Новейший для своего времени самолет, истребитель-перехватчик МиГ-25П - это та цена, которую заплатил советский летчик Виктор Иванович Беленко за возможность жить на западе. На Родине, в СССР, Беленко был приговорен к расстрелу, но заслуженную кару за предательство так никогда и не понес.
Родился Виктор Беленко в феврале 1947 года в городе Нальчик. Семья у него была неблагополучной, и вскоре после рождения ребенка родители разошлись. Беленко остался с отцом, который вскоре связал себя узами брака с другой женщиной - это именно она и воспитывала Виктора.
Надо сказать, что воспитывался он хорошо, отлично учился, окончив школу с золотой медалью, а потом поступил высшее авиационное училище в Армавире, в которое было отнюдь не просто поступить. И там он также имел отличные характеристики и везде показывал себя с самой лучшей стороны. После завершения обучения он служил летчиком-инструктором при одном из военных учебных заведений в Ставрополе, но в 1975 году неожиданно для всех написал прошение о переводе его на новое место службы - на Дальний Восток.
Поскольку летчик Беленко был на хорошем счету, его прошение удовлетворили, и он начал служить на одном из военных аэродромов на Дальнем Востоке. Там он прошел обучение по пилотированию новейшего на тот момент самолета МиГ-25П. В 1976 году ему по выслуге лет должны были присвоить звание капитан, но по какой-то причине про Беленко забыли, и он так и остался в звании старший лейтенант. Быть может, это сильно ударило по его самолюбию и привело к последующим событиям. Впрочем, возможно, у него были и какие-то другие мотивы.
Если обращаться к воспоминаниям сослуживцев Виктора Беленко, то они еще с лета 76-го стали замечать за своим товарищем некие странности - он вдруг стал нервным, взвинченным, и даже на безобидные шутки реагировал довольно болезненно и глубоко расстраивался из-за них. Когда Беленко в США спросили про побег, он ответил, что и сам не знает, когда его задумал. По его словам, окончательный план побега созрел всего за месяц до его реализации.
6 сентября 1976 года в 6:45 по местному времени (дело было на аэродроме Соколовка в Приморье) Виктор Беленко поднялся в воздух на самолете МиГ-25П для прохождения тренировочного полета. В какой-то момент он сумел уйти от своего напарника, опустился к земле (чтобы не засекли радары), и взял курс на японский остров Хоккайдо. В 9:15 он совершил посадку на местном аэродроме и сдался, попросив политического убежища. Сами японцы не хотели серьезных проблем с Советским Союзом, а потому они мгновенно передали летчика американцам, спихнув, таким образом, все проблемы и ответственность на США.
9 сентября Виктор Беленко отправился в Америку, а самолет МиГ-25П как следует изучили, после чего передали его обратно в СССР. Там эту машину использовать по прямому назначению уже не стали, сделав из нее просто учебное пособие.
Интересно, что некоторое время военное ведомство СССР считало, что Беленко в ходе тренировочного полета просто сбился с курса и был вынужден сесть на Хоккайдо, где самым подлым образом был захвачен и насильно отправлен в США. Но вскоре выяснилось, что летчик вовсю сотрудничает с американской разведкой, более того, он помогает составлять им специальные материалы пропагандистского характера, направленные на завоевание доверия у простого советского обывателя. И все это Беленко делал вполне осознанно и добровольно. Кроме того, выяснилось, что Беленко заранее взял с собой все свои документы - то есть это был не спонтанный побег, а запланированный.
В СССР у Виктора Беленко осталась семья - жена и дети. Он не посвящал их в свои планы относительно побега и никогда больше не пытался связаться с ними (даже после развала страны), ибо в Америке у него появилась новая семья. Перебежчик долгое время был эдакой звездой, давал многочисленные интервью, ходил на телепередачи, на радио и т.д. Рассказывал он о тяжелой жизни в Советском Союзе и о полном восторге от жизни новой - в США.
Естественно, в Советском Союзе Беленко был заочно судим и приговорен к смертной казни, но приговор этот в исполнение привести не удалось, и ныне перебежчик вполне спокойно живет и здравствует в Америке.
Что касается изученного американцами МиГ-25П, то советской оборонной промышленности пришлось в спешном порядке работать над более совершенными модификациями машины. В результате этой работы появился целый ряд новых моделей МиГ-25.