В 1 кв 2019 года налоговый орган вызвал компанию на комиссию, чтобы обсудить сомнительных контрагентов, вычет по НДС в отношении сделок с которыми был заявлен в далёком 3 кв 2016 года.
На вызов в инспекцию отправили главного бухгалтера, которую инспекторы быстро "убедили" в том, что компании необходимо срочно сдать уточненную декларацию за 3 кв 2016 года, исключив из неё вычеты по двум плохим контрагентам (на сумму 4 млн), а иначе... ну, вы знаете, не сносить ей своей головы, выездная проверка, и всякое такое.
Под впечатлением от встречи со злыми инспекторами компания в апреле 2019 года сдала уточненную декларацию, исключив из неё 4 млн руб. спорных вычетов.
Однако потом, вероятно, приняла таблетку храбрости и решила, что возьмёт реванш над инспекцией, заявив все эти вычеты назад 😳
Дождавшись последней недели 2019 года (вероятно, чтобы инспекция уже точно не успела назначить выездную за 2016 год), 23 декабря 2019 компания подала новую уточненную декларацию за 3 кв 2016 года, в которой поставила назад к вычету те самые 4 млн руб НДС, которые у неё вероломно отжала налоговая в апреле.
Инспекция сначала обалдела от такой наглости и выписала акт камеральной проверки, в котором исключила, по причине недобросовестности контрагентов и фиктивности сделок, как те самые 4 млн вычетов, так и ещё пяток других вычетов впридачу,приготовившись,вероятно, вести долгие баталии за эти суммы с компанией.
Компания, вероятно, тоже ожидала долгого спора, в котором, скорее всего, надеялась в суде доказать реальность сделок и пр.
Однако, в ходе доп. мероприятий у кого-то в инспекции вдруг открылся третий глаз, который позволил увидеть, что в последней уточненной декларации компания заявила спорные вычеты уже за пределами 3-х летнего срока, а значит, ну её, недобросовестность контрагентов, решила налоговая и сделала упор в своих аргументах именно на пропуске 3-летнего срока.
Сделала и не проиграла.
Суды трёх инстанций и ВС РФ, отказавший в пересмотре дела, единогласно поддержали аргументы инспекции, заключавшиеся в следующем:
▪️вычеты можно заявлять только в пределах 3-летнего срока,
▪️то обстоятельство, что компания изначально заявляла вычеты в первичной декларации, не имеет значения, поскольку в уточненной декларации, сданной в апреле 2019 года, она добровольно отказалась от применения данных вычетов,
▪️аргументы компании о том, что на комиссии ее заставили отказаться от вычетов, не были приняты судом, поскольку компания не представила доказательств действий под давлением (а наоборот, сопроводила отказную декларацию письмом, в котором написала о добровольном уточнении),
▪️если бы компания не сдавала уточненную декларацию с отказом от вычетов, а, подавала по каким-то иным причинам уточненные декларации, в которых последовательно отражала данные вычеты, то имела бы право на их включение в декларацию, в том числе, за пределами 3-летнего срока.
К слову, от претензий по вычетам в отношении других контрагентов (тех, по которым компания не сдавала уточненных деклараций с отказом, а которые были прихвачены инспекцией в акте камеральной проверки до кучи), инспекция добровольно отказалась, признав право компании на их включение в последнюю уточненную декларацию.
Таким образом, спор закончился в пользу инспекции со счётом ровно 4 млн руб, тех самых, которые компания сначала инспекции отдала, а потом решила её на них же нагреть😊
У истории, в принципе, мог быть и иной исход, если бы компания:
1) не впечатлялась так вызовом в инспекцию и не принимала поспешного решения об отказе от вычетов,
2) решив потом вернуть всё назад, подумала о 3-летнем сроке и подала новую уточненку не в декабре, а в сентябре 2019 года,
3) не писала в письме, сопровождающем отказную декларацию о добровольности своего решения, а более хитро описала ситуацию.
Ну, и конечно, решив кого-то перехитрить, надо лучше готовиться, используя профессиональную помощь, чтобы потом не погореть на обидных мелочах 🤷♀
Первоисточник: Дело А63-3716/2021