Найти тему

Социализм и циклический кризис

Оглавление

1. Основная последовательность.

1944-1945 – основание государств – будущих социалистических.
1948 – отложение Югославии от Восточного блока – будущего экономического Совета Экономической Взаимопомощи (СЭВ) и будущей Организации Варшавского Договора (ОВД).
1956 – вооружённая попытка отхода Венгрии от СЭВ – ОВД и её вооружённое подавление странами-членами СЭВ – ОВД.
1968 – попытка Чехословакии отхода от практики «реального социализма» и её подавление странами-членами СЭВ – ОВД. С применением военной силы, но по сравнению с Венгрией-1956 – почти без физических потерь с обеих сторон.
1980 – попытка отхода Польши от «социалистической практики» и подавление попытки внутренними силами.
1988 – создание в Литве «Саюдиса» и «Народных Фронтов» в Эстонии и Латвии. «С.» и НФы выступают опять-таки против «реального социализма». После попытки подавления в начале 1991 года оппозиционные силы приходят к власти, как впрочем и во многих других странах на «территории социалистической раздробленности».

Можно проследить тенденцию развития 5 последовательных кризисов восточно-европейской системы: удачная попытка отделения – предпринятая вооружённым способом и подавленная таким же способом – предпринятая идеологически и подавленная практически без человеческих жертв – предпринятая экономически и подавленная внутренними силами – предпринятая с упором на избирательскую демократию и неподавленная.
В каждом случае видна
обратная связь на предшествие: во избежание.
Последовательно уменьшается «вооружённость» столкновения и увеличивается время реакции: 1956 – две недели, 1968 – 8 месяцев, 1980 – 16 месяцев, 1988 – примерно по 2 ½ года.
Можно заметить, что интервалы между кризисами кратны 4 годам, но в некоторые из годов кризисы
не происходят (1952, 1960, 1964, 1972, 1976, 1984).

«Точка кризиса» движется с юга на север.

Версия: при последовательном росте экономики, уровень производства позволяет достичь населению в целом такого материального уровня, что формируется верхний слой этого населения, который склонен увеличить дифференциацию доходов. То есть богатеть быстрее, чем общество в целом. Возрастающий материальный уровень (отсутствие голода) уменьшает мотивацию общества в целом противодействовать верхнему слою.
Увеличение дифференциации доходов и потребления естественно толкает верхи от уравнительной системы к дифференцированной системе, то есть освоенной упомянутыми странами – капиталистической.
Из движения точки кризиса с юга на север можно заключить, что общий экономический рост завязан на рост продуктивности сельского хозяйства: на юге та же урожайность в центнерах с гектара достигается раньше, чем на севере. Некоторым подтверждением можно считать, что в Чехословакии, Польше, Литве на годы кризиса в каждой из них урожайность самого массового с/х продукта, озимой пшеницы достигала 30 ц/га. Правда, в Югославии и Венгрии на год кризиса – 15 ц/га (вдвое меньше). Конечно, более точным показателем был бы некий интегральный показатель производства/потребления на душу и с учётом климатических условий. Но по соображениям трудоёмкости мы склонны отложить выработку такого показателя до лучших времён.

2. Особенное.

Обозначим также кризисы социалистической системы не лежащие на основной последовательности.
**
1949 и 1953 – ГДР и предшествующая «Восточная зона оккупации Германии». ГДР к 1949 году как раз вышла на урожайность 30 ц/га. Видимо, некоторый цивилизационный разрыв проходит как раз по границе Германии и Польши.

** Кризис в СССР 1964 года (в частности, замена персоны верховной власти) можно считать
автохтонным для Советского Союза и социалистической системы.
**
Практически на все кризисы сильнее или слабее реагировала Польша.
Кризис 1968 года был шире, чем только в Чехословакии и шире, чем в социалистической системе.

В пределах Советского Союза рост и дифференциация доходов и потребления происходили неравномерно в разных республиках СССР. При различии статуса союзных республик от статуса стран-членов СЭВ – ОВД в них происходили сходные процессы замены высших персон власти, замеченных (заподозренных) в склонности к дифференциации против уравниловки. Замена происходила аппаратным, невоенным способом:
1969 – первого секретаря Коммунистической партии Азербайджана В.Ахундова на пришедшего с поста председателя республиканского КГБ Г.А.Алиева,
1972 - первого секретаря Коммунистической партии Грузии В.П.Мжаванадзе на пришедшего с поста республиканского МВД Э.А.Шеварднадзе.
Очевидно, дата назначения Алиева и Шеварднадзе на фактически высший пост в республике соответствовала дате
ликвидации кризиса в странах-членах СЭВ – ОВД.
Сходное событие ноября 1982 года - вступление на пост Генерального секретаря ЦК КПСС Ю.В.Андропова (до января 1982 – Председателя КГБ СССР) вместо скончавшегося
Л.И.Брежнева – дало основание одному из исследователей по сравнительной хронологии объединить правления под «геологическим» термином
«андропий». А также 14-месячное правление (август 1980 – октябрь 1981) в Польше Станислава Кани, пришедшего с поста главы польской госбезопасности.

Если в поисках «андропия» погрузиться ещё ниже по иерархической лестнице – от союзных республик до областей и городов – то индикаторные события становятся ещё менее заметны. В 1974 (кто знает точнее, пусть исправит) свой «андропий» наступил в Одессе. Вряд ли рост доходов и их дифференциации был связан именно с ростом с/х производства. Скорее с портовым, таможенным положением Одессы. Но тем не менее

Цитата:

«в одну тёмную ночь вся одесская милиция была заменена на киевскую (то есть на этот момент в Киеве уровень доходов, производства/потребления, их дифференциации ещё не дошёл до одесского), было арестовано две тысячи семей, вся конфискованная контрабанда была выставлена в комиссионки, и две недели Одесса не работала, а бегала по комиссионкам и покупала, покупала и покупала.А спустя некоторое время знаменитый одесский Толчок (промтоварный рынок) прорезался в форме тёти Фроси, приходящей в каждую организацию по четвергам с 15 до 16 сквозь любую пропускную систему, когда вся контора бросала работать и меряла, меряла, меряла.»

В 1985 к власти «в Москве» пришли (в том числе) силы не настаивающие на догматическом продолжении предыдущей политики.
На необъятных просторах СССР примерно к 1983-1986 урожайность 30 ц/га была достигнута в Подмосковье. Можно думать, что голосование за коммунистов в «красном поясе России» происходило таким образом благодаря тому, что интегральный показатель производства/потребления на душу, уровень урожайность озимой пшеницы не дошла до уровня 30 ц/га.
(с) версия 2016, но писалось задолго - 1983-.

...
#социализм #циклический кризис #экономика #иерархология