В которой будет показано, где ещё «растут» деревья, как можно оседлать кое-кого, чтобы поплыть кое-куда и немного про «капельное орошение»...
ГЛАВА 1. ЮАР: «Дорожная»
ГЛАВА 2. ЮАР: «Горная»
ГЛАВА 3. ЮАР: Национальный парк Крюгера. Часть 1. Немного о ландшафтах и о «вписанной» в них фауне.
ГЛАВА 3. ЮАР: Национальный парк Крюгера. Часть 2. Немного парнокопытной и немного другой фауны.
ГЛАВА 3. ЮАР: Национальный парк Крюгера. Часть 3. Немного НЕпарнокопытной, летающей и ещё какой-то фауны.
ГЛАВА 3. ЮАР: Национальный парк Крюгера. Часть 4. О водоплавающих, водо«ездящих» и «водо»брызгающих.
ГЛАВА 3. ЮАР: Национальный парк Крюгера. Часть 5. О хрюканье, котиках и так, по-мелочи.
ГЛАВА 4. Свазиленд, «опасные свази» и танцы.
ГЛАВА 5. ЮАР: провинция Квазулу Наталь, Сент-Люсия. Часть 1: О знаках, внимании и о пресно-солёной воде.
ГЛАВА 5. ЮАР: провинция Квазулу Наталь, Сент-Люсия. Часть 2: Улыбаются ли гиппопотамы?
ГЛАВА 5. ЮАР: провинция Квазулу Наталь, Сент-Люсия. Часть 3: Кто такие «КУДУ» и зачем нужно мыться в океане под дождём.
ГЛАВА 5. ЮАР: провинция Квазулу Наталь, Сент-Люсия. Часть 4: Опять (ну, сколько же можно) о крокодилах, Индийском океане и пернатых.
ГЛАВА 6. ЮАР: Заключительная ☹. Часть 0: О виноделии и «винопитии», нюансах Йоханнесбурга и немножко о «сегрегации».
Есть в Крюгер-парке черный пруд. Там лилии цветут, там лилии цветут, цветут..., недалеко от реки Sabie River и лагеря Lower Sabie довольно-таки примечательное озеро (-25.117238, 31.911395) с одноимённым названием Lower Sabie Lake. А примечательно оно тем, что, представляя из себя не сильно большой, замкнутый водоём, размером примерно с Останкинский пруд, в нём сосуществуют несколько популяций гиппопотамов и нильских крокодилов.
По всей видимости, ранее «территория» водоёма была абсолютно сухой (несколько десятков лет назад река Sabie River изменила своё русло, а её разлив и череда засух, сформировали это озеро, отгороженное от Sabie River плотиной Sunset, расположенной чуть западнее лагеря Lower Sabie), т.к. в настоящее время из воды торчат несколько сухих стволов деревьев, с многочисленными гнездами различных видов птиц семейства ткачиковых.
Фактически, подобного рода скопления – это гнездовые «коммуны». Такой «гигантский» (относительно размеров деревьев) размер гнёзд, обусловлен их хорошей защищенностью от хищников. Змеи и мелкие хищные млекопитающие не имеют возможности добраться до этих гнёзд, для водных хищников (крокодилов и хищных видов рыб) они также не досягаемы, а гиппопотамы почти исключительно вегетарианцы.
Замысел созрел по ходу съемки, так как интересно было подчеркнуть даже не саму необычность таких деревьев (хотя и это тоже), но то, что они естественным образом интегрированы в экосистему водоёма и представляют собой уникальный способ защиты ткачиковых от их естественных врагов. При этом, обитатели водоёма им никак не угрожают.
А вообще, композиционно – это воплощение мечты фотолюбителя о нескольких «границах раздела трёх сред», водной, поверхностной и воздушной: на переднем плане видим гиппопотамов и «коммунальные» деревья, а также ткачиков; на среднем плане - пасущегося жирафа, а буйную растительность с колоритными вкраплениями сухих деревьев и небо видим уже на заднем плане.
Ну а теперь о самом вкусном гиппопотамах.
Подвид обыкновенного гиппопотама (Hippopotamus amphibius capensis Desmoulins)
Итак, в этом обширном водоёме «проживает» некоторая популяция гиппопотамов (я насчитал порядка 20 особей с детёнышами по краям водоёма и внутри его, но сколько-то их было и под водой).
Как уже было понятно из видео, мы сконцентрировались на наблюдении пары молодых гиппопотамов-самцов, по-видимому, добивающихся расположения одной из самок, которая в тот момент находилась неподалёку, почти полностью погружённая в воду. Кстати, возраст гиппо определяется в том числе и размером клыков (они растут всю жизнь), а они были не очень выдающимися.
Здесь же замысел менялся уже по ходу съемки, и заключался в подчёркивании экспрессии конкурирующих за самку самцов-гиппопотамов, которая выражалась не только в максимально широко открытых пастях с демонстрацией клыков, но и попытками нанести ими урон сопернику.
