Найти в Дзене

Цветочный натюрморт в искусстве Голландии XVII века

Оглавление

Цветочный натюрморт XVII века стал уникальным культурным явлением в Голландии, оказавшим значительное влияние на дальнейшее развитие живописи в Европе.

Художники того времени с любовью и вниманием изображали красоту природы и разнообразие окружающего мира. Букеты из различных цветов — роз, незабудок, тюльпанов — завораживали зрителя и содержали глубокие символические программы.

У истоков жанра

Основание жанра цветочного натюрморта связано с именем Амброзиуса Босхарта Старшего, который стал основоположником цветочного натюрморта как самостоятельного направления. Босхарт начал свою карьеру в Антверпене в 1588 году, а затем работал в Мидделбурге (до 1613 года), Утрехте (с 1616 года) и Бреде.

Амброзиус Босхарт Старший. Цветочный натюрморт, 1614. Центр Гетти, Лос-Анджелес
Амброзиус Босхарт Старший. Цветочный натюрморт, 1614. Центр Гетти, Лос-Анджелес

На его картинах часто можно увидеть не только цветы, но и насекомых, бабочек и ракушки. В ряде работ цветы изображены в процессе увядания. Большинство картин Босхарта написаны на деревяной и медной доске — холст стал использоваться художником только во второй половине XVII века.

Амброзиус Босхарт Старший. Натюрморт с цветами, 1617. Халльвюльский музей, Стокгольм. Справа: Тюльпаны, розы, розовая и белая гвоздика, незабудки, ландыши и другие цветы в вазе, ок. 1619. Частное собрание
Амброзиус Босхарт Старший. Натюрморт с цветами, 1617. Халльвюльский музей, Стокгольм. Справа: Тюльпаны, розы, розовая и белая гвоздика, незабудки, ландыши и другие цветы в вазе, ок. 1619. Частное собрание

Босхарт тесно связан с Яном Брейгелем Старшим, уроженцем Брюсселя. Брейгель учился в Антверпене, а затем в Италии, где познакомился с архиепископом Федерико Борромео, который помог ему найти работу в Милане. Вернувшись в Антверпен в 1596 году, Брейгель вступил в гильдию Святого Луки. Он стал придворным художником эрцгерцога Альбрехта и выполнял дипломатические поручения в Священной Римской империи. Ян Брейгель, в основном, писал пейзажи и цветы в аллегорических, мифологических или религиозных композициях Питера Пауля Рубенса. Работы Босхарта и Брейгеля стали основой для развития цветочного натюрморта в Голландии.

Амброзиус Босхарт Старший. Букет цветов на подоконнике, ок. 1620. Музей искусств округа Лос-Анджелес. Справа: Ян Брейгель Старший. Цветы в деревянной кадке, 1606-1607. Музей истории искусств, Вена
Амброзиус Босхарт Старший. Букет цветов на подоконнике, ок. 1620. Музей искусств округа Лос-Анджелес. Справа: Ян Брейгель Старший. Цветы в деревянной кадке, 1606-1607. Музей истории искусств, Вена

Любовь к мельчайшим деталям

Бальтазар ван дер Аст, родом из южной голландской провинции Зеландия, был из семьи успешных купцов шерстью. Его сестра была замужем за Амброзиусом Босхартом Старшим, и это непосредственное влияние картин Босхарта сказалось на его творчестве. В 1619 году Аст переехал в Утрехт, где вступил в гильдию Святого Луки. Его ранние работы, созданные в 1620-е годы, сильно напоминают стиль Босхарта. Эти картины отличались особым подходом, где внимание уделялось мельчайшим деталям.

Балтазар ван дер Аст. Натюрморт из цветов, фруктов, ракушек и насекомых, ок. 1629. Бирмингемский художественный музей, США
Балтазар ван дер Аст. Натюрморт из цветов, фруктов, ракушек и насекомых, ок. 1629. Бирмингемский художественный музей, США

В 1633 году Аст переехал в Делфт, где продолжил писать натюрморты с цветами, насекомыми и фруктами. Его композиции напоминали работы Босхарта и Брейгеля, где каждый предмет находился в своей пространственной нише. Его метод поиска внешней занимательности, попытка создать микросюжет из взаимодействующих персонажей (цветов, плодов, насекомых), был отвергнут его последователями.

Балтазар ван дер Аст. Корзина цветов, ок. 1622. Национальная галерея искусства, Вашингтон
Балтазар ван дер Аст. Корзина цветов, ок. 1622. Национальная галерея искусства, Вашингтон

Тем не менее, любовь ван дер Аста к мельчайшим деталям продолжала жить в традиции голландского натюрморта. Бабочек, мух, стрекоз с детально прорисованными крыльями можно встретить в голландских натюрмортах до второй половины XVIII века.

Балтазар ван дер Аст. Цветы в вазе с раковинами и насекомыми, ок. 1630. Национальная галерея, Лондон. Справа: Ваза с одним тюльпаном, 1625. Маурицхёйс, Гаага
Балтазар ван дер Аст. Цветы в вазе с раковинами и насекомыми, ок. 1630. Национальная галерея, Лондон. Справа: Ваза с одним тюльпаном, 1625. Маурицхёйс, Гаага

Исследования природы

Предполагается, что Ян Давидс де Хем учился у Бальтазара ван дер Аста. Де Хем большую часть своей жизни провел в Антверпене, и его творчество также объединяло влияние голландской и фламандской традиции.

