Найти в Дзене

В Самару! Джентрификация на примере района Троицкого рынка

Термин «джентрификация», то есть изменение в лучшую сторону городских районов путем привлечения в них более состоятельных жителей, появился в 60-е годы 20- века. Но в Самаре данная практика успешно применялась еще 180 лет назад. Лучший тому пример – район Троицкого рынка.

Ленинградская, 71. Бывшее "Здание городского общества"
Ленинградская, 71. Бывшее "Здание городского общества"

В 40-е годы 19-го века место было, мягко выражаясь, непрестижным. Тогдашняя Сенная площадь находилась за пределами оборонительных сооружений бывшей крепости Самара, являлась глухой окраиной с малочисленным, бедным и не самым образованным и законопослушным населением.

На заднем плане - здание для солидных оптовиков. Коммерсанты попроще торгуют с ящиков
На заднем плане - здание для солидных оптовиков. Коммерсанты попроще торгуют с ящиков

«Доминантой» территории являлся огромный овраг, уходящий в сторону Самарки. Сенная площадь планировалась властями как торговая – но появились лишь несколько деревянных лавочек и кособоких ларей. Продавцы овса и сена направляли сюда по «базарным дням» свои возы только по «приглашению» полиции. Несмотря на рост городского населения, территория упорно не осваивалась.

Троицкая площадь, на заднем плане - пассаж Марфы Дьяковой
Троицкая площадь, на заднем плане - пассаж Марфы Дьяковой

Ситуация изменилась в одночасье, когда прошли слухи (вероятно, с подачи городских властей), что в районе Сенной площади будут проложены новые дороги. Слухов оказалось достаточно, чтобы за год все будущие усадебные места были распроданы, причем самые дальновидные горожане – например, купцы Шихобаловы - приобретали сразу по несколько участков, благо город отдавал землю дешево.

Сложившийся район быстро отстроился, заселился, новой доминантой его в1844-м году стала церковь, освященной в честь Святой Живоначальной Троицы. Рыночная Сенная площадь тоже стала Троицкой, и жизнь на ней забурлила.

Судя по одежде горожан - середина 20-х годов 20-го века. Здание еще во всей первоначальной красе
Судя по одежде горожан - середина 20-х годов 20-го века. Здание еще во всей первоначальной красе

Рынок при этом в райский уголок не превратился, да и «местечковый колорит» никуда не делся. Бойкая торговля регулярно дополнялась драками и воровством. Что касается развлечений торговцев и публики - любимым были гонки на свиньях с наездниками – лавочными мальчиками. Местные эстеты жаловались на грязь и отбросы, «заражающие воздух окрестной местности зловредными миазмами». Но за знаменитыми пирогами в обжорные ряды наведывались все самарские жители, и Троицкий стал едва ли не популярнейшим в городе местом.

Гостиный двор уже надстроен, но еще не перекрашен
Гостиный двор уже надстроен, но еще не перекрашен

А как мы знаем, Самара к концу 19-го века могла считаться поволжским центром торговли, купцы съезжались из ближних и дальних городов с большим запасом товаров, проводили в городе время, необходимое для сбыта всей партии, закупались местным товаром о отъезжали обратно. В крупных городах России в это время активно строились так называемые Гостиные Дворы, включающие торговые ряды для оптовой торговли, места для хранения товаров, проживания торговцев и размещения тогдашнего транспорта. В Самаре для размещения приезжих оптовиков вполне логично было выбрано место на пересечении главной торговой площади – Троицкой – с главной «магазинной» улицей – Панской.

До перекраски здание имело дворцовый облик
До перекраски здание имело дворцовый облик

Но «пустопорожних» участков здесь давно не было, и для возведения гостиного двора, теперь уже городу пришлось выкупать участок под строительство у собственника- купца Михея Шихобалова, причем теперь уже явно не по бросовой цене! Лучшее подтверждение того, что джентрификация района таки удалась. Кстати, еще на одном участке поблизости, в свое время дальновидно приобретенном Шихобаловым, его дочь Марфа Михеевна Дьякова выстроила по проекту А. Щербачева собственный торговый пассаж.

Забавно, но в конце 19-го века городские улицы еще измерялись в саженях
Забавно, но в конце 19-го века городские улицы еще измерялись в саженях

Итак, в начале 1880-х годов городские власти прибрели для общественных нужд усадьбу почетного гражданина Самары М.Н. Шихобалова «размером 26 на 18 саженей с деревянным флигелем». В 1890-х годах на ней было отстроено двухэтажное здание с подвалом, используемым под склады, торговыми помещениями на первом этаже и гостиничными номерами на втором. Здание получило не совсем понятное название – «Здание городского общества».

-8

Возможно, потому, что «Гостиным двором» к этому времени уже назывался комплекс каменных торговых павильонов на Троицком рынке, возведенных по проекту городского архитектора Якова Кривцова .

Напоминало также средиземноморское палаццо
Напоминало также средиземноморское палаццо

«Здание городского общества» было вполне достойно и своего назначения, и замысловатого названия, и расположения в торговом «сердце» города

После перекраски облик слегка приблизился к казарменному
После перекраски облик слегка приблизился к казарменному

Изначально угловое прямоугольное здание на пересечении Ленинградской и Галактионовской был двухэтажным. Главный фасад со стороны Ленинградской ритмично раскрепован рустованными пилястрами, окна второго этажа соединены в аркатурный ряд, подчеркнутый сандриками с замковыми камнями. Основу композиции формировали угловые части фасада, акцентированные ризалитами с высоким трапециевидным щипцом. Парадные входы располагались по центру ризалитов, декоративное убранство остальных фасадов было идентично главному. Хотя повальное увлечение надстройкой исторических зданий в 30-е годы не миновало и «Здание городского общества» - был возведен третий этаж, при этом левый ризалит исчез под достройкой, часть проемов была заложена.Но в целом облик памятника, к счастью, не слишком исказился.

Так все аккуратно
Так все аккуратно

Ну и хочется сказать несколько слов по поводу «реставрационной окраски». Изначально на фасадах исторической части города кричащие цвета отсутствовали. Качественный кирпич часто вообще не окрашивался, имел натуральный приглушенный цвет, а общая тональность окрашенных стен была неяркой, пастельно-акварельной, что давало ощущение света и простора. Сейчас много примеров, когда на фасады реставрируемых домов без лишних затей наносится мощный слой краски «под кирпич». Этот «боевой раскрас» сильно меняет восприятие, обычно не в лучшую сторону.

использованные в статье фото взяты из открытых источников в интернете