Найти в Дзене
Forbes Young

Между свободой и формальностями: как балансировать в деловом общении

Почему иногда лучше позвонить, а спортивные штаны не уместны? Почему миллениалы не любят голосовые сообщения и придираются к выступлениям? Почему нытье помогает, но не может быть вечным? Почему не всегда стоит защищаться, когда вас критикуют? 

Есть четыре бастиона, вокруг которых происходят основные корпоративные битвы «старой гвардии» с теми, кто только начинает свой профессиональный путь, считает психолог, методолог, преподаватель современных коммуникаций Института iSpring Мария Чемоданова. Это гибкость, системность, прямота коммуникаций и устойчивость.

Тенденция к сокращению формализма в деловой коммуникации — это большое благо: увеличивается скорость передачи данных, повышается градус теплоты атмосферы в коллективе, создается пространство для дискуссии. Но как с любыми вещами, которые приносят нам удовольствие, здесь важно не переборщить. Зачастую под гифками с котиками и новыми мемами теряется основная задача делового общения — решение профессиональных задач. Где же грань и как соблюсти баланс? 

Вот несколько советов.

Универсальный и от того скучный совет: будьте внимательны к собеседниками, любое новое знакомство начинайте с нейтрально-формального тона, постепенно добавляя неформальные высказывания и наблюдая за реакцией визави. 

И еще: помните, что людям не все равно, как вы выглядите. В частности, любимые носки со Спанч Бобом или самые комфортные в мире спортивные штаны будут отвлекать слушателей от цели вашей презентации. 

Придерживайтесь простой, но рабочей структуры сообщений: 

  • проблема (что нам нужно сделать и почему это важно),
  • решение (каким способом, в какие сроки и при помощи каких ресурсов мы предлагаем решение),
  • аргументы (почему именно наш способ и чем он лучше других),
  • результат (что изменится после внедрения нашего способа).

Ее можно использовать в любых сообщениях. Такая структура помогает держать фокус повествования, продемонстрировать нужную логику рассуждений и вместе с аудиторией прийти к правильному выводу. 

Чтобы найти баланс, старайтесь замечать не только сложности, но и возможности, видеть позитивные стороны. Речь даже не про неактуальный для всех позитивный рефрейминг вроде «это не проигрыш, это точка роста». Иногда провал — это именно провал, связанный с некомпетентностью сотрудников и неэффективностью процессов. И, возможно, ты будешь тем самым человеком, который сможет увидеть новое решение и стать во главе «команды победителей». 

Каждый человек делает ошибки, это нормально, — помните, что обычно, критика направлена на результат, а не на личность. Если замечания кажутся неясными или несправедливыми, уточните детали. Вместо оборонительной позиции можно взять паузу, обдумать проблему и вернуться с вариантом ее решения, что уже покажет вас игроком профессиональной лиги.

Как молодым сотрудникам найти баланс в общении с коллегами, читайте на сайте Forbes

#работа @forbes_young