Ян Давидс де Хем. Ваза с цветами, 1670. Маурицхёйс, Гаага. Справа: Цветы в стеклянной вазе с фруктами, 1665. Музей Тиссена-Борнемисы, Мадрид
Ян Давидс де Хем. Ваза с цветами, 1670. Маурицхёйс, Гаага. Справа: Цветы в стеклянной вазе с фруктами, 1665. Музей Тиссена-Борнемисы, Мадрид

В создании пышных цветочных композиций прослеживается стремление голландских художников сочетать искусство и науку, а экзотические цветы свидетельствуют о страсти голландцев к путешествиям и открытиям. Цветочный натюрморт становится не только художественным жанром, но и своего рода символом открытия новых земель, ботанических исследований и тюльпаномании (тюльпан обязательно присутствует с середины века во всех натюрмортах).

Ян Давидс де Хем. Цветочный букет в стеклянной вазе, распятие и мёртвая голова. 2-я четверть XVII в. Старая пинакотека, Мюнхен. Справа: Ваза с цветами, 1660. Национальная галерея искусств, Вашингтон
Ян Давидс де Хем. Цветочный букет в стеклянной вазе, распятие и мёртвая голова. 2-я четверть XVII в. Старая пинакотека, Мюнхен. Справа: Ваза с цветами, 1660. Национальная галерея искусств, Вашингтон

Интересно, что в композициях могут соседствовать различные виды цветов, которые не могут цвести одновременно в природе. Цветы, расположенные в верхней части ваз, стремятся к солнцу, в то время как те, что ниже, склонны к увяданию. Внизу также могут быть изображены ящерица, улитка, ночная бабочка, муравьи — все они символизируют цикл жизни от рождения до старости.

Виллем ван Алст и кабинеты редкостей

Виллем ван Алст, который писал элегантные букеты, часто изображал цветы на темных фонах, создавая композиции, напоминающие фотографии.

Виллем ван Алст. Цветы в серебряной вазе, 1663. Музей изобразительных искусств Сан-Франциско. Справа: Натюрморт с цветами, 1665. Музей Тома-Анри, Шербур-Октевиль
Виллем ван Алст. Цветы в серебряной вазе, 1663. Музей изобразительных искусств Сан-Франциско. Справа: Натюрморт с цветами, 1665. Музей Тома-Анри, Шербур-Октевиль

С 1649 по 1656 год он жил в Италии при дворе герцога Тосканского Фердинанда Медичи, где вместе с Маттиасом Витхосом и Отто ван Скриком способствовал распространению моды на так называемый "гладкий стиль" в цветочных композициях. Этот стиль был характерен для натюрмортов-обманок, которые использовались в кабинетах редкостей аристократов. В XVII веке распространение моды на собирание редкостей переходит в натюрморт с диковинными растениями, черепами и редкими насекомыми.

Виллем ван Алст. Цветочный натюрморт с часами, 1663. Маурицхёйс, Гаага. Справа: Букет цветов с бабочкой, 1677. Частная коллекция
Виллем ван Алст. Цветочный натюрморт с часами, 1663. Маурицхёйс, Гаага. Справа: Букет цветов с бабочкой, 1677. Частная коллекция

В Италии ван Алст писал цветочные композиции на каменной основе, такой как малахит, яшма, лазурит и перламутр, создавая удивительные произведения искусства, которые предлагали драгоценную трактовку природы. По возвращении в Голландию в 1656 году, ван Алст стал известен своими роскошными натюрмортами.

Символы мироздания

Иллюзионизм и философская тема "Помни о смерти" (Memento mori) характерны для картин Абрахама Миньона, который в конце XVII века создавал целые эпопеи на тему ванитас и цикла жизни. В его картинах часто встречаются символы: гнездо (зарождение), раскрытые бутоны и зрелые фрукты (полнокровное развитие), стареющее дерево (старость), мертвые рыбы, ящерица, которую съедают муравьи (смерть), зерно, виноград, хлеб и вино — символы евхаристии.

Абрахам Миньон. Фруктовый натюрморт, ок. 1650. Эрмитаж, Санкт-Петербург. Справа: Цветочный натюрморт, ок. 1660. Эрмитаж, Санкт-Петербург
Абрахам Миньон. Фруктовый натюрморт, ок. 1650. Эрмитаж, Санкт-Петербург. Справа: Цветочный натюрморт, ок. 1660. Эрмитаж, Санкт-Петербург

Миньон работал во Франкфурте, а позже в Утрехте, где вступил в гильдию Святого Луки и, возможно, работал в мастерской де Хема. Натюрморты Миньона отличались сложностью и богатством композиции, где цветы и плоды объединялись в монументальные, многослойные изображения.

Абрахам Миньон. Натюрморт с котом и падающей вазой с цветами. Рейксмузеум, Амстердам. Справа: Цветочный натюрморт с мышами и насекомыми, между 1669 и 1679. Маурицхёйс, Гаага
Абрахам Миньон. Натюрморт с котом и падающей вазой с цветами. Рейксмузеум, Амстердам. Справа: Цветочный натюрморт с мышами и насекомыми, между 1669 и 1679. Маурицхёйс, Гаага

Таким образом, цветочный натюрморт в Голландии XVII века стал не только важным художественным жанром, но и выразительным способом передачи философских и символических идей.

Понравилась статья? Поддержите канал лайком и подпиской. Спасибо!

Еще больше искусства:

• Сайт: https://artstudiolo.com/
• Telegram:
https://t.me/artstudiolo
• YouTube:
https://www.youtube.com/@artstudiolo
• RuTube:
https://rutube.ru/channel/48924131/
• Записаться на индивидуальные занятия по истории искусства:
https://forms.gle/p3YaMLRocjjZrSV66