Найти тему
Истории тётушки Юлии Рысь

Политика на примере школьного курса по экономической географии

Очень давно наброски по этой статье висели в черновиках. Даже не знаю насколько давно... кажется, что несколько лет точно, но как-то образ законченной статьи не ложился.

На днях в своём телеграм-канале я вспомнила про эры, которые почему-то помню до сих пор. Потом вспомнила разговор с другом на кухне в доме его родителей, когда я у них кантовалась несколько дней, в ожидании даты рейса... А потом появились и четверговые размышления... Этого оказалось достаточно, чтобы все наброски превратились в голове в стройную картинку!

Начну издалека. Свой 9-й класс я заканчивала уже в "Незалежний", через несколько лет после событий 1991 года. На тот момент я, как большинство моих одноклассников, не особо вникала в политику. Ну, да, кто-то ощутил более болезненно "кризис 90-х", кто-то менее... Все мы тогда ещё были подростками, главная задача которых заключалась в том, чтобы окончить школу и поступить в институт.

Тематическая картинка из свободных источников
Тематическая картинка из свободных источников

На девятом году обучения нашему "Б" несказанно "повезло" — мы попали в список классов, которым экономическую географию будет преподавать "сам" директор. Нашего директора, по имени Марк Вениаминович знала и... боялась ВСЯ школа. Самое интересное, что директор обращался на "вы" ко всем ученикам, даже первоклашкам. Когда он возвышался над бедным младшеклассником, всей своей крупной фигурой под два метра ростом и пытливо интересовался:

— Что Вы хотели? — Терялись даже самые стойкие.

А ещё ходили легенды о высоких требованиях директора к уровню знаний и большой любви к 15-минутным самостоятельным на каждом уроке.

При всех этих вводных данных, нам грозил целый год экономической географии. Начали мы с самого... простого — повторения эр Палеозоя и Мезозоя. С того времени прошло уже много лет, но и сейчас даже спросонья, находясь в полном "состоянии нестояния", я назову: Кембрий, Ордовик, Силур, Девон, Карбон, Перм, Триас, Юра, Мел...

Что касается самостоятельных, то каждый урок начинался с того, что Марк Вениаминович (которого мы называли Морковка Витаминыч) раздавал нам чистые листочки с контуром Украины, сопровождая это индивидуальными заданиями нанести на карту: кому лёгкую промышленность, кому металлургию, кому основные залежи каменного угля, кому редкого никеля, и так далее... насколько позволяла фантазия и количество значков условного обозначения.

Стоит ли говорить, что все залежи природных ископаемых и основные промышленные центры мы тоже могли нанести на карту по памяти?

При этом директор очень популярно объяснял новый материал. Без заумностей, включая элементы логики. Той самой логики, которая до 1956 года преподавалась в рамках школьного курса. Из 9-го класса я выпустилась с единственным "трояком", который портил весь табель. Да, по мнению Морковки Витаминыча мои знания приравнивались к уверенному "тройбану".

Тематическая картинка из свободных источников
Тематическая картинка из свободных источников

Потом я перешла в лицей в физмат класс. Географичка у нас была самая заурядная. Так что оценка моих знаний резко возросла до "пятёрки" и комментариев в духе: "Откуда ты ЭТО знаешь???". Откуда, откуда... от Марка, свет его, Вениаминовича!

После курса экономической географии на примере отдельно взятой страны, мы плавно перешли к мировой экономической географии.

Признаюсь, к этому времени я уже не заучивала промышленные центры. Мне было достаточно посмотреть на карту месторождений, или другую карту с уловными обозначениями, чтобы провести логическую цепочку в уме и выдать правильный ответ вслух. Одна из одноклассниц спросила: "Как я это делаю?".

Как? Элементарно! Если тут на карте нарисован значок хлопка, то логично, что этот хлопок кто-то будет выращивать для начала, то есть, в регионе на 100 % развито сельское хозяйство. Во-первых, потому что выращивание хлопка трудозатратно, и во-вторых, переработка требует развития смежных областей производства.

Утрировано логика такая: хлопок растёт — это сельское хозяйство. Из хлопка делают вату — медицинская промышленность. Из хлопка получают масло — пищевая промышленность. После переработки хлопка остаётся жмых, который идёт на корм скоту, так что животноводство тоже должно быть где-то рядом. И, конечно, из хлопка делают ткань, а это уже текстильная промышленность. Ну, и как побочка — химическая промышленность тоже должна быть, утилизация отходов, уникальный продукт и всё такое. Кстати, хлопок используется даже в оборонке!

Тематическая картинка из свободных источников
Тематическая картинка из свободных источников

В таком же стиле, выстраивая логические цепочки, можно рассказать про любой регион (страну) и совершенно любое производство. Потому что я запомнила одно — выращивание хлопка (подставьте любой значок условного обозначения) не может быть сам по себе! Слишком многое на кону. Тут два варианта, либо в отдельно взятом регионе строить заводы, обеспечивающие полный цикл производства, либо... "Дружить" с теми, кто может обеспечить, а это уже, на минуточку, экономические связи и контракты в долгосрочной перспективе.

