Найти тему

Волонтёрам, помогающим пострадавшим от боевых действий, нужна помощь айтишников

Оглавление
Оффлайн CRM волонтёра
Оффлайн CRM волонтёра

Согласно официальным СМИ, по состоянию на 28 августа 2022 г. в России уже более 3.7 миллионов беженцев из зоны боевых действий. Большинство пострадавших пока не могут самостоятельно обеспечивать себя и свои семьи. До восстановления их нормальной полноценной жизни ещё очень далеко. А число пострадавших с каждым днём растёт и, похоже, будет расти.

Недавние драматические события в Харьковской области вызвали новую волну беженцев. Они уехали в соседнюю Белгородскую область, где с самого начала спецоперации и так сложилась тяжёлая гуманитарная ситуация.

Решение многих гуманитарных проблем взяли на себя волонтёры. Их ресурсы невелики, но они способны оказывать адресную и оперативную помощь. Причиной появления этой публикации отчасти стало то, что проблемы беженцев и задачи волонтёров, на наш взгляд, освещаются в СМИ поверхностно.

Мы – IT-команда волонтёров-программистов, самоорганизовавшихся, чтобы помочь другим волонтёрам автоматизировать процессы, направленные на помощь пострадавшим от боевых действий. Мы помогаем волонтёрам бесплатно.

Главное достижение на сегодняшний день в том, что мы разработали телеграм-боты для сбора информации о потребностях в гуманитарной помощи – наши боты сделали возможным оперативное оказание помощи нескольким тысячам человек в нескольких регионах.

Разработка ведётся по принципам Open Source, посмотреть исходники и принять участие можно тут: https://github.com/kenoma/Refugee.Questionnaire.

Для информационно-организационных целей был создан сайт со статистикой помощи беженцам, где можно увидеть, сколько семей беженцев подали через боты заявки на помощь, начиная с мая: https://help-refugees.ru/stats. Как правило, одна заявка соответствует описанию текущих потребностей одной семьи – самых срочных и базовых потребностей: в продуктах питания, посуде, предметах быта, одежде и т.д.

После событий в Харьковской области число заявок от беженцев снова резко пошло вверх
После событий в Харьковской области число заявок от беженцев снова резко пошло вверх

Основная масса беженцев, которым мы оказываем помощь, это те, кто по разным причинам не захотели воспользоваться государственными пунктами временного размещения (ПВР) с последующим возможным перемещением по стране, вплоть до Дальнего Востока (да, там тоже есть ПВР), а захотели остаться поближе к дому, пусть даже разрушенному, с надеждой вернуться туда.

Заявки через боты оставляют те, кто знает о возможности обратиться к волонтёрам, умеет пользоваться Telegram, имеет доступ к интернету (многие не знают, не умеют, не имеют). И мы пока только в нескольких регионах наладили достаточно продуктивное общение с местными командами волонтёров, чтобы внедрять наши IT-инструменты.

Для повышения эффективности и систематизации волонтёрской и благотворительной деятельности мы собираемся создать социальную интернет-платформу «Система Помощи».

Для этого нам нужны новые единомышленники.

Расскажем подробно, в чём суть проекта и кто может помочь его реализации. Чтобы показать, как мы пришли к концепции «Системы Помощи», объяснить логику наших действий и принятых решений, изложим всё с самого начала. Будем говорить и о технических, и об организационных аспектах проекта.

Помощь необходимая, но недостаточная

Наша команда возникла в марте, после сбора информации о происходящем с беженцами и посещения ПВР. Тогда был большой поток из Мариуполя.

Надо отдать должное – в этот раз государство подготовилось к приёму беженцев лучше, чем в 2014 году. Вспоминается, как 8 лет назад беженцы с Донбасса спали прямо на вокзале, на полу, на каких-то матрасах. Теперь людей старались организованно эвакуировать из-под обстрелов, вывозили на автобусах, расселяли в ПВР, потом отправляли дальше в другие ПВР, развёрнутые по всей стране. Им должны были выдать новую сим-карту для телефона, оформить банковскую карту и перевести на неё 10 000 руб. Меры действительно необходимые.

Однако помимо этого мы наблюдали и множество других проблем, решения которых не увидели.

На ПВР мы обнаружили, что люди дезориентированы и подавлены, что они не понимают своих дальнейших действий, дальнейшей судьбы, и что никто им ничего внятно не объясняет: нет никаких инструкций, памяток, консультантов. Как найти пропавших близких, к кому обращаться, куда звонить – неизвестно. Где поменять гривны на рубли – нигде. Какие документы теперь нужны, как их оформить – представители миграционной службы должны рассказать, но их поблизости почему-то нет. Можно ли получить компенсацию за потерянное жильё и уничтоженное имущество – об этом вообще говорить рано.

