Цветочный натюрморт XVII века стал уникальным культурным явлением в Голландии, оказавшим значительное влияние на дальнейшее развитие живописи в Европе.
Художники того времени с любовью и вниманием изображали красоту природы и разнообразие окружающего мира. Букеты из различных цветов — роз, незабудок, тюльпанов — завораживали зрителя и содержали глубокие символические программы.
У истоков жанра
Основание жанра цветочного натюрморта связано с именем Амброзиуса Босхарта Старшего, который стал основоположником цветочного натюрморта как самостоятельного направления. Босхарт начал свою карьеру в Антверпене в 1588 году, а затем работал в Мидделбурге (до 1613 года), Утрехте (с 1616 года) и Бреде.
На его картинах часто можно увидеть не только цветы, но и насекомых, бабочек и ракушки. В ряде работ цветы изображены в процессе увядания. Большинство картин Босхарта написаны на деревяной и медной доске — холст стал использоваться художником только во второй половине XVII века.
Босхарт тесно связан с Яном Брейгелем Старшим, уроженцем Брюсселя. Брейгель учился в Антверпене, а затем в Италии, где познакомился с архиепископом Федерико Борромео, который помог ему найти работу в Милане. Вернувшись в Антверпен в 1596 году, Брейгель вступил в гильдию Святого Луки. Он стал придворным художником эрцгерцога Альбрехта и выполнял дипломатические поручения в Священной Римской империи. Ян Брейгель, в основном, писал пейзажи и цветы в аллегорических, мифологических или религиозных композициях Питера Пауля Рубенса. Работы Босхарта и Брейгеля стали основой для развития цветочного натюрморта в Голландии.
Любовь к мельчайшим деталям
Бальтазар ван дер Аст, родом из южной голландской провинции Зеландия, был из семьи успешных купцов шерстью. Его сестра была замужем за Амброзиусом Босхартом Старшим, и это непосредственное влияние картин Босхарта сказалось на его творчестве. В 1619 году Аст переехал в Утрехт, где вступил в гильдию Святого Луки. Его ранние работы, созданные в 1620-е годы, сильно напоминают стиль Босхарта. Эти картины отличались особым подходом, где внимание уделялось мельчайшим деталям.
В 1633 году Аст переехал в Делфт, где продолжил писать натюрморты с цветами, насекомыми и фруктами. Его композиции напоминали работы Босхарта и Брейгеля, где каждый предмет находился в своей пространственной нише. Его метод поиска внешней занимательности, попытка создать микросюжет из взаимодействующих персонажей (цветов, плодов, насекомых), был отвергнут его последователями.
Тем не менее, любовь ван дер Аста к мельчайшим деталям продолжала жить в традиции голландского натюрморта. Бабочек, мух, стрекоз с детально прорисованными крыльями можно встретить в голландских натюрмортах до второй половины XVIII века.
Исследования природы
Предполагается, что Ян Давидс де Хем учился у Бальтазара ван дер Аста. Де Хем большую часть своей жизни провел в Антверпене, и его творчество также объединяло влияние голландской и фламандской традиции.
В создании пышных цветочных композиций прослеживается стремление голландских художников сочетать искусство и науку, а экзотические цветы свидетельствуют о страсти голландцев к путешествиям и открытиям. Цветочный натюрморт становится не только художественным жанром, но и своего рода символом открытия новых земель, ботанических исследований и тюльпаномании (тюльпан обязательно присутствует с середины века во всех натюрмортах).
Интересно, что в композициях могут соседствовать различные виды цветов, которые не могут цвести одновременно в природе. Цветы, расположенные в верхней части ваз, стремятся к солнцу, в то время как те, что ниже, склонны к увяданию. Внизу также могут быть изображены ящерица, улитка, ночная бабочка, муравьи — все они символизируют цикл жизни от рождения до старости.
Виллем ван Алст и кабинеты редкостей
Виллем ван Алст, который писал элегантные букеты, часто изображал цветы на темных фонах, создавая композиции, напоминающие фотографии.
С 1649 по 1656 год он жил в Италии при дворе герцога Тосканского Фердинанда Медичи, где вместе с Маттиасом Витхосом и Отто ван Скриком способствовал распространению моды на так называемый "гладкий стиль" в цветочных композициях. Этот стиль был характерен для натюрмортов-обманок, которые использовались в кабинетах редкостей аристократов. В XVII веке распространение моды на собирание редкостей переходит в натюрморт с диковинными растениями, черепами и редкими насекомыми.
В Италии ван Алст писал цветочные композиции на каменной основе, такой как малахит, яшма, лазурит и перламутр, создавая удивительные произведения искусства, которые предлагали драгоценную трактовку природы. По возвращении в Голландию в 1656 году, ван Алст стал известен своими роскошными натюрмортами.
Символы мироздания
Иллюзионизм и философская тема "Помни о смерти" (Memento mori) характерны для картин Абрахама Миньона, который в конце XVII века создавал целые эпопеи на тему ванитас и цикла жизни. В его картинах часто встречаются символы: гнездо (зарождение), раскрытые бутоны и зрелые фрукты (полнокровное развитие), стареющее дерево (старость), мертвые рыбы, ящерица, которую съедают муравьи (смерть), зерно, виноград, хлеб и вино — символы евхаристии.
Миньон работал во Франкфурте, а позже в Утрехте, где вступил в гильдию Святого Луки и, возможно, работал в мастерской де Хема. Натюрморты Миньона отличались сложностью и богатством композиции, где цветы и плоды объединялись в монументальные, многослойные изображения.
Таким образом, цветочный натюрморт в Голландии XVII века стал не только важным художественным жанром, но и выразительным способом передачи философских и символических идей.
Понравилась статья? Поддержите канал лайком и подпиской. Спасибо! ♥
Еще больше искусства:
• Сайт: https://artstudiolo.com/
• Telegram: https://t.me/artstudiolo
• YouTube: https://www.youtube.com/@artstudiolo
• RuTube: https://rutube.ru/channel/48924131/
• Записаться на индивидуальные занятия по истории искусства: https://forms.gle/p3YaMLRocjjZrSV66