Почему одна бутылка стоит 500 рублей, а другая в сотни раз больше? Разбираемся в факторах, влияющих на итоговую стоимость вина.
1. Работы на винограднике
Есть два пути – купить землю и высадить на ней виноградники или закупать виноград у фермеров. И в том и в другом случае вино с престижных участков с идеальной экспозицией и почвенным составом в разы превышает средний ценник, ведь продукт получается интереснее, спрос на него выше.
Высадка виноградника – отдельная песня. Надо подготовить почву, закупить лозы в питомниках, закупить шпалеры, нанять рабочих. Задач много, времени на них уходит масса, плюс во многих странах установлен высокий минимальный порог заработной платы, поэтому последний пункт несет больше всего расходов.
Конечно, затраты можно снизить за счет сезонной рабочей силы, механизации производства. Но если, например, виноградники расположены на крутых склонах – механизация недоступна, и зачастую нужны специально обученные рабочие.
Также учитываем расходы на покупку удобрения, химикатов. Если винодельня хочет быть органической или биодинамической, придется тратить больше на поддержание здоровья лозы, а также последующую сертификацию (Demeter, например, обязывает производителей платить 2% от выручки).
2. Производство
Нужно пространство (для создания и хранения вина) и оборудование для производства (дробилки-гребнеотделители, винификаторы, ферментаторы, дубовые бочки и так далее) – оно стоит очень дорого, даже если речь о небольшой винодельне. Хотя можно сэкономить на шеринге, например, оборудования для розлива.
3. Упаковка
Деньги идут на закупку бутылок, пробок или винтовых крышек, коробок для транспортировки вина и печать этикеток. Бренд-менеджер и графический дизайнер могут заморочиться и создать уникальный дизайн для этикетки, распечатать ее на лучшей бумаге и наклеить на тяжелые бутылки необычной формы – для них могут потребоваться специальные деревянные коробки.
Если же вино позиционируется как предмет коллекционирования, некоторые винодельни создают технологию отслеживания происхождения каждой бутылки, что позволит коллекционеру подтвердить ее подлинность. Это все большие расходы.
4. Дистрибуция
Любой этап из цепочки дистрибуции повышает стоимость продукта. Допустим, хозяйство продает вино импортеру за 3 евро. Тот платит за доставку вина в порт, затем оно отправляется на зарубежный рынок, где облагается налогом (это важный источник доходов для государства, а также маркер объемов потребления алкоголя). Плюс важно помнить про обменные курсы и комиссии за банковские переводы. По прибытии продукт должен быть доставлен на склад с контролируемой температурой – тоже расходы. Затем импортер продает вино с комиссией дистрибьютору. Тот же уже со своей наценкой поставляет его в ретейл, рестораны и отели. Те же увеличивают стоимость в два или три раза. В конце концов бутылка достанется вам за 15 евро.
5. Воспринимаемая ценность
Но вообще вино может стоить столько, сколько за него готовы заплатить, – здесь как и с рынком искусства. При высоком спросе (а это результат грамотного маркетинга) и невысоком предложении цена взлетает до небес – как в случае с топовыми бордоскими или бургундскими винами.
А сколько вы готовы заплатить за любимое вино?
#производствовина #виноделие #цена #стоимость #коллекционирование #россия #алкогольныенапитки #напитки #алкоголь #вино