Мы сами искали в интернете сайты с информацией для беженцев, телефоны горячих линий. (А что, так можно было? А как людям без интернета найти информацию в интернете?) Но на большинство номеров мы просто не дозвонились (пробовали звонить по несколько раз на каждый), а если дозвонились, то получали в лучшем случае только самые общие сведения в духе «этим вопросом занимается такое-то ведомство, обращайтесь туда». Ну а в «таком-то ведомстве» было уже всё глухо – или не отвечают, или не знают, или просят перезвонить позже, или отсылают ещё на какие-то сайты, где ничего нового не узнаёшь, или на такие же невнятные горячие линии. И так по кругу.

Мы предлагали сотрудникам и чиновникам различных ведомств меры по улучшению организации, повышению информированности, ускорению оказания помощи. Сотрудники и чиновники не знали, как реагировать на наши предложения – они их либо игнорировали, либо пытались перенаправить кому-нибудь другому.

Насчёт выплат по 10 000 руб. – в телеграм-чатах мы встречали свидетельства того, что до многих беженцев эти деньги либо не дошли, либо дошли с большим опозданием. Одна из беженок, с которой мы регулярно общаемся, получила положенные ей 10 000 руб. только 19 августа. То есть почти через полгода после начала спецоперации.

Если вы считаете, что упомянутые факты – это дезинформация, провокация и происки врагов, мы готовы отдельно обсудить каждый случай, где, на наш взгляд, имели место неэффективность, непродуманность, некомпетентность и недостаточность помощи.

27 августа, уже во время написания данной статьи, вышел указ президента о ряде ежемесячных выплат для различных категорий беженцев. Очень нужный и позитивный шаг. Надеемся, что этот указ будет реализован аккуратнее.

Но даже если бы все предусмотренные государством меры выполнялись чётко и вовремя – достаточно ли их? На сколько человеку хватит 10 000 руб. и даже дополнительных выплат, если он не может устроиться на работу? Как долго он будет жить в ПВР? Что ему делать, если он не хочет оставаться в ПВР, а хочет восстановить свой дом или поселиться на новом месте?

Миссия, которую мы на себя взяли

Мы пришли к выводу, что в сложившейся ситуации гражданское общество должно пока само справляться с этими проблемами. И сформулировали свою миссию так:

«Осуществлять сопровождение ВСЕХ пострадавших от боевых действий до тех пор, пока у них не будут ПОЛНОСТЬЮ решены следующие задачи:

- найдены пропавшие близкие – живыми или покойными, но найдены;

- получено постоянное жильё – или на новом месте в России, или в родном краю;

- получена постоянная работа – на новом месте или в родном краю;

- если они захотят, получено новое гражданство – России, или ДНР, или ЛНР.

Надо чётко осознавать недостаточность всяких частичных, фрагментарных полумер – встретить на границе и забыть, снабдить гуманитарной помощью и забыть, пару раз как-то помочь, успокоить совесть, почувствовать себя героем и забыть, отправив в свободное плавание за пределы своей зоны ответственности…

Зона ответственности за пострадавших должна быть максимальна и всеобъемлюща.

Наша цель – помочь КАЖДОМУ, кто пострадал от боевых действий, ПОЛНОЦЕННО построить новую стабильную жизнь.

Да, для этого нужна целая армия волонтёров. И эту армию нужно снабдить мощнейшими организационными инструментами и технологиями, что во многом является нашей, айтишной, задачей. Это должен быть новый интернет-гигант, новая социальная сеть, направленная на пользу людям. Народные “Госуслуги”. Глобальность задачи подразумевает глобальность решений.

Но гиганта за один день не построить. Нужно выращивать его постепенно, из маленького гигантёнка – выращивать очень вдумчиво и внимательно, постоянно соотнося с конкретной практической пользой, чтобы на каждом шаге развития он соответствовал своим задачам».

Первые шаги

Первой волонтёрской командой, которой мы смогли принести конкретную практическую пользу и с которой по сей день продолжаем основное сотрудничество, стала команда Юлии Немчиновой из Белгорода https://t.me/centrJN

Без преувеличения скажем, что Юлия – одна из самых активных добровольческих лидеров России. Мы собираем публикации в СМИ с её участием: https://help-refugees.ru/smi (а в дальнейшем планируем постепенно собрать и структурировать материалы о волонтёрах и эволюции волонтёрского движения за всё время боевых действий с 2014 г.).

