Вы знаете, друзья, мне очень сильно повезло. В телескоп (и в бинокль) я многократно видел и наблюдал все восемь планет нашей солнечной системы. Ну, точнее, всё-таки семь. Земля «не считается», потому что для того, чтобы увидеть Землю в телескоп, придётся слетать как минимум на Луну.
А так – я видел и жёлто-оранжевое «зёрнышко» Меркурия, и слепящий глаза серп Венеры, и полярные шапочки и зеленоватые моря Марса, и толстенький полосатый Юпитер, и «ушастый пельмень» Сатурн, и зеленоватый диск Урана, и даже кошмарно далёкий от нас Нептун. А Юпитер, Сатурн и Марс даже удавалось сфотографировать. Да, качество снимков как бы «не очень» – но ведь сам всё сделал, своими руками! Пустячок, а приятно.
Но вот Плутон мне видеть, к сожалению, не доводилось. «Ну и что?» – скажете вы. «Ведь Плутон не считается настоящей планетой!». Сейчас – да. Однако когда я ещё учился в школе и читал учебник природоведения, там было чёрном по белому написано про девять планет – а не про восемь! В те годы Плутон считался самой что ни на есть настоящей планетой. Почему же в наше время Плутон «выгнали» из семейства планет солнечной системы? За какие грехи?
Если коротко – то «за компанию».
Перенесёмся в далёкий 1801 год. Итальянский астроном Джузеппе Пьяцци открыл новую планету в солнечной системе. Её орбита располагалась в точности между орбитами Марса и Юпитера! Между прочим, астрономы благодаря формулам и расчётам уже в те времена довольно точно знали – где и что именно они ищут. Новая планета должна была располагаться именно между Юпитером и Марсом. Для поисков этой планеты даже была создана большая группа астрономов, которая в шутку называла себя «небесной полицией». Учёные «разделили» небо на отдельные участки, каждому свой, и принялись наблюдать в телескопы – тщательно, терпеливо, каждую ясную ночь. И такие вот «полицейские» усилия принесли результат – в ночь на 1 января 1801 года новая планета была обнаружена! А назвали её, кстати говоря, «Церера» – в честь римской богини плодородия...
«Погодите!» – скажете вы. «Разве в Солнечной системе есть планета Церера?!» Правильно, нет. Потому что буквально через год, в 1802 году, немец Генрих Ольберс – тоже «небесный полицейский» – открывает там же, между орбитами Марса и Юпитера, ещё одну планету. Её называют Палладой.
А ещё через несколько лет между орбитами Юпитера и Марса нашли ещё две планетки – Весту и Юнону... К ближе к концу XIX века астрономам стало ясно, что в далёком космосе между Юпитером и Марсом вокруг Солнца кружат сотни и тысячи маленьких планет и даже просто «космических камней». Тогда и было принято решение «выгнать» Цереру, Юнону, Палладу и Весту из планет, и назвать по-другому – астероидами, то есть «похожими на звёзды». Слишком уж этих новых планет было много...
В 1845 году была открыта восьмая «настоящая», «большая» планета – Нептун. (По меньшей мере, пять человек участвовали в этом открытии, так что от портретов воздержимся.)
Она находилась от Солнца на огромном расстоянии, в 30 раз дальше, чем наша Земля. Один год на Нептуне длится почти 165 наших земных лет! Обрадованные астрономы тут же сели за расчёты, и довольно быстро выяснили, что планета это очень большая (в 4 раза больше Земли). Она должна была двигаться по своей орбите так, как это написано в учебнике, в самых главных законах астрономии – законах Кеплера. Но... Она этого не делала!
Планета двигалась по орбите то чуть быстрее, то чуть медленнее, чем это было положено «по книжке». Учёные – люди, которые в чудеса верят очень плохо. Поэтому все довольно быстро пришли к решению – «позади» Нептуна должна находиться загадочная «Планета Икс», огромная и тяжёлая. Именно она своим гигантским притяжением то «толкает» Нептун, то напротив «тормозит его». Итак, начались поиски загадочной планеты...
Астрономия – наука для терпеливых. Поиски новой, девятой планеты заняли у астрономов всего мира восемьдесят пять лет.
На основании своих расчётов учёные писали о том, какая у этой планеты масса, какие размеры, с какой скоростью она движется по орбите – в общем, они знали про эту планету почти всё (казалось бы), но вот найти не могли. За время поисков несколько поколений астрономов успело родиться, выучиться и состариться... Успех пришёл только в 1930 году – загадочную «планету Икс» открыл американский астроном Клайд Томбо. Это было чудо из чудес, настоящая сенсация, праздник для всех астрономов Земли – наконец-то неуловимая планета найдена! Её назвали «Плутон», в честь древнеримского бога смерти и подземного царства.
Однако радость довольно быстро приутихла.
