Найти в Дзене
Кирилл Вишнепольский

Брошка на секретном оборудовании: «несуны» в штабе Русской императорской армии

Как тыловики Императорской армии 140 лет назад использовали новые приборы? В стиле лаборантов советских НИИ: печатали картинки для себя. Знакомьтесь, так ученик Военно-топографического отдела Главного Штаба Федор Николаевский выглядел в 1884 году.

Брошь с портретом фотографа, Россия, 1884 г., металл, кожа, бархат, гальванотехника, 3×3,5 см, Ф.Л. Николаевский © Экспонат Эрмитажа
Брошь с портретом фотографа, Россия, 1884 г., металл, кожа, бархат, гальванотехника, 3×3,5 см, Ф.Л. Николаевский © Экспонат Эрмитажа

Уроженец Вильно Федор Львович Николаевский (1849–1917) после окончания Академии художеств был зачислен в военные топографы в Петербурге. «Исследуя возможности гальванотехники, он спроецировал фрагмент негатива со своим портретом на медную пластину, покрытую светочувствительным слоем», — сообщает Эрмитаж. Получился, как дипломатично формулирует музей, «любопытный образец — брошь, изготовленная, вероятно, в качестве памятного подарка».

Я по одному из своих образований — офицер-пропагандист. Уверен: сам факт наличия такой аппаратуры в Главном штабе был секретной информацией. Тем не менее, Федор вынес еще теплую брошку с работы и кому-то действительно подарил. В 1996 году Эрмитаж купил этот экспонат у некоего частного лица — видимо, наследника той таинственной незнакомки.

-2

Прекрасно помню матричных «Джоконд» из 1980-х: в советских НИИ такое программировали на оборудовании государственной важности и вешали на стены. «А у перфоратора, пробивающего дырочки на перфоленте, можно было набрать сколько угодно аккуратных маленьких бумажных кружочков, — добавляет участница одной дискуссии о таких джокондах в сети. — И на следующий день прийти с маникюром, где на каждом алом ногте красуется стилизованный цветочек из семи белых точечек».

Вывески меняются, а человек остается человеком. Не осуждаю: человеку свойственно творить и нельзя нас винить за художественные порывы. Я на днях видел в Подмосковье относительно новый фюзеляж пассажирского самолета, используемый в качестве садового домика — с трогательным таким крылечком. Фотографировать побоялся. Раз этот человек смог вынести с работы целый самолет — у него длинные руки и с ним лучше не связываться.

«Повсеместное увлечение фотографией привело не только к использованию ее в научных и образовательных сферах, но нашло оригинальное применение и в быту, — комментирует Эрмитаж. — Так, с середины 19 в. появляется мода украшать фотографиями различные элементы костюма и аксессуары — пуговицы, запонки, брошки, шкатулки и т.д.».

Брошь с фотографическим изображением детей принца П.Г.Ольденбургского, Россия первая половина 1850-х гг., 4,3×3,2 см, золото, серебро, медь, стекло © Экспонат Эрмитажа
Брошь с фотографическим изображением детей принца П.Г.Ольденбургского, Россия первая половина 1850-х гг., 4,3×3,2 см, золото, серебро, медь, стекло © Экспонат Эрмитажа

Редкий пример такого жанра — брошь из начала 1850-х с фотографическим изображением детей принца Петра Ольденбургского (внука Павла I). Как видите, это просто переснятая картина. Такая вот мода, и Николаевский тоже себе такую захотел.

И, следует отметить — ему все сошло с рук. Отслужив 10 лет в Главном штабе, Федор Львович потом посвятил жизнь искусству: был фотографом в Эрмитаже и делал интерьерные съемки для столичных журналов. Оставил нам бесценные свидетельства устройства частной жизни тогдашних богатых и знаменитых.

Вот, например: балкон ресторана «Палкинъ» на Невском, 47, начало 1900-х. Нет машин на улицах, ты можешь сидеть с бокалом на балконе, не покрываясь сажей — красота!

Вид Невского проспекта с балкона ресторана Палкина, Россия, 1900-е гг. Ф.Л. Николаевский © Экспонат Эрмитажа
Вид Невского проспекта с балкона ресторана Палкина, Россия, 1900-е гг. Ф.Л. Николаевский © Экспонат Эрмитажа

А вот неоренессансная бильярдная с кессонированными потолками и псевдоготическими окнами в особняке стремительно разбогатевшего предпринимателя Ф.В. Утемана на Васильевском острове. «Вещи „служат“, а не выставлены напоказ», — так сформулировал архитектор свой замысел. «В бильярдной играют на бильярде! Это возвращение к самим истокам жанра „интерьер“!», — восхищались журналы.

Бильярдная в особняке Ф. Ф. Утемана, Санкт-Петербург, после 1908 г. Ф.Л. Николаевский © Экспонат Эрмитажа
Бильярдная в особняке Ф. Ф. Утемана, Санкт-Петербург, после 1908 г. Ф.Л. Николаевский © Экспонат Эрмитажа

Или вот еще был интересный случай. В 1909 году историк барон Николай Николаевич Врангель взял Федора Николаевского в соратники и они поехали фотографировать ветшающие усадьбы 18 века вокруг крупных русских городов. Москва, Петербург, Калуга, Рязань, Тула, Орел. Внешний вид и архитектурные особенности усадеб, планировка и обстановка. Врангель будто чувствовал, чем этому наследию грозит наступавший 20 век. Да, все погибло — но есть хотя бы научная фотофиксация утраченного, оказывается. Большое дело, между прочим.

Портрет неизвестной в интерьере, Россия, 1909 год Ф.Л. Николаевский © Экспонат Эрмитажа
Портрет неизвестной в интерьере, Россия, 1909 год Ф.Л. Николаевский © Экспонат Эрмитажа

Это я все к чему? Дорогая газета «Город N» из Ростова-на-Дону! Человек, который ночью в июле 1994-го забыл светокопию одной там части своего тела в новеньком редакционном ксероксе, наконец готов раскрыть свое инкогнито. Но только в обмен на ту самую светокопию, если она сохранилась в архиве.

Мои что-то совсем выцвели.

Это сообщение в поддержку свежей публикации Трансформация русской брошки: два века застежек, крыльев и цветов

-7

Там много фактов и красивых вещей, посмотрите, если еще не видели.