В которой похрюкаем, дадим немного котиков в «ленту» и пару птичек на закуску.
ГЛАВА 1. ЮАР: «Дорожная»
ГЛАВА 2. ЮАР: «Горная»
ГЛАВА 3. ЮАР: Национальный парк Крюгера. Часть 1. Немного о ландшафтах и о «вписанной» в них фауне.
ГЛАВА 3. ЮАР: Национальный парк Крюгера. Часть 2. Немного парнокопытной и немного другой фауны.
ГЛАВА 3. ЮАР: Национальный парк Крюгера. Часть 3. Немного НЕпарнокопытной, летающей и ещё какой-то фауны.
ГЛАВА 3. ЮАР: Национальный парк Крюгера. Часть 4. О водоплавающих, водо«ездящих» и «водо»брызгающих.
ГЛАВА 3. ЮАР: Национальный парк Крюгера. Часть 5. О хрюканье, котиках и так, по-мелочи.
ГЛАВА 4. Свазиленд, «опасные свази» и танцы.
ГЛАВА 5. ЮАР: провинция Квазулу Наталь, Сент-Люсия. Часть 1: О знаках, внимании и о пресно-солёной воде.
ГЛАВА 5. ЮАР: провинция Квазулу Наталь, Сент-Люсия. Часть 2: Улыбаются ли гиппопотамы?
ГЛАВА 5. ЮАР: провинция Квазулу Наталь, Сент-Люсия. Часть 3: Кто такие «КУДУ» и зачем нужно мыться в океане под дождём.
ГЛАВА 5. ЮАР: провинция Квазулу Наталь, Сент-Люсия. Часть 4: Опять (ну, сколько же можно) о крокодилах, Индийском океане и пернатых.
ГЛАВА 6. ЮАР: Заключительная ☹. Часть 0: О виноделии и «винопитии», нюансах Йоханнесбурга и немножко о «сегрегации».
Собственно, посещение Крюгер-парка у нас было «распределено» во времени - на двое суток, а в «пространстве» - на два бунгало-«вигвама», из которых мы посещали Парк разными маршрутами. Об особенностях бунгало-отелей я уже рассказывал в ГЛАВА 1. ЮАР: «Дорожная», соответственно повторяться не буду, отмечу лишь то, что основное отличие – в фауне, которая обитает на территории этих «комплексов». На территории предыдущего «комплекса» это были жирафы и антилопы. В данном случае, мы фактически столкнулись с некоторыми представителями «хрюкающих» парнокопытных, вошли с ними в визуальный контакт и попытались, так сказать, войти в аудиальный и даже (частично) тактильный контакты, "в таком вот, аксепте". Это, конечно, изначально вызвало некоторое недопонимание, которое, в конечном итоге вполне себе удачно разрешилось, к общему удовлетворению «сторон» 😊.
А теперь, как обычно, некоторые подробности.
Африканский бородавочник (Phacochoerus africanus).
Бывает довольно крупным (до 1,5 м длиной и до 150 кг веса), хотя до размеров нашего родного дикого кабана им всё-таки далековато.
У африканских бородавочников есть три пары бородавок на морде, которые состоят из хрящевой соединительной ткани, что, помимо клыков, успешно помогает им, например, в разорении термитников и прочих муравейников.
А вообще бородавочники, как и «классические кабаны», травоядно всеядны. Более того, успешно, так сказать, «утилизируют» помёт более крупных травоядных, типа носорога, африканского буйвола и прочих водяных козлов.
В Африке вообще и в ЮАР, в частности, бородавочники достаточно широко распространены. Бородавочников можно встретить как на открытых пространствах саванного типа, где они совместно сосуществуют со многими видами травоядных млекопитающих, такими как импалы, зебры, гну, стараясь избегать мест более насыщенных растительностью, несмотря на то, что могут достаточно быстро передвигаться. Это является ещё одним примером группового «симбиоза», позволяющего «распределить» опасность между «животными-жертвами», рассеивая внимание хищников.
Основными врагами бородавочников являются «котики», о конкретных представителях которых речь пойдёт чуть ниже.
А пока порассуждаем немножко о нюансах «катания» в национальных парках Африки вообще и Крюгер-парке, в частности (а попутно ещё птичек буду показывать).
Итак, кататься можно везде, где не запрещено и где можно проехать на конкретном авто.
Когда запрещено, дорога перегораживается «валежником» и выставляется, как правило, «кирпич»-знак.
Главная дорожная «вена» - асфальтированная, «артерии» - грунтовые. Сильно экстремальные 4ВД грунтовки только в Мозамбике.
По «местным» грунтовкам в сухой сезон вполне себе можно проехать на «девяточке батяни», а в мокрый – только на «шахе деда», ибо задний привод, как известно, «решает» 😊.
А поскольку у нас был «праворульный» Хонда Сити 1.5 VTEC Turbo с аж, 150 л.с. и 170 Нм, то проблем на грунтовках не было никаких.
Как я писал ранее, скорость в Крюгер-парке ограничена 40-50 км\ч, а места для выхода из авто строго фиксированы: это лагеря-кемпинги. Все лагеря представляют собой мини-крепости, огороженные довольно серьёзными заборами, внутри которых имеется вполне себе удовлетворительная инфраструктура.
