Найти в Дзене
Эксперт, на выезд!

СЛЕДСТВЕННО-ОПЕРАТИВНАЯ ГРУППА

В прошлой статье я рассказал, что осмотр места происшествия – одно из важнейших мероприятий в деятельности экспертов-криминалистов.

Сегодня хочу написать, как эксперты вообще попадают на осмотр, с кем они там работают и какие перед ними стоят задачи.

Опишу классический вариант привлечения экспертов к осмотрам на примере городского отдела полиции.

Итак, каждый день в отделе формируются следственно-оперативная группа (СОГ). Это тот инструмент, с помощью которого осуществляется первоначальное реагирование на сообщения о преступлениях. Группа заступает на сутки, с утра до утра. Здесь такой же принцип, как и в армейском суточном наряде.

По умолчанию в группу входят:

1. Следователь или дознаватель.

Кадр из сериала "Глухарь". Источник: kinopoisk.ru
Кадр из сериала "Глухарь". Источник: kinopoisk.ru

2. Сотрудник уголовного розыска.

Кадр из сериала "Улицы разбитых фонарей". Источник: kinopoisk.ru
Кадр из сериала "Улицы разбитых фонарей". Источник: kinopoisk.ru

3. Эксперт.

Народное творчество с просторов интернета. Автор неизвестен.
Народное творчество с просторов интернета. Автор неизвестен.

При необходимости в СОГ привлекаются кинологи, сотрудники подразделения по делам несовершеннолетних, участковые и пр. Но это далеко не всегда. Обычно состав группы ограничивается тремя указанными мной службами.

В состав СОГ сотрудники заступают по графику, который разрабатывается на каждый месяц. Эту лямку тянут все эксперты без исключений. Заступать в СОГ необходимо ежедневно, поэтому нагрузка на каждого сотрудника зависит от штатной численности экспертного отдела. Бывает по 3-4 раза в месяц, бывает по 5-6 и более.

Далее по несению службы. Общался с коллегами из других регионов, и некоторые рассказывают, что у них есть специальное помещение для дежурной СОГ, оборудованное необходимой мебелью, холодильником, кухней, телеком и пр. Группа находится там всю смену, ждёт, когда поступит команда на выезд. У нас такого нет. Все сидят по рабочим местам, занимаются своими делами. Когда появляется необходимость, дежурная часть собирает группу на осмотр по телефону. Или по внутренней трансляции (громкоговорящая связь по всему отделу). Обычно вызывают всю группу, но бывает, что обращаются лично к нам: «Эксперт, на выезд!». Именно данную ситуацию я имел в виду, озаглавливая свой канал.

Хочу отдельно отметить, что СОГ должна выезжать именно на преступления. Это важно! Потому что в крупный городской отдел полиции ежедневно поступают сотни сообщений ОБО ВСЁМ! Некоторые граждане воспринимают полицию как некий коллектор, куда можно закинуть любое гуано. В наши дежурные части звонят по поводу отсутствия воды в кране, жалуются на громко метущих дворников и орущих котов, даже по поводу плохих отметок своему ребёнку в школе сообщали. Видимо, хотели привлечь учителя. Я одно время даже коллекционировал самые интересные заявления, потом забросил. Навскидку, из того, что запомнилось: сообщение о том, что в овощном киоске заявителю вместо болгарского перца продали острый. И второе: сосед поставил радиационную пушку и облучает заявителя нейтронами.

Представили, да, о чём звонят в полицию. Естественно, на такое СОГ не пошлют. Чтобы группа выехала, в заявлении должны содержаться признаки именно преступления. Не факт, что дело потом возбудят. Но изначально преступление должно усматриваться.

И вот поехали мы на осмотр. У каждого из троих свой функционал. Номинально, старший СОГ – следователь или дознаватель, он должен всеми руководить, направлять ход осмотра и прочее, и прочее. В жизни каждый знает свой манёвр и по прибытии на место без подсказок начинает работать работу.

Главная задача следователя – качественно провести осмотр и составить протокол ОМП.

Главная задача опера – начать с колёс раскрывать преступление. Опер отбирает объяснения с участвующих лиц, осуществляет поквартирный обход, ищет камеры видеонаблюдения, которые могли заснять преступление, пути подхода-отхода преступника, проверяет возможные места сбыта краденного и т.д. Это вкратце.

Эксперт помогает обоим. Вначале следователю. Мы ищем следы преступника, фиксируем их, изымаем и упаковываем. Также мы помогаем следователю в заполнении протокола ОМП. Это важнейший процессуальный документ, и чем полнее и тщательнее он подготовлен, тем легче будет в дальнейшем работать по уголовному делу. Мы указываем, где и какие следы или предметы обнаружены, даём их описание, особенности, характеристики. Диктуем, какие технические средства нами применялись, описываем способы фиксации и изъятия объектов и пр. Важнейшая часть нашей работы – фиксация места происшествия по правилам судебной фотографии. Этой теме я точно посвящу одну из статей. Ни в одном протоколе, сколь бы тщательно он не составлялся, НЕВОЗМОЖНО ОПИСАТЬ ВСЮ ОБСТАНОВКУ на местности или в помещении. Этот недостаток восполняет хорошо составленная фототаблица.

Далее мы помогаем оперу. Можем провести предварительное исследование обнаруженных следов (рук или подошв обуви) и ответить на вопрос кем (женщиной, мужчиной, подростком) они оставлены, каков рост преступника (это по обуви), в каком направлении он или они скрылись, сколько их было, какое орудие использовалось для взлома запирающего устройства, ну и всё в таком духе. Конечно, в этих случаях наши выводы носят очень вероятностный характер и полностью строить на них розыск злодея нельзя. Но все же, хоть какие-то зацепки на начальном этапе мы стараемся дать.

После возвращения в отдел экспертная работа продолжается: проверка следов по учётам, изготовление фототаблиц, составление субъективного портрета предполагаемого преступника (если его личность не установлена и в ходе преступления был визуальный контакт: при грабежах, разбоях, хулиганствах, изнасилованиях и т.п.).

Если есть время, то этой работой занимается сам дежурный эксперт, если же его вызвали на следующий осмотр, она поручается кому-либо из сотрудников, у кого сегодня обычный рабочий день. Но призрак СОГ витает уже и над ним, потому что рано или поздно он тоже будет там.

Так что, дежурство в СОГ для эксперта – это как круговорот воды в природе или смена времён года. Это бесконечный процесс, данный нам свыше, на который мы не можем повлиять, но в котором участвуем все без исключения. Начинаем зелёными лейтенантами, потом набираемся опыта, матереем, стареем и уходим на пенсию. И всё это время рядом СОГ!

Поэтому фраза «Эксперт, на выезд!» нам действительно близка.