Казалось бы, в армии, а тем более на войне, не может быть таких понятий как любимый или нелюбимый командир. Здесь властвует только дисциплина – есть приказ, значит нужно его выполнить, даже может быть ценой своей жизни. Но чуткая душа простого русского солдата всегда выделяла тех полководцев, которые заботились и любили своих рядовых бойцов, отвечая им такой же любовью и верностью.
Рокоссовский
Несомненно, что одним из таких военачальников был маршал Рокоссовский. По своему происхождению он был польским дворянином, но в те годы подобным фактам биографии не было места в анкетах высших командиров.
Талантливого бойца заметили еще в гражданскую войну, после окончания которой он продолжил службу, учился на курсах усовершенствования командирского состава и стал профессиональным военным. К началу Великой Отечественной войны Константин Рокоссовский имел звание генерал-майора.
Почти все яркие страницы войны связаны с его именем – битва под Москвой, оборона Сталинграда, Курская дуга и операция «Багратион», в результате которой была освобождена Белоруссия.
Везде, где бы не воевал, он старался побеждать противника не числом, а умением, как наказывал А.В.Суворов. Так и поступал Константин Константинович. Он не бросал своих бойцов на амбразуры, заваливая их «пушечным мясом», не брал высоты, посылая туда огромное число бойцов. Более того, видел в каждом своем подчиненном человека, у которого дома остались мамы, жены, дети. В одном из своих дневников он писал:
«Нет худшего в Красной армии преступления, кроме измены и отказа от службы, как рукоприкладство, матерщина и грубость, то есть случаи унижения достоинства человека».
Василевский
Маршал Александр Михайлович Василевский, как и маршал Рокоссовский, также был необыкновенно любим своими подчиненными. У него был редкий среди военачальников мягкий, но справедливый, стиль общения с подчиненными; юмор, порой без резких слов и оскорблений, ставящий человека на место; умение отстаивать свое мнение, когда была полная уверенность в правильности своего решения. Он мог спорить с самим Сталиным, когда нужно было поменять стратегию операции и тем самым сохранить жизни своих бойцов.
Мерецков
Маршала Кирилла Афанасьевича Мерецкова также любили и бесконечно уважали все те, кто служил под его началом. Участник Гражданской войны и боевых действий в Испании, Финская и Великая Отечественная – везде, где он принимал командование, старался решать задачи «малой кровью», используя свой огромный военный опыт.
Толбухин
Федор Иванович Толбухин, маршал Советского Союза, один из выдающихся военачальников нашей страны, никогда не повышал голос на своих подчиненных. Проявление разумной инициативы обязательно поощрялось и не оставалось без внимания Федора Ивановича. В его частях всегда был безукоризненный порядок и дисциплина, но достигалось это не страхом унижения или наказания, а безусловным авторитетом.