Золотая Орда пережила пик своего расцвета в первой половине 14 века и закономерно вошла в период ослабления и распада на полусамостоятельные улусы, враждовавшие между собой за обладание Сараем и ханским троном. С 1537 по 1381 год на золотоордынском престоле сменилось 25 ханов. Подобная чехарда способствовала пробуждению политических аппетитов у менее знатных, но не менее честолюбивых ордынских нойонов. Наиболее успешным и влиятельным среди них оказался темник и ханский беклярбек Мамай.
Мамай не мог лично стать ордынским ханом, поскольку не принадлежал к роду Чингиза, а был лишь владетелем земель к западу от Дона и в Крыму. Поэтому этот хитрый и талантливый политический манипулятор сажал на трон марионеток и пытался управлять от их имени. В этом был его недостаток, но в остальном Мамай представлял для сателлитов Орды грозную силу. Спорить с ним было опасно.
Слабость не проходит бесследно
Тем не менее, пользуясь ослабление Орды, ее соседи и подчиненные ей народы усиливали борьбу против татарского господства. В 1350-е годы венгры и литовцы выгнали татар из Молдовы, чем способствовали ее консолидации и созданию молдавского государства. В 1362 году великий князь Ольгерд разбит татар в битве у Синих вод (р. Синюха) близ Киева и присоединил к Литве земли по берегам Южного Буга, Днестра и Днепра, открыв тем самым дорогу к Черному морю.
Начало колонизации Присурья и мордовских земель
В Северо-Восточной Руси тоже происходили важные события. В 1365 году рязанскими князьями был разбит правивший в Мордовии (у Мокши) татарский правитель Тагай. Еще через два года (1367) нижегородские полки разгромили отряды булгарского правителя Пулад-Темира.
После этого нижегородские крестьяне, поощряемые князьями, начали колонизацию земель по нижнему течению реки Суры. В 1372 году русские переселенцы основали крепость Курмыш и начали проникать за реку Пьяну, в низовья мордовских рек Цны и Мокши.
Повышенный интерес к Волге
В этот период нижегородские и московские князь, можно сказать, впервые начали борьбу за контроль над волжским торговым путем. В 1370 году нижегородские рати совершили успешный поход на булгарский Биляр, а в 1376 году московско-нижегородское войско под командой воеводы Дмитрия Михайловича Боброка вступило в Казань.
С казанской торговой верхушки и населения было взято пять тысяч рублей в качестве выкупа за город и посажены свои сборщики податей и таможенных пошлин.
Объявление войны
В значительной степени из-за этих успехов московский великий князь Дмитрий Иванович в 1374 году прервал, как пишет С.М. Соловьев, дипломатические отношения с Ордой и прекратил выплату дани. В том же году в Нижнем Новгороде возмущенные горожане побили "послов Мамаевых, с ними татар с тысящу...". Возглавлявший посольство "Сарайка" тоже был убит. Формально это означало объявление войны всей Золотой Орде.
Косвенным, но крайне важным обстоятельством высокой решимости населения Северо-Восточной Руси, и особенно Москвы, избавиться от ордынского господства было то, что целых два поколения великороссов росло в условиях мира и почти не видело татар на своей территории. Они выросли в бесстрашии. В этом была заслуга Ивана Калиты и других великих московских князей, которые внешней покорностью защищали Русь от разорительных набегов.
Сомнения Мамая
Как бы то ни было, но вызов Мамаю был брошен. Неформальный правитель Орды оказался в трудном положении. Впервые в Сарае не были уверены в своей силе, и Мамай стал искать союзников.
В 1375 году он вручил ярлык на великое княжение тверскому князю Михаилу Александровичу, но Москва отреагировала на это, отправив свои дружины к Твери. Михаилу Александровичу пришлось капитулировать и перейти на сторону князя Дмитрия. Он даже обещал помогать Москве в войне с Мамаем.
Потеряв в качестве союзника Тверь, Мамай продолжил консультации с литовско-русским великим князем Ягайло Ольгердовичем, и, опираясь на союз с Литвой, начал готовить поход на Москву. Пробный выход состоялся в 1378 году, когда мирза Бегич повел свою конницу на Русь. 11 августа указанного года московское войско разбило его наголову. Это была последняя "проба пера" перед грандиозным штормом.
Постскриптум
Когда наступил 1380 год, все звезды на небе зашевелились. Степь от Волги до Крыма и Кавказа пришла в движение. Из-за верховьев Днепра двинулся к Дону с войском князь Ягайло. Из Кафы к Мамаю шли генуэзские наемники. Но и в Коломне под знаменем Дмитрия собралась "вящая сила", включавшая не менее 100 000 мотивированных бойцов всех сословий и социальных групп.
Жребий был брошен, и противники встретились на Куликовом поле, чтобы выяснить, чья правда сильней. 8 сентября 1380 года по Юлианскому календарю битва закончилась победой русского оружия. Все точки над "i" были расставлены.
"Правда, - пишет нижегородский историк Е.В. Кузнецов, - помог и случай. Литовский великий князь Ягайло, полки которого могли склонить победу на сторону Мамая, опоздал и был вынужден ограничиться только мародерскими наскоками на обозы возвращавшейся в Москву армии Дмитрия (теперь уже Донского)".
Обязательно напишите комментарий к этой статье, мне важно знать ваше мнение
О неточностях и опечатках сообщайте автору