Темы любви кажутся простыми. Да и как иначе? Уж о любви-то написано МНОГО. "Евгений Онегин" Пушкина, "Герой нашего времени" Лермонтова, "Обломов" Гончарова, "Война и мир" Толстого и даже "Преступление и наказание" Достоевского.
Главное - верно подобрать литературный аргумент.
Однако тема эта настолько многогранна, что хочется прочитать что-то новенькое, что-то СВОЁ, такую книгу, которая, например, показывает пример идеальных отношений или, наоборот, трагических.
Если не можете сразу назвать любимое произведение, попробуйте выбрать из моего списка.
Вениамин Каверин «Два капитана»
Роман раскрывает тему преданной, верной любви, герои Саня Григорьев и Катя Татаринова сумели не только выстоять во многих испытаниях – наветы, смерть матери, разлука, война, но и пронести веру друг в друга. Как не вспомнить молитву Кати о любимом.
“Да спасет тебя любовь моя! Да коснется тебя надежда моя! Встанет рядом, заглянет в глаза, вдохнет жизнь в помертвевшие губы! Прижмется лицом к кровавым бинтам на ногах. Скажет: это я, твоя Катя. Я пришла к тебе, где бы ты ни был. Я с тобой, что бы ни случилось с тобой. Пускай другая поможет, поддержит тебя, напоит и накормит - это я, твоя Катя. И если смерть склонится над твоим изголовьем и больше не будет сил, чтобы бороться с ней, и только самая маленькая, последняя сила останется в сердце - это буду я, и я спасу тебя”.
О любви красиво, даже возвышенно пишет Кристин Ханна.
"Любовь показывает нас такими, какими мы хотим быть, а война показывает нас такими, какие мы есть", - это из романа «Соловей». Книга о любви и войне.
Тема любви, верности, преданности, любви в годы войны раскрыта и в тетралогии Юрия Слепухина «Перекресток».
Почитайте. Написано и смело, и интересно, и красиво.
Если не пугает объем произведения, стоит почитать трилогию Дины Рубиной «Наполеонов обоз». «Взрослая» книга, и любовь совсем не детская, хотя герои встретились и полюбили в детстве. Оказывается, любовь – это не только счастье, но и БОЛЬ, СТРАДАНИЕ, ОДИНОЧЕСТВО, когда жизнь без любимого, это не жизнь – СУЩЕСТВОВАНИЕ. Недаром у Рубиной есть прекрасное определение чувств Надежды и Аристарха - "царственная горечь безоглядной любви".
"Что сказать о девушке, умершей в двадцать пять лет?
Что она была красивая. И умная. Что любила Моцарта и Баха. И битлов. И меня"
Так НАЧИНАЕТСЯ одна из самых проникновенных историй о любви - Эрик Сигал "История любви". И несмотря на то что мы с первых предложений предупреждены о трагическом конце, не делает этот финал менее трогательным.
Оливер и Дженнифер познакомились в студенчестве, создали семью, хотя отец Баррет IV старший не принял брака сына, лишил его финансовой поддержки.
Важная истина - "любить - значит, не надо "- раскрывается и на примере главных героев, и на примере взаимоотношений родителей и детей.
"Дневник памяти" Николса Паркса - ещё один пример мировой классики. Какое красивое название, как много в нём заложено (кстати сказать, в оригинале метафоричность заглавия теряется). Для Ноя, прожившего прекрасную счастливую жизнь с Элли, дневник, что он создал, а теперь читает каждое утро больной жене, - это действительно ПАМЯТЬ. Память о ЛЮБВИ, счастье, семье.
"Наша любовь - это чудо, редкость, драгоценность. Нельзя просто отбросить её и забыть".
Для героев любовь к друг другу была кислородом, эликсиром. Они сумели пронести через десятилетия, разлуку, боль от потери ребёнка ЧУВСТВО.
Что им помогало? Пожалуй, само чувство.
"Ты - ответ на всё мои молитвы. Ты - моя песня, моя мечта, моё дыхание".
Конечно, этими книгами вовсе не исчерпывается перечень достойных произведений. Это – капля в море. Ищите что-то свое, что найдет отклик в вашей душе. А небольшой рассказа Сергея Лукьяненко «Снова весна» предлагаю проанализировать вместе.
Лукьяненко "Снова весна"
Будущее земли. Лукьяненко не увлекается описанием технических или инженерных достижений - его внимание сосредоточено на взаимоотношениях людей, на человеческих чувствах. Так, прежде чем вступить в брак, надо получить разрешение, сдать тест на генетическую совместимость. Символично, что отказ оформляют красной печатью - цветом крови.
