Найти в Дзене
Barbados Bond$

Смотрим отчетность ГТЛК за 2024г., есть ли там прибыль?

Технический дефолт в облигациях Роснано вызвал интерес в инвестиционном сообществе к другим госкомпаниям, их финансовому положению, рейтингам, госгарантиям по долгам и тд.

Решил посмотреть на отчетность некоторых госкомпаний, которые имеют много облигационных займов на балансе и сравнить их перспективы. Начинаю с ГТЛК(Государственная транспортная лизинговая компания), у которой сейчас в обороте облигаций на сумму около 400 млрд. р., подробнее писал о компании здесь 👉 https://t.me/barbados_bond/41.

Основные показатели ГТЛК за 2024г.:

1. Операционные доходы - 133 439 млн. р. (+37% к 2023г.);

2. Процентные расходы - 110 024 млн. р. (+64,8% к 2023г.);

3. Оценочные резервы под убытки - 8 645 млн. р. ( -68% к 2023г.);

4. Операционная прибыль - убыток 1 185 млн. р. (- 90,7% к 2023г.);

5. Чистая прибыль - 1 827 млн. р. (+158% к 2023г.);

6. Финансовые активы - 144 285 млн. р. (+16,4% к 2023г.);

7. Чистые инвестиции в лизинг - 472 070 млн. р. (+29,4% к 2023г.);

8. Активы, сдаваемые в операционную аренду - 311 651 млн. р. (-5,7% к 2023г.);

9. Задолженность по кредитам - 551 602 млн. р. (+24% к 2023г.);

10. Задолженность по облигационным займам - 387 584 млн. р. (+10% к 2023г.);

11. Суммарные финансовые обязательства - 939 186 млн. р. (+17,8% к 2023г.);

12. Накопленный убыток - 53 303 млн. р. (-3% к 2023г.);

13. Собственный капитал - 205 321 млн. р. (+18,6% к 2023г.).

Отчетность ГТЛК в экспресс-варианте анализировать очень сложно. Компания одновременно ведет коммерческую деятельность, занимая по рыночным ставкам и финансируя лизинговые операции на рыночных условиях, при этом параллельно есть нерыночные проекты, которые реализуются на основе льготного финансирования из бюджета. В итоге в отчетности смешались кони, люди и залпы тысячи орудий.

Задача экспресс-анализа отчетности понять динамику и основные болевые точки или успехи, которые были у компании в прошедшем году. Глубоко копать и досконально разобраться в бизнесе эмитента нет времени и это почти невозможно сделать только на основании отчетности.

Итак операционные доходы в 2024г. выросли на 37%, это укладывается в общее русло показателей лизинговых компаний, у многих был сопоставимый рост. Процентные расходы при этом выросли на 64%, а долг по кредитам и облигационным займам на 17,8% (см. пп. 9-11). Снизились оценочные резервы под убытки, благодаря чему, операционный убыток в 2024г. снизился на 90%. Чистые инвестиции в лизинг увеличились на 29%, а чистая прибыль выросла до 1,8 млрд. р.

Конечно эта чистая прибыль имеет некоторый бумажный характер, так как в 2024г. компания получала и госсубсидии, и льготное финансирование, была докапитализация через выпуск допэмиссии акций на 250 млн. р.

По сути ГТЛК на операционном уровне как работала в убыток, так и продолжает работать, но вроде в 2024г. результаты деятельности выглядят эффективнее. В прочих операционных доходах нашел значительную сумму от реализации имущества - 18,1 млрд. р., что в 4 раза больше, чем в 2023г., это как раз и повлияло на увеличение чистой прибыли.

Административные расходы увеличились на 20%, у частных лизинговых компаний из тех, что уже посмотрел, расходами управляют лучше.

В отчетности есть интересный факторный анализ влияния изменения курса рубля и ставки ЦБ на прибыль компании, с удивлением обнаружил, что укрепление рубля оказывает отрицательное влияние на прибыль и в 2025г. это сейчас реализуется. Сильно на прибыль влияет ставка, при снижении ставки ЦБ на 3% пункта, компания может выйти в прибыль на операционном уровне (не понятно правда, почему при более низких ставках в 2023г. она показывала убытки).

Коэффициент соотношения финансовых обязательств к собственному капиталу в 2024г. остался на том же уровне, что и в 2023г. Хотя конечно при таких ставках он высоковат - 5,6. Это понимают и в Правительстве РФ, поэтому 26 февраля было принято решение об очередной допэмиссии акций ГТЛК на сумму 5 млрд. р., что укрепит финансовую устойчивость компании в период высоких ставок на рынке.

Общее впечатление от отчетности скорее положительное. Понятно, что это госкомпания со всеми минусами, но все-таки это не зомби-компания, есть рост операционных показателей, есть позитивные сдвиги по отношению к 2023г. В 2025г. отчетность скорее всего будет хуже, так как средняя ставка ЦБ будет выше и с таким высоким долгом ГТЛК придется все больше средств тратить на обслуживание долга. Основными клиентами ГТЛК являются структуры РЖД, Аэрофлот и прочие инфраструктурные компании, поэтому государство будет по возможности оказывать финансовую поддержку ГТЛК, что мы и наблюдаем.

Продолжаю держать бумаги ГТЛК 2Р7 (RU000A10AU73) в портфеле Барбадос и в других своих портфелях. Думаю, что риски каких-то сюрпризов с обслуживанием долга в 2025г. по ГТЛК низкие, компания на опережение старается решать вопросы и допэмиссия на 5 млрд. р. это хорошее вливание в капитал компании. При этом цена облигации уже хорошо выросла и дальнейший апсайд ограничен, поэтому можно задуматься и о фиксации прибыли в бумагах ГТЛК.

Данный пост не является инвестиционной рекомендацией и имеет информационно-аналитический характер. Это частное мнение автора, которое может измениться в любой момент при получении дополнительной информации. Каждый инвестор должен осознавать, что любые инвестиции в ценные бумаги сопряжены с различными рисками и ответственность за инвестиционные решения несет он сам.

Самая свежая аналитика и инвестиционные идеи появляются в первую очередь в телеграмм-канале https://t.me/barbados_bond