Международные политические последствия референдума в Херсонской и Запорожской областях Украины, контролируемых самопровозглашенными ДНР и ЛНР и российскими силами, предсказуемы. В результате ожидается, что эти регионы в конечном итоге станут частью Российской Федерации. Реакция международного сообщества на это столь же очевидна.
1.
Всеобщего международного признания новых территориальных приобретений не будет.
Восемь лет спустя только пять стран (Венесуэла, Никарагуа, Сирия, Афганистан и Северная Корея) официально признают Крым частью Российской Федерации (не считая непризнанных территорий Абхазии и Осетии, самопровозглашенных Россией Донецка и ЛНР). Еще около 20 стран "де-факто" признают свою включенность в состав Российской Федерации, но не подтверждают это официальными заявлениями или подписанием международно-правовых документов. К ним относятся Беларусь, Китай, Куба, Казахстан, Узбекистан, Иран, Индия и ЮАР. Новые приобретения также могут потерять свою популярность в дальнейшем.
2.
Результат этого референдума, несомненно, будет осужден большинством делегатов на голосовании в Генеральной Ассамблее ООН.
(Это, конечно, после того, как Россия согласится аннексировать эти территории в результате референдума). Те, кто выступит против, воздержится или просто не будет голосовать, потеряют свои голоса, как это было в Крыму.
Таким образом, снова будет принята резолюция ООН, подтверждающая суверенитет и территориальную целостность Украины.
Аналогичные резолюции будут приняты и другими международными организациями, такими как Совет Европы и ОБСЕ (независимо от того, является ли Россия в настоящее время их членом или нет).
3.
Несомненно, могут быть введены дальнейшие санкции, как индивидуальные (против организаторов референдума), так и ведомственные (эти планы уже озвучены).
Впрочем, эта возможность кажется почти исчерпанной. Но "почти" - это если быть точным. Остается возможность для более жестких и масштабных вторичных санкций, тем более что они могут еще больше перечеркнуть существующие планы по обходу санкций через страны, которые формально не присоединились к санкциям, но не желают становиться жертвами вторичных санкций.
Это, в свою очередь, приведет к увеличению проблем со странами, которые Кремль считает своими ближайшими союзниками
сохраняют как минимум "нейтральную" или "сбалансированную позицию" в отношении конфликта в Украине. Эти страны будут все больше подчеркивать необходимость прекращения конфликта путем переговоров и все меньше проявлять готовность позволить Западу "заменить" экономические и сырьевые потребности России.
4.
Риск эскалации в Украине резко возрастет.
Российская Федерация будет рассматривать вновь приобретенную территорию как часть российского государства, а Украина вообще не захочет от нее отказываться, причем как политически, так и при поддержке стран НАТО, поставляющих оружие. Таким образом, протяженность объявленной Россией "красной линии" (нераспространение конфликта на территории России) и количество территорий в этой опасной зоне резко возрастут. Другими словами, пересечение этой линии неизбежно. Практические последствия и пределы российского ответа, включая применение ядерного оружия, остаются неясными. Российские заявления на этот счет противоречивы, и очень трудно понять, когда, где и при каких условиях предупреждение будет представлять реальную угрозу. Заявления о невозможности применения ядерного оружия, к сожалению, преуменьшаются в ходе длительных военных конфликтов. Это происходит потому, что весомость военного успеха и соображения избежания поражения делают логику мирного времени неэффективной.
Неясно, понимают ли лидеры России и ее партнеров в полной мере неизбежность глобальной катастрофы в случае применения даже одного тактического ядерного оружия в случае ядерной эскалации.
5.
Резко сузилось поле возможностей для переговоров России и Украины о прекращении боевых действий.
Лидеры Украины (ни одного из которых, похоже, нет) не смирятся с такой масштабной потерей территории. На Стамбульской инициативе этой весной только статус Крыма безуспешно был предметом серьезных переговоров. О чем мы говорим, когда оспариваются огромные территории восточной и южной Украины?
6.
Военное наращивание НАТО на своих восточных позициях, несомненно, продолжится (особенно под давлением соседей России по Балтии и Центральной Европе).
7.
Перспективы возобновления американо-российских переговоров по стратегической стабильности и контролю над вооружениями станут еще более иллюзорными.
ВЫВОДЫ .
США не являются подходящим кандидатом для возобновления переговоров по контролю над вооружениями, поскольку основные интересы России в области безопасности и развития могут быть явно подорваны.