Найти тему
Новый учитель

Таксономия Блума. Что это такое и зачем нужна учителю?

Оглавление

Эта статья посвящена таксономии Блума и поможет грамотно планировать образовательные результаты. Если вы учитель или интересуетесь педагогикой, забирайте эти знания в вашу копилку.

Фото: Такие дела
Фото: Такие дела

Учителя в своей практике сталкиваются с такой проблемой: ученики хорошо занимаются на уроках, но на контрольной работе менее успешны и показывают низкие результаты. Проблема может быть в «нестыковке» формирующего и констатирующего оценивания, другими словами, задания в контрольной отличаются от того, что проходили на уроке.

Планирование через контрольную работу

Мы рекомендуем сначала ставить образовательный результат, а потом думать об измерителе (подробнее об измерителях мы расскажем в одном из следующих материалов). Однако эту связь можно использовать и в обратную сторону — определять знание и умение через задание в контрольной работе.

Пример. История, 9 класс

Я хочу использовать в контрольной работе такие задания:

  1. Перечислите либеральные реформы Александра I;
  2. Сравните период правления Александра I до начала Отечественной войны с периодом после 1815 года;
  3. Как вы считаете, почему Александр I не смог отменить крепостное право и самодержавие в России? Подтвердите своё мнение тремя аргументами.

Чему я хочу научить детей?

-2

Конечно, не стоит превращать планирование в «натаскиванию на контрольную». Учитель все так же должен проводить целеполагание перед модулем, рефлексию прогресса, проекты.

Что такое таксономия Блума?

Таксономия — принцип расположения чего-либо в иерархическом порядке.

Таксономия Блума — система учебных целей, разработанная учеными Чикагского университета во главе с психологом Бенджамином Блумом. В 1956 года вышла книга «Таксономия образовательных целей».

Блум разделил образовательные цели на три сферы: когнитивную, аффективную и психомоторную.

Когнитивная сфера — «Знаю». Это знания, понимание и критическое мышление. Сюда относится получение знаний: от запоминаний новых фактов и идей до решения проблем.

Аффективная сфера — «Чувствую». Это чувства и эмоции; то, как человек реагирует на различные ситуации, его ценности, интересы и склонности.

Психомоторная сфера — «Творю». Психомоторные цели связаны с развитием практических навыков и умением пользоваться различными инструментами.

Таксономия Блума помогает правильно ставить образовательные цели. Исходя из целей, учитель формулирует задания для учеников и выбирает инструменты для оценки.

Система целей строится от простого к сложному. По мнению Блума, задача учителя — сделать так, чтобы ученики достигали высоких уровней мышления.

-3

Умения «низкого» уровня

  • Знание. Запоминание и воспроизведение информации

Ученик узнает основные термины, конкретные факты, правила и может их повторить. На первом уровне формируется общее представление о предмете.

Чтобы поставить цель, используйте глаголы действия: определить, назвать, запомнить, расположить, перечислить, выучить, найти, указать, записать, выбрать.

Примеры заданий для первого уровня целей: перечислите виды квадратных уравнений; дайте определение имени существительному.

  • Понимание. Осознание и объяснение фактов

На этом этапе ребенок должен уметь излагать материал своими словами. Ученик знает и понимает правила и принципы, может объяснить факты и явления и проинтерпретировать графики и диаграммы.

Глаголы действия: определить, объяснить, охарактеризовать, интерпретировать, сравнить, суммировать, соотносить, извлечь, привести пример, перефразировать.

Примеры заданий: приведите пример полного квадратного уравнения; определите род имен существительных.

  • Применение. Использование полученных знаний

Ученик решает практические задачи с помощью новых правил, формул и законов.

Глаголы действия: решить, распределить, показать, объяснить, применить, вычислить, исследовать, провести эксперимент, найти, выбрать.

Примеры заданий: решите задачу с помощью квадратного уравнения; найдите существительные, которые употребляются только в единственном числе.

Умение высокого уровня

  • Анализ. Понимание структуры материала

На этом этапе ученик может разделить материал на связанные части, видит принцип построения данных и может найти логические ошибки.

Глаголы действия: анализировать, выделить, построить, выяснить, объяснить, упорядочить, придумать, выстроить, противопоставить, разделить, сделать вывод.

Примеры заданий: выделите сходства и различия в группах квадратных уравнений; придумайте пять предложений с именами существительными в разных падежах.

  • Синтез. Обобщение знаний

Ученик использует знания, чтобы создать новую конструкцию, например способ классификации или план решения проблемы.

Глаголы действия: составить, разработать, группировать, комбинировать, установить, спланировать, обобщить, проверить, предложить, сформулировать.

Примеры заданий: разработайте алгоритм решения уравнения; расставьте знаки препинания в предложениях и аргументируйте свои действия.

  • Уровень «Оценки»

Уровень оценки может возникать после освоения каждого умения.

Главная цель — оценить логику построения материала, проверить точность выводов и аргументировать свою точку зрения.

Глаголы действия: оценивать, аргументировать, защитить, изложить, измерить, обсудить, проверить, обосновать, подтвердить, прогнозировать.

Примеры заданий: оцените, насколько рационально решено уравнение; оцените уровень своих знаний о существительном в начале и конце урока.

...а теперь то же самое в таблице. Для закрепления!)

-4

Хотите узнать больше? Ловите список литературы:

  1. Бенджамин Блум «Таксономия образовательных целей»;
  2. Lorin W. Anderson and David R. Krathwohl «A taxonomy for learning, teaching and assessing».

Вопросы? Задавайте в комментариях!