала порядок в их просторной квартире, которую они купили ещё в девяностые. Тогда казалось, что всё это навсегда.
А потом шли годы, годы, годы... Они постарели, и Наталье казалось, что ещё больше привязались друг к другу. И вот, как гром среди ясного неба — муж решил развестись.
— Валя, но ты же понимаешь? Так бывает в жизни. — рассуждает Полина. — Всё-таки жизнь у ней была хорошая?
— Да, дядя зарабатывал неплохо, они не бедствовали. Квартиру купили, по заграницам ездили, ей особо и работать не надо было — больше для души. Но ведь он жил, как хотел! А она? Она совсем о другом мечтала — о большой семье, о детях, но ради него, получается, пожертвовала этим. И в итоге что? Он просто собрал вещи и ушёл. К молодой женщине, между прочим!
— Так уж и к молодой? Зачем он нужен молодой-то?
— Ну, не то чтобы... Ей сорок, для него молодая, да. У неё двое детей подростков. И, кстати, тёте он сказал, что эти дети — тоже причина. Надо же, мол, кому-то передать нажитое...
— Подожди, подожди... — Полина морщит лоб. — Но квартиру-то он жене оставил?
— Вовсе нет! — возражает Валя. — Дядя хочет продать общую квартиру и поделить деньги от продажи. Тетя на свою долю купит себе что-нибудь скромное на окраине. А сам с деньгами — к новой семье.
Валя снова накручивает прядь волос на палец.
— Вот так верить мужчинам... Жизнь вместе прожили, а теперь стала не нужна. У мужа — новая жизнь, он мужчина в расцвете лет, а она — старая одинокая женщина. Ужасно обидно за неё!
Полина задумчиво щурится.
— Ну, если так посмотреть... Он же и правда ей ничего не должен. Да, они прожили вместе, он же не был тираном, обеспечивал, давал ей свободу...
— Свободу?! — Валя негодует. — Да у неё выбора не было! Она его любила! И вот так просто взять и бросить человека, с которым прожил всю жизнь? Это мерзко, Поля. Он забрал у нее шанс стать матерью, а теперь забирает и спокойную старость.
— Послушай, но твоя тётя сама выбрала этот путь. Она могла уйти от мужа, могла настоять на усыновлении вопреки его желанию. В конце концов, могла родить от другого — никто бы не проверял. А она осталась. Сама виновата. Надо было думать о себе в первую очередь. Вот муж её — он о себе думает. Хочет продлить молодость. Ну, что же? Его можно понять — жизнь одна. Никто ведь не заставлял твою тётю оставаться рядом с мужем.
— Потому что она его любила!
— Ну, и он её любил. — Полина вздыхает. — А теперь разлюбил. Валя, это жизнь. Может, она в чем-то его тоже не устраивала? Может, просто устали друг от друга.
— Это не честно, — голос Вали дрожит от эмоций. — Мужчины всегда так делают. Им всё можно! А женщина живёт, отдавая всё, а потом остаётся у разбитого корыта. И даже никто не скажет «прости».
Полина молчит, задумчиво рисуя носком кроссовка узоры на асфальте. Она не согласна с подругой. Но и не спорит. Потому что понимает: той совсем другое хочется услышать.
А вы как думаете? Стоит разделять с супругом его судьбу? Или и правда, думать надо в первую очередь о себе. Глупо на шестом десятке рассчитывать на вечную любовь, да и на порядочность тоже?
Читайте ещё семейные истории: