Можно сделать классную игру, но «промахнуться» с аудиторией и продвижением или недооценить конкурентов. В таком случае даже хороший проект может оказать коммерчески неуспешным. Вот почему важно тщательно анализировать рынок. Это задача маркетологов, о которых мы расскажем в этом материале.
Функции
Для начала разберемся, в чем заключаются обязанности «обычного» маркетолога. Название профессии идет от английского слова market, «рынок». Мы живем в условиях рыночной экономики, где действует множество производителей, продавцов, посредников и потребителей. Есть спрос, предложение, потребности и множество других факторов.
Чтобы быть успешным на рынке, его нужно анализировать и хорошо знать. Этим и занимаются маркетологи. Проще говоря, они специалисты по рынкам. Как правило, рынкам конкретных товаров или услуг. В том числе компьютерных игр. Пока словосочетание «игровой маркетолог» или «маркетолог в разработке игр» встречается редко, но потребность в таких профессионалах есть у каждой студии.
Можно встретить вакансии Chief Marketing Officer (CMO), User Acquisition Manager, коммерческих директоров, трафик-менеджеров, аналитиков. На них полностью или частично возлагают обязанности, привычные для маркетологов. Конкретные задачи зависят от организации. Как правило, это:
1. Анализ рынка
Изучение рынка, на котором оперирует разработчик или издатель. Анализ конкурентов, их продуктов, ценностных предложений и стратегий; потребителей и каналов продажи. Сюда входит оценка рыночных тенденций и их прогнозирование. Итоги анализа — конкретные показатели, цифры. На примере игр конкурентов: количество скачиваний, ретеншн, и другие метрики.
2. Разработка маркетинговой стратегии
Маркетинговая стратегия — это план действий по привлечению клиентов (покупателей, пользователей) и максимизации прибыли. Маркетолог разрабатывает ее на основе комплексного анализа рынка.
3. Формирование отношений с клиентами
Это привлечение и удержание новых клиентов, при необходимости — возвращение старых. В случае с издателем игр это могут быть разработчики. Если студия сама разрабатывает и выпускает свои проекты — пользователи, игроки. Недостаточно разместить игру в App Store или Steam, отпустив в свободное плавание.
Маркетолог рассматривает ее как товар, как продукт с целевой аудиторией и жизненным циклом. В рамках B2B (business to business) специалист может заниматься выстраиванием работы с партнерами (издателями, другими студиями, аутсорсерами и т.д.).
4. Контроль и анализ бизнес-показателей
Маркетолог не только прогнозирует и смотрит в будущее. Он анализирует результаты работы студии или паблишера: доход, прибыль, оборот, монетизацию игр (приложений), доход от рекламы, средний чек и другие.
Дополнительные функции
В зависимости от конкретной компании и должности маркетолог может также заниматься брендингом, разработкой рекламной и PR-стратегии, контролем качества и даже элементами комьюнити-менеджмента. Однако сваливать на него все — не лучшая стратегия.
Знания и навыки
Маркетолог, работающей в геймдев-индустрии должен хорошо ее знать, разбираться в экономике, маркетинге. Нужно понимать игру как продукт и товар. Специалист должен разбираться в работе сторов (онлайн-магазинов игр и приложений), знать стадии разработки (особенно пост-продакшн), тренды маркетинга и продвижения игр.
Что касается soft skills, то для маркетолога они важны, хотя и не так как для проджекта или HR-менеджера. Он работает как с людьми и процессами, так и с данными. Полезные мягкие навыки: коммуникабельность, системное мышление, тайм-менеджмент, стрессоустойчивость.
Где и чему учиться
Получить образование в сфере геймдев-маркетинга пока не так просто. В колледжах и вузах таких программ нет. Курсов по маркетингу и близким направлениям довольно много: их предлагает Skillbox («Профессия Маркетолог-аналитик», «Профессия Аналитик в маркетинге»), Setters («Бренд-стратегия», «Как управлять командой и собой»), «Нетология» («Профессия Бренд-менеджер», «Маркетинговый аналитик с нуля до middle»), Otus («Бизнес-аналитик в IT») и другие.
Литературы на русском языке тоже немного. Самый яркий (и пока единственный) пример — книга Сергея Галенкина «Маркетинг игр». Будут полезны книги о разработке игр в целом, опыте студий и разработчиков: «Кровь, пот и пиксели» Джейсона Шрейера, «Жизнь в мире компьютерных игр» Сида Мейера, «Повелители DOOM» Дэвида Кушнера и другие.
Заняться маркетинговыми исследованиями и анализом могут специалисты с опытом в ASO, QA, проджект и продакт-менеджменте.
Геймдев-маркетолог — одна из специальностей, подходящая тем, кто хочет в индустрию, но не планирует непосредственно работать над играми. А еще любит аналитику, цифры и обладает стратегическим умом. Если это про вас, почему бы не попробовать?
Источники:
1. Андрей Верещагин. Как и зачем искать маркетолога для игровой студии. Ссылка: https://dtf.ru/gamedev/28707-kak-i-zachem-iskat-marketologa-dlya-igrovoy-studii
2. Маркетинг в игровой индустрии: от цифр к человеку. Ссылка: https://www.hse.ru/news/communication/208945483.html
3. Вячеслав Уточкин. Маркетинг игр и с чем его едят. Ссылка: https://habr.com/ru/company/miip/blog/317398/
#профессия #маркетолог #геймдев #аналитика