В конце которой рассказывается о том, далеко ли можно уехать на тракторе.
ГЛАВА 5. ЮАР: провинция Квазулу Наталь, Сент-Люсия. Часть 4: Опять (ну, сколько же можно) о крокодилах, Индийском океане и пернатых.
ГЛАВА 6. ЮАР: Заключительная ☹. Часть 0: О виноделии и «винопитии», нюансах Йоханнесбурга и немножко о «сегрегации».
Наступил последний день нашего пребывания в столь уютном городке Сент-Люсия. День выдался на редкость солнечным, ввиду чего мы решили не упускать возможности немножко попрыгать в океанических волнах и снова отправились через заповедник Исимангалисо на симпатичный пляж Cape Vidal.
И снова о пресмыкающихся.
Поскольку в этот день мы «тупо грели пузо на пляже», прямо-таки хочется разбавить скучные пляжные фото каким-нибудь ещё более скучным "околобиологическим" занудством, а для этого стоит немножко отклониться и ретроспективно (мы там были третьего дня тому назад) «заехать» в одно место, лежащее между въездом в заповедник и нашим гест-хаус. Место называется Crocodile Centre St.Lucia.
Здесь местные биологи с привлечением сотрудников Национального парка Исимангалисо занимаются искусственным разведением нильских крокодилов с целью поддержки их естественной популяции в данном регионе.
Так как центр находится в 1 км от побережья Индийского океана, текст будет слегка «разбавлен» фото оного , т.к. о самом пляже CAPE VIDAL уже было рассказано в ГЛАВА 5. ЮАР: провинция Квазулу Наталь, Сент-Люсия. Часть 3: Кто такие «КУДУ» и зачем нужно мыться в океане под дождём, а об Индийском океане ещё и в ГЛАВА 5. ЮАР: провинция Квазулу Наталь, Сент-Люсия. Часть 1: О знаках, внимании и о пресно-солёной воде..
Известно, что в дикой природе самки нильских крокодилов откладывают около 100 яиц, однако большой проблемой является разорение их гнёзд представителями местной фауны в виде варанов, мелких млекопитающих и хищных птиц, а также их периодическое затопление, вследствие ежедневных приливных и отливных течений из океана.
Кроме того, уже вылупившиеся крокодильчики рискуют стать добычей хищных рыб (в том числе и бычьих акул), а также других крокодилов до достижения ими примерно метрового размера.
В этой связи принята целая программа по сохранению популяции крокодилов. Фактически, происходит следующее. Рейнджерами производится разведка возможных мест кладок яиц в сезон их откладывания.
Часть яиц (примерно, половина) из кладок изымается и доставляется в инкубаторы Crocodile Centre St.Lucia. Известно, что крокодилы, как и любые пресмыкающиеся (а также большинство рыб) – холоднокровные, соответственно их метаболизм сильно зависит от окружающей температуры.
По этой причине их пол также определяется температурой: самки рождаются при более низкой температуре, чем самцы. В инкубаторах их пол регулируется.
Далее, на основании данных о соотношении самок\самцов в дикой природе (в окрестности Водно-болотного района Исимангалисо) принимаются решения о том, какое будет соотношение между самками и самцами в инкубаторах.
После достижения вылупившимися детёнышами определенного возраста их выпускают в реку Умфолози.
А так как сам центр находится в 900 м от реки Умфолози, «логистика по доставке» яиц в инкубаторы центра и выпусканию молодых крокодильчиков непосредственно в реку очень удобная.
Интересно, что в Crocodile Centre St.Lucia помимо разведения нильских крокодилов, занимаются содержанием и других видов крокодилов, а также аллигаторов и кайманов, которые весьма неплохо себя здесь чувствуют.
Эти виды, хотяи не являются эндемиками (видами, свойственными данной местности), но, тем не менее, содержатся в тех же условиях (открытых вольерах), что и нильские крокодилы.
Одним из таких видов является миссисипский аллигатор, ареал которого с ареалом нильского крокодила не пересекается, от слова - совсем. Однако, сейчас сложилась интересная и даже несколько парадоксальная ситуация.