Вот первые мотивирующие отзывы Юлии на внедрение нашего телеграм-бота в работу её команды:

2 мая 2022 г.
2 мая 2022 г.
25 мая 2022 г.
25 мая 2022 г.

27 августа вышел репортаж Первого канала о беженцах и волонтёрах. В начале сюжета Юлия показывает склад гуманитарной помощи и рассказывает о боте, в кадре видна распечатка вопросов анкеты из бота: https://www.1tv.ru/-/txhtm

Почему Telegram?

Волонтёры разных регионов используют массу доступных им средств сбора заявок на помощь: Telegram, гугл-формы, яндекс-формы и т.д.. Вопрос вкуса – что кому удобнее и привычнее. Однако, как показала практика, использование Telegram даёт большое покрытие аудитории беженцев, несмотря даже на то, что многие обратившиеся и с интернетом-то не дружат. Но в Telegram они волей-неволей общаются, сейчас это для них самый эффективный способ обмениваться информацией.

Кроме того, вопрос сохранности персональных данных – для многих беженцев это предмет большого страха из-за возможных политических преследований. Гугл в этом отношении не вызывает доверия. Telegram представляется более надёжным (возможно, это наивное представление).

Но независимо от точки входа информации – будь то боты, гугл-формы, яндекс-формы – самое главное, чтобы дальше эта информация эффективно обрабатывалась в единой Системе Помощи, чтобы люди могли получить реальную помощь по ряду своих проблем.

От сбора информации к управлению задачами

Если со сбором первичных заявок от беженцев мы худо-бедно справились, то дальше встала проблема автоматизации назначения исполнителей и контроля выполнения. Боль одного из волонтёрских лидеров, озвученная им самим:

«Самое главное – избежать звонков и переписок. Т.е. ставится задача по любому из вопросов, её кто-то берёт, закрывает, отписывается, что закрыл. А я отслеживаю только.
А то вопрос, кто завтра на склад, перерастает в многочасовое обсуждение и в итоге так никто и не приходит. Потом – кто на развоз, опять на часы. Кто-то не увидел, кто-то перезванивает, кто-то не может или может, но в другое время.
Вообще я сейчас очень злюсь на людей. Если я задаю конкретный вопрос – например, ФИО, телефон и адрес – то выпытать информацию занимает минут 30-40. Отвечают что угодно, только не то, что нужно. А адрес, где раньше жил или сейчас? А телефон мой или мужа тоже нужен? А меня дома не будет, а ещё куча всего… Я психую, мне непонятно, почему человек не может ответить на чётко поставленный вопрос.
И так всё. Задача: купить мыло. Вопросы: а какое? а для рук или нет? а может хозяйственное? а дорогое? может для детей? жидкое или нет? а какой объём? И миллион каких-то дурацких вопросов. И люди не умеют чётко задать вопрос или ответить. По 30 минут на телефоне. Для меня пытка просто. Я злюсь, они обижаются…
Поэтому и нужно придумать какую-то систему типа CRM постановки задач и решения. Чтобы избежать телефонных звонков и бесконечных переписок. Они сами элементарно не могут подумать на шаг вперед. Всё нужно разжевать и в рот положить. Не всем, но многим так. Я не понимаю, как люди живут в этом мире».

Муки выбора CRM: Битрикс vs Вордпресс

«Придумать какую-то систему типа CRM», – это, конечно, хорошо, но мы столкнулись с отсутствием внятных требований к такой системе и меняющейся на ходу структурой волонтёрских процессов. Сложилось понимание, что разрабатывать нам тоже придётся на ходу и при необходимости быстро перестраиваться. Экстремальный хардкорный Agile.

Мы колебались в выборе между Битриксом и Вордпрессом в качестве CRM. Решили использовать Битрикс. Это не лучшее решение, но лучшего мы не знаем. Мы выбрали Битрикс, чтобы не писать с нуля и быстрее получить хотя бы частично работающий результат. В ситуации с тысячами пострадавших и загнанными волонтёрами для нас вторично красивое грамотное проектирование, а приоритетно чтоб быстрее заработало. Но если вы предложите другой вариант и возьмётесь его реализовать, мы будем только рады и очень благодарны.