"Лишь одна пара из восьми получает право иметь детей друг от друга. Для других – генетические доноры, приемные дети. То, что всегда было нормой, стало исключением. Показателем полноценности".
Начало повествования - главный герой Михаил получает заключение генетической комиссии - приговор красного цвета, теперь он не сможет создать настоящую семью с Катей.
"Я хочу жить с девушкой, которую люблю. Неужели я виноват, что ее предки обитали рядом с хранилищами радиоактивных отходов и чадящими фабриками?»
Удивляет возраст героев: ему 18 лет, ей 16. Молоды, очень молоды. (Почему, как вы думаете, автор не делает героев старше?)
На что же герой способен ради любви, ради возможности создать семью?
Он принимает предложение Эдгара, который предлагает заключить взаимовыгодный, но незаконный договор. Отправившись в прошлое (да, в будущем есть такая возможность), он сделает так, чтобы спасти сына Эдгара, а Эдгар знает, кто именно должен стать предком Кати, чтобы она родилась с нужным геном.
«Я понял. И почувствовал, как по коже прошелся холодок. Я сделаю для Эдгара подлую, незаконную вещь.
А он совершит подлость для меня».
Посмотрите, как Лукьяненко оформляет мысли героя: парцелляция и новый абзац как бы подчеркивают абсурдность действий героя, их неправильность.
Герой осознанно идёт на нарушение, на преступление, вмешивается в жизнь ничего не подозревающих людей, наносит им вред. Можно ли подобное чем-то оправдать? Нравственно ли это? Задумывается ли Миша об этом? Сомневается ли?
Конечно, он не сразу бросается в аферу. Заставляет Эдгара показать, как изменится, Катя, если вмешаться в жизнь её прабабки, заставив её выбрать в мужья другого человека.
«Различия отсутствовали. В новом варианте реальности мы гуляли по тем же дорожкам парка. И поссорились из-за любимой Катиной собачки, которой я наступил на хвост. И ели шоколадное мороженое.
Я смотрел в экран, боясь увидеть не тот жест, услышать не то слово. Ожидая, что из Катиного лица вот-вот проглянет другой человек, не лучше и не хуже, просто – другой. Но передо мной была Катя. Именно она. С прежней серьезной гримаской, с до боли знакомой улыбкой, так ярко и неожиданно вспыхивающей. С родинкой на правой щеке…»
Как интересно описывает Лукьяненко чувства героя: Миша обращает внимания на мелочи, детали, на то, из чего и складывается понятие "счастья".
И вечный вопрос: можно ли построить собственное счастье на несчастье другого?
Оказавшись в двадцатом веке, окунувшись в непритязательную, но какую-то живую атмосферу девяностых, герой ощущает дискомфорт, но объяснить этого себе не может. Он слышит незатейливую песенку, и сердце его замирает.
«Нервы, нервы. Почему меня бьет дрожь от простеньких, плохо рифмованных слов бардовской песенки? Потому что и я пришелец из мира снов, который независим от прошлого?»
Однако остановиться, одуматься герой не смог. Может, потому, что молод? (Вспомним о его возрасте: все-таки опыт, ответственность надо именно что ПЕРЕЖИТЬ)
Совершив подлость в прошлом, когда ни он, ни Катя ещё даже не родились, герой получает в настоящем /будущем зелёный штамп.
Он счастлив? Чтобы ответить на этот вопрос, перечитаем финал рассказа. Герой возвращается в свое время (О том, что он СДЕЛАЛ, как относится к своему поступку, ясно из его горьких мыслей. На вопрос, где он был, про себя Миша говорит: «В городке ненаписанных писем. В королевстве несказанных слов. Бил по морде предка своей любимой»), встречается со своей Катей, которая стада немножечко – совсем чуть-чуть – другой.
«Она ждала меня за нашим любимым столиком. С вазочкой неизменного апельсинового мороженого, которое всегда предпочитала другим сортам. И родинка по-прежнему была у нее на щеке. И улыбка вспыхнула, как раньше. И волосы пахли только Катей, когда она уткнулась мне в плечо».
Добавим: и любит она Мишу так же. Все хорошо? Нет
«Я повернулся и пошел к девушке, которую мне придется любить».
Теперь герою «ПРИДЕТСЯ» любить. А раньше он ЛЮБИЛ. Вдумайтесь, какая большая разница между двумя чувствами.
Мне кажется, заключительное предложение рассказа – одно из самых сильных в современной литературе: коротко, ёмко, точно о том, что вмешиваться в сферу чувств нельзя. Никак. Что любим мы сердцем.
А один неверный шаг, одно опрометчивое решение может в корне изменить нашу жизнь.