Также «процесс» сопровождался звуковыми «переливами» и периодическим <s>говнометанием в туристов</s> разбрасыванием фекалий по поверхности водоёма, по всей видимости для того, чтобы подчеркнуть индивидуальность (громкий звук и сильный запах) каждого самца для самки.
"Фотобонусом" был тот факт, что берег озера был пологий, можно было подъехать на автомобиле почти к самой кромке воды и не выходя из него, наблюдать за гиппопотамами в естественной среде.
Здесь важно понимать (как я уже писал ранее), что в парке Крюгера практически отсутствуют подъезды/подходы к водоёмам. Т.к. любой водоём – место повышенной опасности для человека из-за большой концентрации гиппопотамов и нильских крокодилов в самих водоёмах, а также львов, слонов и капских буйволов вблизи них.
Вообще говоря, крокодилы и по поверхности неплохо себе передвигаются, так что у кого есть лишние конечности, можно, так сказать, прогуляться по окрестностям...
Но параллельно рассмотрим ещё более занятное "происшествие", чем драка гиппопотамов.
Серая цапля (Ardea cinerea)
В целом серые цапли – вид довольно ординарный, один из наиболее широко распространённых и многочисленных видов цапель (я их довольно часто снимаю в нашей средней полосе), поэтому "узреть" её захотелось как-то не очень обычно. И такая возможность представилась как раз вблизи озера Lower Sabie.
На заднем плане видна часть головы нильского крокодила, который перманентно курсировал вблизи.
В общем, серая цапля не нашла ничего лучше, как использовать гиппопотама, как средство своего передвижения.
Такое «катание» продолжалось около 3-х минут, после чего гиппопотаму данная ситуация стала надоедать, и он неспешно погрузился в воду.
Само поведение цапли, по-видимому, представляет собой элемент оптимизации своей охоты, т.к. позволяет ей без дополнительных энергозатрат перемещаться по водоёму, обозревая с более высокой точки окрестности в поисках концентрации рыбы и земноводных.
Теперь немножко обсудим ещё одного из обитателей этого в высшей степени уникального водоёма, т.к. "множко" о нём\них расскажу в другой части, которая будет описывать совсем другие места (примерно в 600 км от Крюгер-парка) .
Южноафриканский нильский крокодил (Crocodylus niloticus corviei)
К сожалению, дикие крокодилы не особо любят фотографироваться, а предпочитают нападать из засады (тут уж без шуток) поэтому в этой части лишь обозначу его присутствие.
А также упомяну об интересной статистике животных, которые были зафиксированы в рационе нильских крокодилов в результате прерывистых наблюдений в Национальном Парке Крюгера в 20-м веке. В 1936-1946 годы среди жертв крокодилов наблюдалось Три магнитофона, три кинокамеры заграничных, три портсигара отечественных, куртка...замшевая… Три. Куртки. 80 импал, 1 зебра, 21 водяной козёл, 7 куду, 2 буйвола, 1 бородавочник, 2 болотных козла, 2 дукера, 1 ньяла, 1 стенбок, 3 бушбока, 2 кустарниковые свиньи, 1 павиан, 1 гиеновая собака. В 1954-1966 годы среди жертв крокодилов наблюдалось 163 импалы, 7 зебр, 4 гну, 41 водяной козёл, 22 куду, 2 буйвола, 2 жирафа, 3 бородавочника, 3 болотных козла, 3 ньялы, 1 стенбок, 21 бушбок, 1 антилопа-прыгун, 2 детеныша бегемота, 2 гиены, 1 лев, 1 павиан, 1 верветка, 1 дикобраз.
Живите теперь с этой полезной информацией😊.
Плюсом к этой мрачной статистике идёт не очень приятное, но весьма характерное видео ("поимки" леопарда) каких-то туристов (и их оригинальный коммент), судя по акценту, австралийцев, снятое годом ранее также в Крюгер-парке и почти в этом же самом месте (метрах в 500-х от "нашего" озера), на реке Sabie River вблизи лагеря Lower Sabie.
After dinner, we went to see what was at the fence at Lower Sabie. We were shocked to find that this huge croc had just caught a leopard! So sad, but I guess that this is nature. It eventually dragged the leopard towards the river and we lost sight of it." Seen a recently at Lower Sabie.
Или вот так, например, он "взаимодействует" с импалой + местными гиппо. Видео снято тоже в Крюгер-парке.
А вот так - со слоном!
А вот так - со львицей!
К счастью, в предыдущем видео, львице удалось отбиться, но так бывает, увы, не всегда...
Этот печальный "опыт", даже для крупного, взрослого самца льва, говорит лишь о том, что нильскому крокодилу абсолютно безразличен "статус" добычи. В любом водоёме высший хищник только один - и это не "царь зверей".
