Меня недавно спрашивали, а можно ли подготовиться к олимпиаде по математике? В конце статьи будет ссылка на мой сайт, где я делюсь понравившимися пособиями по подготовке к олимпиадам по математике в разных классах.
Не знаю, как произошло, что математика перестала приносить пользу. Считаем через силу и через великое "не могу". Сегодня с четвероклассником делили числа в пределах ста пополам. Первую часть занятия тащила его через тернии:
"Десять пополам... двадцать пополам... тридцать пополам... сорок пополам..."
Именно пополам, если говорить "дели на два", сразу хватаемся за тетрадь и делим в столбик. А мне надо устный счёт ему развить. Тридцать делить на два в столбик - это неприлично!!!
Так вот, эту понятную, очевидную цепочку он схватил и усвоил только с третьего раза! Зато когда понял, обрадовался до неба))) И мы её туда-сюда гоняли, потом вразнобой... Отличный урок получился. Только под вечер, когда прошло ещё пять уроков, на мне не было лица. Оно только к ночи ко мне вернулось. Им, собственно, и пишу вам, друзья😏
Схемы и алгоритмы. Именно из них нынче состоит школьная математика. Поэтому если мы видим задачу, то, заметив числа, хватаем их и начинаем комбинировать, применяя вразброс четыре арифметических действия. Так получается, что:
- Дядя Вася намолотил 13576,7 километров в час;
- Петя прочитал 0,008 раза за неделю;
- А на оценку "четыре" контрольную написали полтора. Зерна или миллиметра – это уж как повезёт, товарищи.
"Опять репетитор шутит" – скажете вы. Если бы, если бы, дорогие читатели.
Более того, этот полезнейший предмет настолько сильно сегодня видоизменился, что не только не помогает нашим школьникам развивать мозг, но и здорово мешает в некоторых ситуациях.
Я об олимпиадах говорю. Здесь думать надо. Сейчас покажу. Вот парочка моих любимых задач на выявление одеревенелости мышления. Обычно ребята, даже не задумываясь, пытаются решить их математически:
Вы принимаете участие в соревнованиях, вы обогнали участника, бегущего вторым. На каком вы теперь месте?
На руках десять пальцев, сколько пальцев на десяти руках?
Батон разрезали на три части. Сколько сделали разрезов?
Я знаю, что это известные задачи. Продемонстрировала для примера. Утомлённый школьной математикой ученик будет считать, не думая. Таких ребят большинство.
И только редкие звёздочки, которыми, как правило, родители крепко и всерьёз занимаются, начнут думать. Размышлять. А уж потом, при необходимости, применят подсчёты.
Можно ли научиться решать олимпиадные задачи? Конечно! И там тоже есть свои алгоритмы, куда ж без этого. Но без мыслительного процесса там точно не обойтись.
Вот, как и обещала, короткая статья и сборники по теме. Приглашаю вас к себе на сайт. Если знаете интересные пособия, поделитесь, пожалуйста. Я и мои читатели будем очень благодарны))) И список тогда дополню.
Сборники для подготовки к олимпиадам для учеников средней школы
А вот симпатичная задача про часы, она мне очень нравится, нашёлся повод поделиться. Все справятся, не сомневаюсь👍