Дело в том, что в штате Флорида, которые являются родиной миссисипского аллигатора, стали регистрировать случаи появления и нильских крокодилов. По-видимому, эти крокодилы фактически стали инвазивным видом, т.е. завезенным в США извне. Нильский крокодил является прямым конкурентом аллигатора и американского крокодила (живущего там же, но в мангровых зарослях вблизи впадения рек в Атлантический океан) и со временем способен полностью заместить эти 2 популяции. По этой причине власти Флориды разрешили отстрел нильских крокодилов со стороны природоохранных служб.
Когда мы заходили в «Крокодиловый центр», кто-то из-нас споткнулся о бордюр и произнёс неприличное слово разъе..ись трое..учим проё..ом прому..оху..бл..дство, и тут из ближайшего, припаркованного авто донеслось: «Аккуратнее надо!». Так мы встретились с представителями дипломатической миссии России, которые приехали с семьями из Претории на уикэнд, и мило с ними пообщались возле центра и уже на пляже Cape Vidal. Это была первая и последняя встреча с соотечественниками на территории ЮАР, что красноречиво отвечает на вопрос о том, много ли в ЮАР "наших".
И опять о пернатых.
Мы на этот раз самостоятельно едем на пляж Cape Vidal, я, как всегда, за рулём, соответственно окружающую природу в процессе «доездинга» фотографировать было крайне неудобно. По этой причине надо бы снова позанудствовать и рассказать (а также показать) птичек, в основном хищных, которые были «зафиксированы» в разных частях ЮАР.
Орёл-скоморох (Terathopius ecaudatus)
Название «орёл» в его случае весьма условное, т.к. этот довольно крупный хищник (размах крыльев около 200 см) относится к подсемейству змееядов. Его ещё называют орёл-фигляр, т.к. во время брачных игр он совершает головокружительные воздушные пируэты. У фигляра относительно других змееядов более широкие крылья и значительно более короткий хвост, благодаря чему вид получил своё научное название «ecaudatus» или «бесхвостый орёл».
Был мною замечен в Национальном парке Крюгера возле границы с Мозамбиком.
Серебристый орёл или орёл Уолберга (Aquila wahlbergi)
Орлы среднего размера (размах крыльев около 150 см), но очень быстрые и ловкие, проявляют большую маневренность во время охоты. Большинство добычи убивают у поверхности земли, но некоторые жертвы попадаются после краткого преследования с воздуха. Птицы очень наблюдательные и используют любую возможность, чтобы поймать добычу, иногда охотятся из-за кустов, чтобы схватить добычу в движении.
Увидел я его в районе лагеря Летаба, что опять таки в Национальном парке Крюгера.
Бородач или орёл-ягнятник (Gypaetus barbatus)
Довольно крупный орёл с размахом крыльев до 300 см, питающийся свежей падалью, костями млекопитающих, изредка поедая мелких животных – зайцев, сурков, домашнюю птицу.
Когда бородач голоден и не находит падаль, то нападает на слабых и больных диких или домашних животных используя для этого маховые перья, своего рода жесткий веер. Бородач налетает на добычу сзади, оглушает добычу ударами крыльев и старается столкнуть в пропасть, на дне которой находит её мертвой.
«Зафиксирован» он был в Крюгер-парке, но опознать его с большого расстояния (тем более за "обедом") было весьма трудно, но в опознании помогли сильно «мохнатые» ноги в отличие от других видов ястребиных.
Бурый орёл-змееяд (Circaetus gallicus)
Это - самый крупный представитель змееядов с размахом крыльев около 170 см. Отличается от остальных подвидов змееядов удлиненными лапами и черным клювом. Молодые особи отличаются более светлыми тонами своего оперения.
Питается в основном змеями и ящерицами, не брезгует лягушками, птицами и грызунами. На змей, в том числе ядовитых, пикирует, хватая их лапой за голову и убивая мощным клювом.
Капский гриф (Gyps coprotheres)
Довольно крупный вид с размахом крыльев до 300 см. Как и другие виды грифов, капские грифы – падальщики, питающиеся трупами млекопитающих, преимущественно копытных. Высокая кислотность желудочного сока позволяет птице переваривать даже кости, а особые виды микроорганизмов в кишечнике капских грифов нейтрализуют трупный яд.
