Найти в Дзене
Круто об искусстве

Мир как супермаркет.

Клас Олденбург
Клас Олденбург

1 декабря 1961 года в доме 107 на 2-й Восточной улице Нью-Йорка (Нижний Манхэттен) Клас Олденбург арендовал помещение небольшого магазинчика и превратил его в инвайронмент.

Т.е открыл свой "Магазин" (или Ray-Gun Mfg. Co.), в котором любой желающий мог приобрести авторский "товар" Олденбурга - "Два чизбургера со всякой всячиной", например, или "Гигантское мороженое".

Это поп-арт и это такой фаст-фуд для богатых, Макдональдс премиум класса, когда тут вам пункт выдачи заказа, а там вон, в задней части магазинчика, кухня по производству.

Клас Олденбург. Витрина с пирожными 1, 1961 - Нью-Йоркский музей современного искусства (МоМА), Нью-Йорк.
Клас Олденбург. Витрина с пирожными 1, 1961 - Нью-Йоркский музей современного искусства (МоМА), Нью-Йорк.

И это такая тотальная игра в имитацию:

- имитация вещей и продуктов, обычно продающихся в дешевых магазинах (вдохновлялся муляжами в витринах);

- имитация гипса, мешковины и упаковочного картона под музейную раскрашенную бронзу (эти дешевые материалы, родные улице, Олденбург максимально "накачивает" поролоном или картонными коробками, "раздувает", т.е создает монументальные фрагменты-образы из повседневной жизни);

*К слову, это именно ему пришла в голову радикальная на тот момент идея, что скульптура необязательно должна быть твердой, как бронза или сталь, но может быть мягкой, как ткань или винил. 

Клас Олденбург. Два чизбургера со всякой всячиной, 1961. Нью-Йоркский музей современного искусства (МоМА), Нью-Йорк.
Клас Олденбург. Два чизбургера со всякой всячиной, 1961. Нью-Йоркский музей современного искусства (МоМА), Нью-Йорк.
Клас Олденбург. Гигантское мороженое, 1962. Нью-Йоркский музей современного искусства (МоМА), Нью-Йорк.
Клас Олденбург. Гигантское мороженое, 1962. Нью-Йоркский музей современного искусства (МоМА), Нью-Йорк.

- имитация бывалых спутников человеческой жизни - неказистых, поношенных, надкушенных - под арт высшей пробы (так антиэстетика выводила искусство обратно на улицы, а ритмика цвета, фактура материала и "гигантомахия" усиливали этот марш, многократно драматизировав тему);

- имитация реди-мейда, т.е "готового объекта" под рукотворный реди-мейд, т.е рукотворный "готовый объект" (тут будет привет не столько писсуару Дюшана, сколько электрической лампочке Джаспера Джонса, отлитой в мастерской скульптора, или эстетической аранжировке хлама "Новых реалистов" - Даниэля Споерри, Сезара, Армана, Джозефа Корнелла);

Клас Олденбург. Витрина с пирожными 1, 1961 - Нью-Йоркский музей современного искусства (МоМА), Нью-Йорк. Фрагмент.
Клас Олденбург. Витрина с пирожными 1, 1961 - Нью-Йоркский музей современного искусства (МоМА), Нью-Йорк. Фрагмент.

- имитация, в конце концов, самих покупателей - завсегдатаев забегаловок, харчевен, секонд-хэндов, всех тех обитателей мегаполиса, универсальный опыт которых никогда не бывал в художественном музее / галерее или знаком с ними лишь номинально - под властелинов мира, приобретающих настоящие произведения искусства.

Но фаст-фуд этот, сделанный надо сказать рукой мастера (скульптора и живописца), поэтому сомнений в художественной ценности "товаров" не возникает, критиковал не столько общество потребления, сколько саму систему, ну и бонусом стремился сломать потребительские привычки.

То было шоу по подрыву истинной сути музея / галереи, поскольку "Магазин" лишь инсценировал торговлю (еще одна имитация). Цены на "продукты" и "товары общего потребления" были абсурдными, сильно дороже реальных аналогов.

Клас Олденбург. Бургер, 1962 - Художественная галерея Онтарио (AGO), Торонто.
Клас Олденбург. Бургер, 1962 - Художественная галерея Онтарио (AGO), Торонто.

Более того, привлекательности в объектах Олденбурга не было от слова совсем - то был рассказ о стрессе городской жизни, о возможности упасть в люк, наткнуться на оголенный электропровод или отравиться лапшой из китайской забегаловки за поворотом.

Потому что это "сущее барышничество - продавец поп-арта продает поп-арт, чтобы добыть денег на покупку Пикассо" (Клас Олденбург)

Но вот парадокс - тревожная метафоричность искусства Олденбурга овеяно флером юмора и улыбки, и демонстрируют не холодную уорхоловскую отстраненность, а живую эмоцию.

Клас Олденбург. Витрина с пирожными 2, 1961 - Нью-Йоркский музей современного искусства (МоМА), Нью-Йорк.
Клас Олденбург. Витрина с пирожными 2, 1961 - Нью-Йоркский музей современного искусства (МоМА), Нью-Йорк.

Потому что еще в детстве привилегированный ребенок шведского дипломата придумал себе фантастическую страну под названием Нойберн, которой он правил, разрабатывая городской план и все его удобства. 

"Моим правилом было не изображать вещи такими, какие они есть. Я не копировал, я переделывал их как свои собственные" (Клас Ольденбург)

Ну и еще немного арта, в том числе и паблик арта, от Клас Олденбурга.
Ну и еще немного арта, в том числе и паблик арта, от Клас Олденбурга.