Найти в Дзене
МУЖСКИЕ МЫСЛИ

Карл Шпицвег: аптекарь, который прописал миру дозу иронии (и это сработало лучше аспирина)

Оглавление

Как самоучка из Мюнхена стал «королем бидермайер-мемов» и почему его картины — это ситкомы XIX века

Глава 1. «Рецепт успеха: смешать краски, добавить щепотку сарказма»

Представьте: вы — успешный аптекарь, но вместо того, чтобы выписывать микстуры от кашля, тайком рисуете карикатуры на соседей. Именно так начинал Карл Шпицвег — человек, доказавший, что искусство можно варить, как зелье. Его ранние работы — это фармацевтический коктейль: две части голландского света, одна часть немецкого педантизма и стопка иронии. Когда академия художеств сказала ему: «Вы слишком стар для студента» (ему было 24!), Шпицвег просто пожал плечами и открыл свою «лабораторию» на чердаке. Результат? Полторы тысячи картин, которые позже назовут «энциклопедией бюргерской жизни» — или, если угодно, «Википедией мелких радостей».

Карл Шпицвег  (нем. Carl Spitzweg; 5 февраля 1808, Гермеринг — 23 сентября 1885, Мюнхен) — немецкий живописец, рисовальщик и иллюстратор, яркий представитель стиля бидермайер.
Карл Шпицвег (нем. Carl Spitzweg; 5 февраля 1808, Гермеринг — 23 сентября 1885, Мюнхен) — немецкий живописец, рисовальщик и иллюстратор, яркий представитель стиля бидермайер.

Глава 2. «Летающие листья», или Как стать инфлюенсером до изобретения Instagram

В 1840-х Шпицвег рисует для сатирического журнала «Летящие листья». Его герои — чудаки в колпаках, книжные черви, влюбленные старики — словно персонажи мемов, застывших на холсте. Его «Бедный поэт» — это средневековый хипстер, греющийся у печки вместо того, чтобы искать нормальную работу. А «Любитель кактусов»? Типичный коллекционер из твиттера, готовый продать душу за редкий экземпляр. Если бы в XIX веке были подкасты, Шпицвег наверняка вёл бы стрим «Как выжить среди буржуа и не сойти с ума».

Глава 3. Гастроли по Европе, или «Что привезти из Парижа, кроме круассанов»

Шпицвег не был типичным затворником-гением. Он колесил по Европе, как современный блогер в поисках контента: Прага, Лондон, Венеция. В Париже он «подсел» на барбизонскую школу, в Англии — на пейзажи Констебля. Вернувшись, он начал смешивать стили, как бармен-экспериментатор: добавлял в немецкий бидермайер французский романтизм, приправлял всё это английским небом с облаками. Получался коктейль, от которого даже снобы из академии протрезвели: в 1868 году они таки дали ему звание почётного члена. Ирония? Ему было 60 — возраст, в который тогда обычно начинали писать завещания, а не вступать в академии.

Глава 4. «Посмертный хайп, или Почему Шпицвег обогнал своё время на 50 лет»

При жизни его покупали разве что для гостиной тётушки Марты. Но после смерти — бац! — Парижская выставка 1867 года превратила его в арт-звезду. Внезапно все захотели «чуть-чуть Шпицвега» в интерьер: его картины стали этаким «винтажным декором» ещё до того, как слово «винтаж» вошло в моду. Сегодня его называют «прадедушкой магического реализма» — ведь в его работах повседневность становится сказкой, а сказка притворяется реальностью.

Эпилог. «Что, если бы Шпицвег вёл TikTok?»

Он бы точно снимал скетчи: «День из жизни аптекаря-неудачника» или «Как собрать кактус за 10 шагов». Его герои — те же инфлюенсеры, только в камзолах. А ещё он напоминал бы нам, что искусство — это не только грандиозные полотна, но и смех сквозь полуулыбку. В конце концов, именно Шпицвег показал: иногда достаточно посмотреть в окно, чтобы увидеть целую вселенную. Или, как сказали бы сегодня, «найти красоту в хюгге обыденного».

P.S. Если вам когда-нибудь скажут, что начинать поздно — вспомните аптекаря, который в 24 года «опоздал» в академию, а в 77 — ушёл, оставив после себя полторы тысячи причин улыбнуться.

Материалы по теме