Дело в том, что Плутон ну вот ни капельки не был похож на ту большую и тяжёлую планету, о существовании которой говорили расчёты. Астрономы искали довольно крупный и массивный объект – никак не меньше Земли! Но в дальнейшем оказалось, что это совсем-совсем крохотная планетка, по размерам даже меньше, чем наша спутница Луна! Плутон был примерно в пять раз легче Луны и в пятьсот раз легче Земли.
Да и орбита у новой планеты оказалась престранная – сильно наклонённая, совсем не «круговая». Иногда Плутон «подлетал» к Солнцу даже ближе, чем Нептун (примерно на 4 с половиной миллиарда километров), а иногда удалялся намного дальше – почти на 7 с половиной миллиардов километров. Учёные, само собой, подозревали, что «дело тут нечисто». А уж писатели-фантасты даже сочиняли истории о том, что Плутон – вовсе не планета, а огромная космическая станция инопланетной цивилизации.
А потом случилась история, которая очень даже напомнила историю с астероидами – ту самую, которая началась в 1801 году. В 1978 году был неожиданно открыт спутник Плутона – Харон. В 1992 году – крошечный 100-километровый Альбион. Астрономы начали – только уже с помощью современной компьютерной техники и цифровой фотографии – буквально «обшаривать» небо, буквально «по клеточкам», квадрат за квадратом, и поняли, что за орбитой Нептуна находятся сотни (а возможно тысячи и десятки тысяч) замёрзших ледяных миров, маленьких планет – размерами от 50 до 2500 километров.
В 1993 году был открыт «Объект 1993 SB». В 1994 году – Араун. В 1998 году – Хаос. В 2000 году – Варуна. В 2001 году – Иксион. В 2002 году – Тифон. В том же году – очень крупный Квавар (больше 1000 километров в диаметре!). В 2003 году – тысячекилометровая Седна. В 2004 году – Орк. А открытая в 2003 году планета Эрида оказалась даже тяжелее Плутона, и только самую-самую капельку меньше по размеру.
Сами понимаете, астрономам надо было что-то делать. Все эти «транснептуновые объекты» (то есть «находящиеся за Нептуном») были довольно похожи друг на друга и многочисленны – в точности, как астероиды в главном поясе между Марсом и Юпитером.
И тогда в 2006 году астрономы всего мира собрались на конференцию, на которой стали решать – что делать со всем этим «межпланетным зоопарком»? Ведь если Плутон – планета, тогда Эриду, Хаумеа или Макемаке тоже нужно считать планетами? Но слишком уж они не такие, как «нормальные» планеты солнечной системы, слишком необычные. Пока Плутон оставался единственным – на его «непонятности» закрывали глаза. В конце концов, его искали целых 85 лет!! Но когда выяснилось, что Плутон только «один из многих», причём каждый год открывают всё новые и новые объекты за орбитой Нептуна...
И вот именно тогда было принято непростое решение – «разжаловать» Плутон из «больших» планет и ввести новое понятие в астрономии: карликовая планета. Сейчас карликовыми планетами в нашей системе большинство астрономов считает 11, здесь мы их приводим «по росту», от самой большой до самой маленькой: Плутон, Эрида, Хаумеа, Макемаке, Харон, Гун-Гун, Квавар, Седна, Церера, Орк и Салация. Список этот – учёные в этом абсолютно убеждены – будет постоянно пополняться новыми кандидатами. В десятках и сотнях миллиардов километров от Солнца, в царстве вечной тьмы и страшного холода, сквозь космос плывут самые разные карликовые планеты, просто ещё неоткрытые.
За Плутон, несомненно, немножечко обидно – всё-таки он был и остаётся первым в этом списке. И до сих пор на Земле есть множество людей, которые не согласились с решением астрономов и до сих пор считают Плутон «девятой планетой солнечной системы».
«А почему всё-таки нельзя посмотреть на Плутон в телескоп?» – спросите вы на закуску. Ну почему «нельзя». Наверное, можно. Но телескоп понадобится очень большой и тяжёлый, массой в десятки (и даже сотни) килограммов, размером с взрослого мужчину. Плюс понадобится идеально прозрачная атмосфера и исключительного качества звёздное небо с хорошим контрастом. Плюс – идеально острое зрение, адское терпение и непревзойдённое знание звёздной карты. И даже при соблюдении всех этих условий вы с трудом разглядите едва заметную, слабенькую, крошечную точку-звёздочку – совершенно неотличимую от таких же крохотных «точек» поблизости...
Автор: Александр Червяков
Читайте также его статьи:
"Астрономия в школе. Возвращение блудного предмета"
"Лучше гор..." Рассказ о неопознанных летающих туалетах
Подпишите детей на журнал «Лучик»! Это можно сделать на сайте Почты России.