Есть ещё одно уникальное видео, свидетельствующее о том, что нильские крокодилы - активные каннибалы, и вполне себе уверенно поедают своих же сородичей чуть меньшего размера. Уникальность этого видео также в том, что оно было снято именно на берегу "нашего" озера Lower Sabie Lake, и содержит в себе (помимо основного "экшна") и "ткачиковое" дерево и цапель, передвигающихся на гиппопотамах, о чём было подробно рассказано ранее.
Ещё один "акт каннибализма" был зафиксирован в 2014 г. вблизи реки Летаба,
разнообразные ландшафты которой описаны ранее. Похоже, Парк имени Крюгера, просто рай для крокодилов-каннибалов!
Но самым красивым жителем озера Lower Sabie Lake, безусловно, является
Африканский клювач или желтоклювый аист (Mycteria ibis).
Внешне он очень напоминает ибиса, но на самом деле является представителем рода Аистов-клювачей. Птица яркая (по-сравнению со своим «родственником» аистом-марабу) с виду уравновешенная и спокойная, но в состоянии постоять за себя, мощным ударом клюва может нанести увечья и даже убить ребенка.
Африканский клювач часто охотится рядом с гиппопотамами и крокодилами, но всегда держит опасную ситуацию под контролем и сохраняет минимально допустимую дистанцию. Собственно, такое поведение и наблюдалось; в 50 метрах были гиппо, в 20 – плавал крокодил.
Далее снова переместимся в саванну, ибо там нас ожидало нечно удивительное.
Южный подвид белого носорога (Ceratotherium simum)
На данном фото носорог из будущего шагает впереди носорога из прошлого😊.
А если серьёзно, в Африке я начал эксперименты с некой «методикой» съёмки под названием «длиннофокусная динамическая панорама», когда объект съёмки перемещается, меняя своё положение относительно заднего плана.
При этом задний план также горизонтально перемещается, что даёт эффект более широкого угла для длинного фокуса. Тем самым достигаются три цели: фиксация объекта съемки в нескольких положениях, возможность выбора наиболее удачного положения объекта съемки, широта угла съемки для проявления бОльшего фонового пространства.
Фон не обязательно должен быть красивым, но должен выполнять задачу «привязки» объекта к местности (чтобы не было "эффекта зоопарка").
В общем, на белого носорога мы наткнулись абсолютно случайно, ближе к вечеру, где-то за два часа до заката (это видно по бликам закатного солнца на деревьях и на его туше), примерно в 80 км от лагеря Skukuza.
Он ужинал, «гуляя» по саванне, сильно заросшей кустарниковой ивой. Вообще, конечно, было феерично увидеть ещё одного представителя «большой африканской пятёрки». При этом изначально было не принципиально, да и не понятно, какого он рода – чёрного либо белого.
Но, по всей видимости, обнаружен был самец белого носорога (южный подвид). Об этом могут свидетельствовать его очень крупный размер. Белые носороги входят в 4-ку самых крупных сухопутных видов животных после 3-х видов слонов. По визуальным оценкам длина этого экземпляра превышала 4 метра (высота переднего рога – примерно около 1 метра).
Также в пользу этого предположения могут свидетельствовать следующие признаки: направление переднего рога строго вертикальное, широкая и плоская верхняя губа, а также способ питания. Носорог был обнаружен в процессе поедания низкорослой растительности (травы), а буйволовый скворец, сидящий на его голове активно поедал на туше носорога мух.
При этом он не делал никаких попыток попробовать листья кустарников и (тем более) деревьев, как, например, его "родственник" - чёрный носорог. Питаясь, он ни разу не поднял головы, чтобы прислушаться или осмотреться (несмотря на известные «проблемы» со зрением). Складывалось ощущение, что окружающая действительность его никоим образом не касается и совсем ему не интересна. Кстати говоря, название "белый носорог" - это исторический казус. Британские колонисты приняли голландское ‘wijd’ (широкий) за слово ‘white’ — «белый». А "широким" он должен был быть, потому что него пасть шире, чем у чёрного носорога.
Ну, и «на закуску» немного забавного «брака», стёба и трэша😊.
Хорошо получилась веточка и неплохо «размазало» шестиногого носорога на заднем плане. Кстати, интересно звучит – «шестиногий носорог» 😊.
Фото с ветками прикладываю для того, чтобы показать, что носорогу всё равно, где гулять и поэтому приходилось, как говориться «есть, что дают» в смысле снимать всё и везде, не обращая внимание на "мусор" в кадре.
Ну, а этот «франкентштейн» получился почти как в уже старой, «доброй» классике😊.
В целом же, носорогу на повышенное к нему внимание было как-то так😊
Такое вот «капельное орошение» 😊.
За приятным (надеюсь) повествованием вновь закончился лимит фото, но, как опять-таки известно, есть у истории продолжение, будет и продолжение продолжения.