Это и домики для проживания, и небольшие сувенирные лавки, и кафе, а также несколько административных зданий для управления Нац.парком и координации работ всех его служб: рейнджеров, полиции, врачей и т.п. и, конечно, холодильники, дабы сохранять мясо отстреленных браконьеров в максимально свежем виде, хотя гиены, например, любят с сильным "душком", но это уж кому как 😊.
Так, потихоньку, на птичьих лапках добрались и до «котиков».
Африканский леопард (Panthera pardus pardus)
Места, где некоторая популяция леопардов обитает на территории Крюгер-парка выглядят примерно следующим образом.
Это сильно пересечённая, холмистая местность, обильно «посыпанная» громадными валунами и обширно заросшая кустарником и мелкими деревьями.
А вот и основная его добыча в виде антилоп-импал подоспела. Кстати, смотрят они не в мою сторону, а в сторону того, кто между нами.
Основная проблема в том, что увидеть леопарда в такой местности крайне сложно (практически невозможно). Вот и я увидел его/её уже после того, как он\она увидел меня, неспешно и степенно, но с успехом пользуясь неровностями ландшафта, начав от меня удаляться.
Тем не менее, мне частично повезло. Повезло, потому что увидел во время охоты днём, т.к. охотятся они, как правило, ночью. В этот же день (хотя было около 9 утра) погода была хоть и жаркая, но сильно облачная, посему отсутствие солнца, а, возможно, просто неудачная охота ночью сподвигли его\её продолжить охоту с утра. Ну, а то что мне повезло лишь частично, потому что всё-таки увидел «со спины».
К слову сказать, это было одно из немногих мест, где можно было выйти из авто и немножко «прогуляться» по дикой местности под чутким руководством местного рейнджера.
Охоту я леопарду испортил, хотя, думаю, через некоторое время он вернулся и успешно её продолжил.
То, что происходило в течение обоих дней посещения Крюгер-парка я уже довольно подробно описал в предыдущих частях. А потом наступил закат 2-го дня.
А на закате мы увидели львов.
Трансваальский (юго-восточный) африканский лев (лат. Panthera leo krugeri)
Фактически «встреча» оказалась случайной, т.к. в этот момент производилась съёмка семейства южноафриканских мангустов (которых я показывал в ГЛАВА 3. ЮАР: Национальный парк Крюгера. Часть 2. Немного парнокопытной и немного другой фауны, состоящего из четырёх особей, которые вылезли из своих термитникоподобных укрытий и вели себя достаточно беспокойно, постоянно оглядываясь в сторону ближайших ивовых кустов…
Изначально, хотелось просто увидеть и хоть как-то снять самых крупных кошачьих Африки – львов в «лице» их трансваальского подвида.
Однако, было понятно, что такая съёмка крайне затруднена ввиду того, что основная активность львов приходится на тёмное время суток.
Днём же они предпочитают находится в густых зарослях (как правило, возле водоёмов), где пережидают жару, не тратя энергию на какое-либо движение.
В общем, мне повезло увидеть группу трансваальских львов, состоящую из двух разновозрастных самцов.
Более молодой самец обладает небольшой светлой гривой. У самца постарше грива длиннее и заметно темнее.
Стоит отметить, что съёмка львов достаточно опасна в силу их природной агрессивности и скорости нападения.
В частности, в парке Крюгера трансваальские львы периодически убивают не только браконьеров, но и туристов, которые находятся в автомобиле с опущенными стёклами, поэтому съемка была произведена с достаточно большого расстояния (около 150 м).
Ну, а в самом безобидном случае, какая-нибудь "киска" просто проверят наличие аптечки, огнетушителя, жилета и знака аварийной остановки закрыто ли окошко или можно там кого-то прихватить, примерно вот так.
Интересно отметить, что в соответствии с последними генетическими исследованиями (митохондриальной ДНК), капский лев, считающийся в настоящее время вымершим и ранее выделявшийся в отдельный подвид, не отличался от трансваальского подвида и представлял собой его южную популяцию.
Поэтому, достаточно волнительно было осознавать факт близкого родства уведенных львов с уже вымершими капскими львами.
В момент съёмки львы лежали (видимо отдыхая перед предстоящей ночной охотой) и, только увидев автора фото, решили немного «попозировать», после чего вновь улеглись и продолжили отдых.
А возвращались мы «домой» сильно спеша, т.к. нам «угрожало» опоздать к закрытию Крюгер-парка. А это было чревато увесистым штрафом в районе 15 тыс.руб. (в переводе с "рэндов"). Те, кто умудрились же, так сказать, заночевать внутри, в случае дожития до утра получают штраф уже в размере 45 тыс.руб. Но поскольку, нам предстояло кататься по ЮАР (и не только) ещё какое-то время, хотелось провести его как-то более финансово предсказуемо.
В итоге мы почти успели, хотя нам пришлось объяснять рейнджеру на входе, после того, как основные ворота (а всего их двое) за нами закрылись и мы оказались в «нейтральной зоне», почему нам вдруг приспичило посетить WC. Мы, конечно, извинились, сказали, что день был насыщен различными впечатлениями и впредь будем стараться выезжать из парка с запасом времени.
И тут окончательно стемнело и позади доносился рык проснувшихся львов, оповещающих всех о начале своей охоты…
Покидал я Национальный парк Крюгера с чувством, близким к восторгу, и перспективой новых ощущений от ЮАР, которые начну стараться описывать в следующей Главе.