21 сентября в России отмечается День HR-менеджера — профессиональный праздник специалистов по управлению персоналом. Как понравиться такому специалисту при приёме на работу, рассказали в Центре карьеры ЮФУ.
HR-менеджмент (от английского human resources) — это управление человеческими ресурсами. Кафедра, изучающая эту сферу экономики, есть на Экономическом факультете ЮФУ — она занимается подготовкой высококвалифицированных управленческих кадров, обладающих широким спектром аналитических и практических компетенций в области кадрового управления.
Людмила Скачкова, заведующая кафедрой управления человеческими ресурсами Экономического факультета ЮФУ, рассказала, что профессия HR-менеджера зародилась ещё в Древнем Египте, в Российскую империю пришла в 1835 году, когда вышло постановление Министерства финансов «Об отношении между хозяевами фабричных заведений и рабочими людьми, поступающими на оные по найму», а первые отделы кадров, аналогичные современным по функциям, появились в Германии в 1912 году.
«Функционал специалиста по управлению персоналом сильно изменился за эти годы: если раньше он выполнял только функции учета, подбора и мотивации, то сейчас это полноценный бизнес-партнёр для топ-менеджеров и собственников компаний. Сейчас HR-отдел выполняет как традиционный для кадровых работников набор функций: разработка стратегии развития, привлечение, адаптация работников, оценка персонала, разработка разнообразных программ вознаграждения, так и выполняет новые функции, отраженные в новых видах должностей: HR-амбассадор, менеджер по счастью, специалист по дружбе или специалист по вовлечённости персонала», — рассказала Людмила Скачкова.
Всем рано или поздно приходится встретиться лицом к лицу с HR-менеджером — при приёме на работу. В Южном федеральном университете действует Координационно-аналитический центр развития карьеры — подразделение, выстраивающее коммуникацию между студентами и работодателями. Многие компании-партнёры ЮФУ отправляют своих рекрутеров на проектные сессии и другие мероприятия университета с целью выявить наиболее талантливых молодых людей и пригласить на стажировку. Охотно работодатели нанимают студентов, которые проявили себя за время производственной практики.
Обязательным элементом трудоустройства является собеседование. Чтобы эта процедура не составляла для студентов большой сложности, Центр карьеры ЮФУ даёт несколько рекомендаций, как правильно подать себя в беседе с HR-специалистом.
«Первый шаг к успешному собеседованию – составление резюме. Главная цель резюме – сделать так, чтобы работодатель захотел встретиться с Вами, это необходимая демонстрация собственных успехов и достижений», — поделилась Наталья Пец, главный специалист Центра.
5 лайфхаков по составлению резюме от Центра Карьеры ЮФУ:
1. Четко сформулируйте цель – залог успеха в поисках работы. Резюме составляется индивидуально под определенную вакансию.
2. Соблюдайте правила оформления: текст на 1 странице, с соблюдением единого стиля и структуры документа, прикреплением фотографий и указанием всех возможных контактов.
3. Опыт работы может включать волонтерство, стажировки, собственные проекты, научные задания, участие в студенческом самоуправлении.
4. При описании достижений начинайте предложения с активных глаголов: «организовал, достиг, разработал, провел, руководил, координировал».
5. Перечитайте написанное резюме, чтобы исключить описки и ошибки.
5 лайфхаков по подготовке к собеседованию:
1. Соберите портфолио: паспорт, резюме, различные дипломы, свидетельства и сертификаты, рекомендации с прежних мест работы и научных руководителей, статьи и примеры творческих проектов — ТЗ, дизайн-проекты, фото.
2. Как можно больше узнайте о компании, в которой хотите работать: на официальном сайте и в соцсетях.
3. Подготовьте ответы на типичные вопросы работодателя.
4. Обязательно продумайте вопросы, которые вы зададите работодателю.
5. Продумайте внешний вид – «встречают по одёжке»!
5 лайфхаков на собеседовании:
1. Приезжайте за 5 минут до назначенного времени — опоздание на собеседование равноценно его провалу.
2. Будьте вежливым и уверенным в себе, отвечайте четко на поставленный вопрос. Будьте готовы ответить на вопросы, не относящиеся к должности — HR хочет выяснить широту кругозора.
3. Покажите себя активным и заинтересованным, задавайте вопросы — любознательность, как правило, ценится высоко.
4. Если работодатель спросил о желаемом размере зарплаты, называйте чуть большую сумму, чем та, на которую рассчитываете.
5. Контролируйте свои жесты, мимику, интонацию.
«Я всегда повторяю студентам: у тебя не будет второго шанса произвести первое впечатление. Самое устойчивое мнение о человеке складывается в течение первых 15–20 секунд»,— подытожила Наталья Пец.
Если же у вас назначено собеседование на 21 сентября, заодно поздравьте HR-менеджера с профессиональным праздником.