Ах, да, для полноты картины не хватает научной деятельности и исследования. Выращивание, это не просто посадил семечко — получил дерево, без особых усилий. Тут важен обоснованный подход: какие вредители вредят, и как с ними можно бороться, как с одного гектара собрать больше урожая, и соответственно, получить больше гешефта и ещё многое другое.

Всё "другое" — это уже большая, или даже... очень большая политическая география! Вот хоть ты тресни, но в условиях северных регионов, даже при очень высокой потребности в хлопчатобумажной одежде, не обеспечить себя необходимым количеством хлопка. Ну, не растёт он там!!! Единственный выход — экономические связи. А если что-то такое редкое растёт только в одной стране, имеющей границы, суверенитет и, вообще, полный набор регламентов и местных законов, то... хочешь, или нет, но дипломатические связи налаживать надо.

Как? Это другой вопрос. С кем-то по-дружески, с другими странами с театральной улыбочкой, а есть и такие, с кем сцепив зубы от негодования, потому что деваться некуда! Они сидят себе в своей стране, условно говоря, на тюках хлопка и в носу ковыряются, прекрасно понимая, что другим некуда деваться, ибо потребность нужно закрывать сейчас. Иначе потом это перерастёт в острый дефицит и тогда уже условия будут диктовать те самые "недалёкие умом" выращиватели хлопка. А всё потому что никакую потребность в футболках из хлопчатобумажной ткани не покроют имеющиеся в наличии суперкомпьютеры, или другие продукты интеллектуальной деятельности.

Тематическая картинка из свободных источников
Тематическая картинка из свободных источников

Об этом ещё в 1943 году психолог Абрахам Маслоу (к слову, мой однофамилец по девичьей фамилии) подробно описал в своей Пирамиде потребностей. По этому поводу декан меня постоянно "подкалывал":

— А ну-ка, Юля, скажи, что твой однофамилец имел в виду, когда говорил...

Ну, а дальше, как в сказке... чем глубже в лес, тем чудесатее!

Теперь представьте ситуацию, что в одной стране без названия, затерянной на политической карте мире между другими странами, ежегодно растёт просто дохренилион хлопка. Раньше у маленькой страны всё было: и контракты, и рабочие места, и... вся сопутствующая инфраструктура, для обеспечения базовых потребностей. Столовки и магазины (есть, пить) на каждом шагу, многоэтажки небо заслоняют (спать, дышать), для подрастающего поколения (потребность в размножении) детсады и школы... Почему? Потому что маленькая страна была равноправным субъектом в большой, "материнской" стране.

Но, тут произошёл большой "тыдыщ". Отрезали маленькую страну от мамкиной пуповины, которая и осуществляла обеспечение полезными веществами и обратно продукты жизнедеятельности, то есть, излишки продукции производства, себе забирала, на свои нужды. И старшие братья с сёстрами ещё стали тыкать носом, мол, сидишь ты, на одном хлопке, а нам мамка с папкой кучу других игрушек накупили.

С одной стороны, дитятя захотело топнуть ножкой и заявить о том, что будет жить как хочется. А с другой стороны, возник вопрос психологической и экономической самостоятельности.

Понятно, что малолетней детке, захотевшей попробовать взрослой самостоятельной жизни, можно и подзатыльник выдать в качестве превентивной меры. Мол, мал ещё, дорасти немного до других игрушек... А если по паспорту дитёнок, уже вошёл в половозрелый возраст, и.. Как бы помягче сказать — нагулял косую сажень в плечах, то прежде чем отвесить отрезвляющий "самостийность" витамин "Ре" к попе, уже задумывается предок, а если... ответочка прилетит? Кулак-то деть тоже успел нарастить. И не смотрите, что деть слегка... морально... психологически... не дозрел до взрослой жизни, силушки-то ого-го!

В этой ситуации родителю деваться некуда, думает, ну, ладно, выращивает деть свой условный хлопок, на это мозгов хватает, пущай и дальше этим занимается, авось, как-то мозги со временем на своё место встанут...

Но, проблема в том, что родитель ушёл, а гештальт-то не закрыт остался. Топнуть ножкой, это круто. Послать родителя на три весёлых буквы тоже в юном возрасте считается мегакрутым поступком, но... Куда девать хлопок? Растёт ведь, зараза, шо бешеный.

И вышел великовозрастный деть на большой рынок, с мыслью, щаз как продам за мульён денег свой хлопок, вот родитель, от зависти локти начнёт кусать. Но, как обычно, получилось не так, как думалось.

Но это уже совершенно другая история...

P.S. Это всего лишь авторская интерпретация. Сказочка для взрослых. Кому жизненно не хватает комментариев — милости прошу в телеграм-канал, там можно комментировать, а мне чат проще модерировать.