В южноафриканской версии магии «мути» курение сушёного мозга капского грифа применялось для предсказания будущего. Чемпионат мира по футболу в ЮАР в 2010 году поставил под угрозу существование данного вида, поскольку местные жители пытались использовать древний способ для предсказания результатов чемпионата.
Желтоклювый коршун /Milvus aegyptius
Здесь интересен даже не сам факт обнаружения желтоклювых коршунов, а то, что это – одиночные птицы. Увидеть их в группе – большая редкость, т.к. это происходит только в процессе их миграции на большие расстояния в межсезонье. Фото было сделано почти случайно, на реке Умфолози, когда всё внимание было заострено на гиппопотамах.
Обыкновенный канюк, или сарыч (Buteo buteo), малый подвид
А это – хищная птичка, которая встречается и в наших широтах. Тем более удивительно её было увидеть в десятках тысяч километрах от Подмосковья. Т.е. за всю свою не очень длинную жизнь эта птичка каждый год видит и львов, и бурых медведей, т.к. каждый год мигрирует на огромные расстояния.
Удалось её снять как раз по пути следования к пляжу Cape Vidal в процессе её охоты на каких-то грызунов. Факт нападения на грызуна также был запечатлён, однако сильно смазан☹.
Хагедаш, великолепный ибис (Bostrychia hagedash)
Этих красивых птиц с размахом крыльев более чем 100 см, посчастливилось увидеть на реке Умфлози.
Название «хагедаш» образовано от криков «ха-ха-а-а-а», которые птицы издают на рассвете, взлетая с дерева. Особенно шумно «хагедаши» проявляют себя на на закате солнца, возвращаясь с кормежки. Это был именно тот момент, когда мы их увидели.
В колонии крик издает сначала одна птица, затем к ней практически синхронно присоединяются остальные. В больших поселениях великолепные ибисы «хагедаши» кричат почти одновременно, пытаясь отпугивать хищников.
И вновь пляж Cape Vidal
Собственно, первое с чем мы столкнулись на пляже – это с пробитым левым заднем колесом на нашей «многоувидевшей» Хонде. Благо, компания Avis соизволила предоставить запаску, которую мы вполне оперативно внедрили вместо спущенного «стока», апостериори его помыв и заложив на место запаски. «Фьючураспективно» следует сказать, что в силу нашей природной честности, представителям компании Avis было заявлено о проколе в процессе сдачи авто в Йоханнесбурге. Однако, компания Avis решила срубить деньжат по-максимуму и засчитала спущенное колесо в качестве, КАРЛ, ПОВРЕЖДЕНИЯ АВТО! В итоге, мы за это заплатили 2000 руб., за одно, BLJAD, колесо! Если что, это сумма, которая была оплачена за ночь проживания в Сент-Люсии за 4-х человек.
Но, справедливости ради, это – единственная неприятность, которую мы «поимели» в ЮАР, хотя предпосылок к увеличению числа оных было вполне себе достаточно.
А пока мы меняли колесо, вернулась «когорта» рыбаков-любителей вылова тунца, чьи средства доставки до моря видны на заглавном фото.
Однако, их перемещение от "моря-окияна" до суши представляло отдельный квест, который, как и в наших широтах, не смог быть разрешен без помощи трактора Беларусь, который сука решает, хоть и периодически закапывается!
Тем не менее, средства доставки тунца были благополучно выволочены на берег, а потом не менее благополучно разделаны на составляющие вблизи нас, удручённо меняющих колесо на временно нашей Хонде с рулевым колесом в несвойственном для неискушённого жителя средней полосы России месте.
А на следующий день нас ждал почти 700 км-вый марш-бросок до Йоханнесбурга, поэтому решено было…
Конечно, до КейпТауна мы не доехали, но КейпВидал точно не разочаровал, ибо он был неповторим и в шумном, и в почти спокойном состояниях!
Но нас ждало возвращение в Йоханнесбург, о чём повествуется в следующей Части.