Жизнь графини и генеральской дочки Екатерины Николаевны была весьма необычна. Она была одной из первых петербургских красавиц, блистала при Императорском дворе, а потом решила резко все изменить...
Екатерина появилась на свет 1 апреля 1869 года в Константинополе. Ее родителями были генерал-адъютант Его Императорского Величества Николай Павлович Игнатьев и Екатерина Леонидовна, урожденная княжна Голицына. В 1869 году отец Екатерины являлся послом России в Турции, поэтому она и родилась там.
Интересен тот факт, что по материнской линии Екатерина была внучатой племянницей Михаила Илларионовича Кутузова. Семья Игнатьевых была многодетной, у них было 5 сыновей и 2 дочери.
Когда Екатерина Николаевна перешагнула детскую пору, ее представили ко двору и она стала фрейлиной императрицы Марии Федоровны.
Юная, хорошенькая, улыбчивая и доброжелательная Катенька быстро стала объектом поклонения светских мужчин. Дошло до того, что в нее влюбился Великий князь Михаил Михайлович.
Галантный и симпатичный «Миш-Миш» (так его называли в семье) быстро завоевал любовь Екатерины и хорошее расположение ее родителей. Молодые люди мечтали, как обвенчаются и будут навеки соединены судьбой. Отец Екатерины ободрил, когда Михаил Михайлович пожаловал к ним в дом с официальным предложением.
Вот только не все так просто было. Главное одобрение должно было исходить от государя, ведь дело касалось всего семейства Романовых. А царь не только не дал своего согласия, но и выслал своего влюбчивого родственника за границу, думая что там он скорее остынет от любви.
Пока Екатерина приходила в себя от произошедшего, Великий князь не долго тосковал. Михаил Михайлович встретил новую любовь и ей оказалась внучка Пушкина - София Николаевна Меренберг. В 1891 году состоялась их свадьба. Великий князь, наученный горьким опытом, больше не спрашивал разрешения у Александра lll. И правильно сделал, брак оказался счастливым.
Екатерина Игнатьева, конечно, услышала известие о свадьбе любимого человека. Неизвестно оно ли оказало влияние на ее решение или нет, но в 1892 году 23 летняя фрейлина императрицы покинула двор и поступила в первую в России Свято-Троицкую общину сестер милосердия. Там ее обучили основам медицины и знаниям по уходу за больными и ранеными.
Три года Екатерина Николаевна была в статусе испытуемой. Это время было необходимо, чтобы проверить ее деловые и душевные качества, а также способность ухаживать за немощными людьми.
В 1895 году Игнатьева была приведена к присяге сестры милосердия и ей дали отличительный знак в виде золотого нагрудного креста. С одной стороны на нем было написано "Всех скорбящих радость", а с другой "Милосердие".
Началась суровая жизнь. Если раньше у Екатерины Николаевны было все, что она пожелает, то теперь она не имела ничего материального. Собственная мебель, одежда, деньги - на это налагался запрет. Отлучаться с территории общины было строжайше запрещено. Родственники могли навещать сестер милосердия дважды в неделю и если родные передавали молодым женщинам подарки, то их надлежало отдавать общине.
Также сестры милосердия Свято-Троицкой общины давали пожизненный обет целомудрия и безбрачия.
Выполняя обязанности сестры милосердия, Екатерина Николаевна один раз в 4-5 дней несла суточное дежурство в больницы. В основном она занималась перевязками больных.
В 1900 году Екатерина Николаевна была направлена в Забайкалье. Там были сформированы воинские части нашей армии. Бывшая фрейлина без устали ухаживала за ранеными на передовых позициях.
Д.Г. Янчевецкий писал:
Среди ревностных тружениц – сестер милосердия – находилась графиня Екатерина Николаевна Игнатьева, дочь бывшего посланника в Китае генерал-адъютанта графа Н.П. Игнатьева. Она проводила дни и ночи у изголовья раненых и больных солдат, подолгу беседовала с ними, читала им книжки. Солдаты любили ее как родную сестру и называли ее “красным солнышком”.
В сентябре 1902 года Екатерина Николаевна вернулась в Санкт-Петербург и снова начала трудиться в госпиталях и больницах.
Следующее отправление на войну произошло в 1904 году. Игнатьева оказалась в эпицентре русско-японской войны. Ее двоюродный брат случайно оказался рядом и зашел повидаться с сестрой. Позже он вспоминал:
Горел фонарик со свечкой, освещая когда-то жизнерадостное, но уже измученное и постаревшее лицо Кати. Мне так хотелось ей услужить, но я даже ничего не посмел предложить. Ни о прошлом, ни даже о родных мы не проронили ни слова. Оба мы уже стали маньчжурцами.
Весной 1905 году Игнатьева была уже во Владивостоке и устроилась в морской госпиталь. Она думала, что встретит там своего младшего брата Владимира, но вышло так, что вскоре получила известие о том, что он и еще один ее родственник погибли во время Цусимской трагедии (морская битва).
В 1912 году Екатерина Николаевна приехала в качестве сестры милосердия в Болгарию. Ее новая жизнь была полна наблюдений за чужой болью, она всеми силами старалась помочь страдающим людям и уже не мыслила для себя другой судьбы. Казалось невероятным, что когда-то она вела праздную жизнь аристократии.
Во время Первой мировой войны Игнатьева служила старшей сестрой военно-санитарной организации Великой княгини Марии Павловны.
Екатерина Николаевна в качестве сестры милосердия участвовала во всех войнах своего времени и продолжала бы помогать людям дальше, но ее жизнь внезапно оборвалась. Она заразилась столбняком и скончалась 16 ноября 1914 году в Варшаве. Ей было всего 45 лет.
Брат Екатерины Николаевны вывез тело сестры из Варшавы и ее похоронили в семейной усыпальнице рядом с отцом.
Благодарю, что дочитали. Ваши лайки помогают развитию канала. Подписка здесь