В поддержку этого решения высказались и в одном из чатов PHP-разработчиков:

«Битрикс или Вордпресс – это всё субъективно и зависит от задач. Имея правильные руки, можно и там и там сделать конфетку. Мой опыт:
- Привязать свой дизайн с обычным функционалом – есть вещи удобней и лучше ВП.
- Найти адекватного программиста ВП сложней, среди комьюнити много разрабов уровня домохозяйки (из-за низкого порога входа).
- Ну и с чем я обычно имею дело, нужно быстро запустить функциональный еком сайт – вукомерсы и прочие плагины это последнее, с чем хотелось бы опять столкнуться».

А ещё Битрикс – российский продукт. Хотя если нужно добиться результата как можно скорей, это не главный фактор.

Для полноценной и более быстрой разработки на Битриксе нам не хватает рук, очень нужна помощь опытных разработчиков.

Мы ждём вас!

План развития Системы Помощи

У нас есть частичное описание процессов, которые в первую очередь должна автоматизировать создаваемая Система Помощи.

На текущий момент в этой схеме процессов закрыт этап получения заявок от пострадавших. Требуется веб-админка, в которой волонтёры-руководители смогут администрировать эти заявки, формировать на их основе задачи, группируя однотипные поля разных заявок (например, из всех текущих заявок сгруппировать все поля, касающиеся предметов личной гигиены, и создать задачу на одну большую покупку). На эти задачи надо назначать исполнителей, либо чтобы исполнители имели возможность самостоятельно брать на себя задачи в веб-админке. Уведомления о назначении исполнителей и отчёты о выполнении задач могут идти либо через почту, либо через дополнительный телеграм-бот.

А здесь приведено частичное ТЗ по веб-формам и веб-админке, которые мы планируем реализовать на Битриксе.

В общем, система похожа на то, что используется в доставке или в такси. Можно даже взять что-то уже готовое. Это нужно просто сделать – и внедрить применительно к волонтёрским процессам.

Сейчас и потом

Айтишный подход к мониторингу процессов и управлению задачами не всегда находит понимание даже среди волонтёров – ведь для его реализации нужно многое продумать и формализовать, а это всем некогда и трудно. Время от времени возникает дискуссия, что важнее – помогать волонтёрам «здесь и сейчас» или делать что-то огромное, требующее «целой пятилетки».

Да, когда пожар уже горит – конечно, надо бегать и тушить его. Этим занимаются пожарные – в нашем случае волонтёры. Если можно им чем-то помочь «здесь и сейчас», надо это сделать, не усложняя и не отвлекая.

Но при этом кто-то ещё должен думать о том, как не допускать пожаров вообще. А если уж пожар неизбежен, то как эффективнее его тушить в дальнейшем, как минимизировать ущерб от него. И думатели эти, стратеги-планировщики-организаторы (в том числе мы, айтишники), должны думать не наедине с собой – а в тесной связке с практикующими пожарными.

Есть такая фраза: «Генералы всегда готовятся к прошлой войне». Надо сказать, что не только генералы, а вообще большинство людей. А ещё можно добавить, что во время войны большинство людей почему-то ведут себя так, будто эта война – последняя. Но это всегда противоречит здравому смыслу и адекватной оценке окружающей геополитической реальности.

Вызывает ли у кого-то сомнения, что нынешняя спецоперация – не последняя? Что мы вступили в эпоху спецопераций? Что спецоперации будут происходить по всему миру между разными государствами? Разве кто-то сейчас всерьёз думает, что через пять лет у нас будет мир во всём мире? Да нам нужно ближайшую «пятилетку» пахать и пахать, чтобы быть готовыми к тому, что может ждать нас через пять лет! Нас или других людей в какой-то другой зоне планеты.

Поэтому одна задача – да, тушить нынешний пожар, выносить горящих из огня «здесь и сейчас».

Но параллельная задача, не менее важная – готовиться к будущим пожарам. И не только у себя. Мы должны разрабатывать системы пожаротушения на экспорт. Мы должны быть мировым лидером в системах пожаротушения.

Если уж спецоперации неизбежны, то наша задача – сделать их максимально гуманными, аккуратными, бережными, с молниеносным реагированием на сопутствующие гуманитарные проблемы. Мы должны показать всему миру, как это должно выглядеть – забота о мирных гражданах.

Надо действовать

Статья, возможно, получилась несколько сумбурной и не вполне целостной, потому что события развиваются не в темпе её написания и мы решили привлечь внимание к проблеме уже сейчас. Продолжение следует.

Пишите нам: https://t.me/ayvanshah, https://vk.com/ayvanshah