Когда-то давно когда был молод и горяч я бы сразу ответил на этот вопрос чем-то вроде: "...да что они понимают в моей работе? Они же не знают нюансов, деталей, а это самое важное!!! Какой смысл мне рассказывать про финансы предприятия, если мне нужно бежать и замещать водителя, который успел "принять в каптёрке" и теперь не выйдет на линию? Чем мне поможет тренинг по продажам, если он не отвечает на вопрос "как продать Nokia 8910i человеку пришедшему за Alcatel 310?". Сейчас смотрю на этот ответ примерно так же как на выражение "...ну, и как мне пригодилась в жизни теорема Пифагора?".
Может быть дело не в том, что тренинг/коучинг/консультация плохи, а в том, что я не сумел из них извлечь ничего полезного, не нашёл как применить в жизни?
Сегодня, когда у меня уже есть оплаченные консультации и подписанные договоры на консультационные услуги, я выдал сам себе разрешение писать о том, что я думаю на тему консалтинга, коучинга, платных тренингов и прочего.
Подробнее разбираться в классификации различных внешних консультантах я буду позже. И самому полезно будет и, думаю, для читателей тоже. Но сейчас давайте попробуем разобраться почему же многие, очень многие боятся обращаться, вместе работать, слушать внешних консультантов? Я много думал о причинах и те, что у меня появлялись в голове я подвергал анализу и разбору и вот что у меня получилось:
1. Недоверие. Сложно доверить свой бизнес или деньги, или и то и другое стороннему человеку пусть даже с определенной репутацией или рекомендациями.
2. Непонимание. Нет у консультанта ТТХ и нельзя быстро и достоверно прикинуть какие его характеристики подходят в решении конкретной задачи. Какими он должен обладать, какие лишние, каких не хватает.
3. Самоуверенность. Если у бизнесмена/предпринимателя/управленца уже что-то получилось без помощи консультантов, то зачем они в принципе нужны?
4. Стеснение. А как на меня посмотрят "пацаны" если я позову кого-то, а если потрачу деньги, а толку не будет вообще засмеют.
5. Жадность. За что платить, если гарантированных результатов нет, консультант сам ничего не делает, а лишь советы раздаёт. Просят непонятно откуда взятые, умопомрачительные суммы денег!
6. Страх результата. А что если я достигну результата с консультантом и дальше уже не смогу без него? А что если мне результат не понравится?
7. Стыд. Придут и будут тыкать в глупые ошибки, начнут сыпать заумными и непонятными словами, потом ещё опишут где-то в своих "рабочих кейсах".
И так далее...
Много подвидов, разновидностей, нюансов и оттенков эмоций, мыслей и вопросов, которые возникают, когда затрагивается эта тема, но сколько я не думал об этом всегда получалось, что причиной всех сомнений является сложно уловимый и просчитываемый параметр, который я бы описал, как "степень образованности", "уровень контекста", "точка погружения в проблематику". Причём это относится именно к заказчику, не к консультанту. Чем выше уровень грамотности и образованности заказчика тем больше он понимает, что знать всё - невозможно, уметь всё - нереально, всё - даже попробовать не получится. А значит нужно делегировать, отдавать, делиться. Какие-то функции можно отдать подчинённым или автоматизировать. Но консультант используется не для систематической, выстроенной, даже рутинной работы, а для того, чтобы сделать резкий скачок вперёд или в принципе создать ту самую систему, в которой можно будет настраивать автоматизацию и шлифовать процессы еще очень долго. Польза консультанта именно в свежем взгляде, умении посмотреть на задачу со стороны, но быстро вернуться к деталям и погрузиться в суть.
У многих собственников, акционеров, топ-менеджеров в голове сидит мысль, что брать на работу надо тех людей, которые "уже 100 раз делали" то, что им требуется и консультанты в этой логике всегда останутся "за бортом", потому что у них хорошо получаются "только" консультации.
Все эти заблуждения витают в области иррационального и инфантильного поля под названием "я хочу волшебную палочку/пилюлю/дядю" и чтобы ничего не надо было делать самому, чтобы всё вдруг само исправилось и заработало и именно так, как я себе в голове нафантазировал. А слушаться кого-то, а ещё если при этом надо будет самому что-то делать это глупость. Хотя вся наша жизнь полностью пропитана консультациями. Каждый день вы консультируетесь с друзьями, коллегами, родными по бесчисленному количеству вопросов от выбора модели телефона до геополитических вопросов. Вы скажете, что консультации эти бесплатны. А почему? Да потому что в них нет ценности ни для вас, ни для консультанта. Это просто часть вашего общения и вы не можете и не станете платить другу за совет о марке автомобиля, а он не будет сидеть и досконально изучать характеристики, рынок и ждать, когда же его знания понадобятся, потому что ему за это не платят и он не чувствует ответственности за свои слова. Максимум что может случиться вы перестанете советоваться на эту тему, но не перестанете разговаривать и обсуждать.
Что со всем этим делать? Обязательно погрузимся в эту тему, поговорим о том как найти иголку в стоге сена или истину в банальных вещах, а пока подумайте есть ли в вашей жизни такой пример (это может быть кино, книга, картина, событие, человек - что угодно), когда вы видите в нём очень много глубины, подтекстов, смыслов, а окружающие вас не понимают и говорят, что-то вроде: "...искать философию в Колобке глупо, почитай Достоевского".