Термин «джентрификация», то есть изменение в лучшую сторону городских районов путем привлечения в них более состоятельных жителей, появился в 60-е годы 20- века. Но в Самаре данная практика успешно применялась еще 180 лет назад. Лучший тому пример – район Троицкого рынка.
В 40-е годы 19-го века место было, мягко выражаясь, непрестижным. Тогдашняя Сенная площадь находилась за пределами оборонительных сооружений бывшей крепости Самара, являлась глухой окраиной с малочисленным, бедным и не самым образованным и законопослушным населением.
«Доминантой» территории являлся огромный овраг, уходящий в сторону Самарки. Сенная площадь планировалась властями как торговая – но появились лишь несколько деревянных лавочек и кособоких ларей. Продавцы овса и сена направляли сюда по «базарным дням» свои возы только по «приглашению» полиции. Несмотря на рост городского населения, территория упорно не осваивалась.
Ситуация изменилась в одночасье, когда прошли слухи (вероятно, с подачи городских властей), что в районе Сенной площади будут проложены новые дороги. Слухов оказалось достаточно, чтобы за год все будущие усадебные места были распроданы, причем самые дальновидные горожане – например, купцы Шихобаловы - приобретали сразу по несколько участков, благо город отдавал землю дешево.
Сложившийся район быстро отстроился, заселился, новой доминантой его в1844-м году стала церковь, освященной в честь Святой Живоначальной Троицы. Рыночная Сенная площадь тоже стала Троицкой, и жизнь на ней забурлила.
Рынок при этом в райский уголок не превратился, да и «местечковый колорит» никуда не делся. Бойкая торговля регулярно дополнялась драками и воровством. Что касается развлечений торговцев и публики - любимым были гонки на свиньях с наездниками – лавочными мальчиками. Местные эстеты жаловались на грязь и отбросы, «заражающие воздух окрестной местности зловредными миазмами». Но за знаменитыми пирогами в обжорные ряды наведывались все самарские жители, и Троицкий стал едва ли не популярнейшим в городе местом.
А как мы знаем, Самара к концу 19-го века могла считаться поволжским центром торговли, купцы съезжались из ближних и дальних городов с большим запасом товаров, проводили в городе время, необходимое для сбыта всей партии, закупались местным товаром о отъезжали обратно. В крупных городах России в это время активно строились так называемые Гостиные Дворы, включающие торговые ряды для оптовой торговли, места для хранения товаров, проживания торговцев и размещения тогдашнего транспорта. В Самаре для размещения приезжих оптовиков вполне логично было выбрано место на пересечении главной торговой площади – Троицкой – с главной «магазинной» улицей – Панской.
Но «пустопорожних» участков здесь давно не было, и для возведения гостиного двора, теперь уже городу пришлось выкупать участок под строительство у собственника- купца Михея Шихобалова, причем теперь уже явно не по бросовой цене! Лучшее подтверждение того, что джентрификация района таки удалась. Кстати, еще на одном участке поблизости, в свое время дальновидно приобретенном Шихобаловым, его дочь Марфа Михеевна Дьякова выстроила по проекту А. Щербачева собственный торговый пассаж.
Итак, в начале 1880-х годов городские власти прибрели для общественных нужд усадьбу почетного гражданина Самары М.Н. Шихобалова «размером 26 на 18 саженей с деревянным флигелем». В 1890-х годах на ней было отстроено двухэтажное здание с подвалом, используемым под склады, торговыми помещениями на первом этаже и гостиничными номерами на втором. Здание получило не совсем понятное название – «Здание городского общества».
Возможно, потому, что «Гостиным двором» к этому времени уже назывался комплекс каменных торговых павильонов на Троицком рынке, возведенных по проекту городского архитектора Якова Кривцова .
«Здание городского общества» было вполне достойно и своего назначения, и замысловатого названия, и расположения в торговом «сердце» города
Изначально угловое прямоугольное здание на пересечении Ленинградской и Галактионовской был двухэтажным. Главный фасад со стороны Ленинградской ритмично раскрепован рустованными пилястрами, окна второго этажа соединены в аркатурный ряд, подчеркнутый сандриками с замковыми камнями. Основу композиции формировали угловые части фасада, акцентированные ризалитами с высоким трапециевидным щипцом. Парадные входы располагались по центру ризалитов, декоративное убранство остальных фасадов было идентично главному. Хотя повальное увлечение надстройкой исторических зданий в 30-е годы не миновало и «Здание городского общества» - был возведен третий этаж, при этом левый ризалит исчез под достройкой, часть проемов была заложена.Но в целом облик памятника, к счастью, не слишком исказился.
Ну и хочется сказать несколько слов по поводу «реставрационной окраски». Изначально на фасадах исторической части города кричащие цвета отсутствовали. Качественный кирпич часто вообще не окрашивался, имел натуральный приглушенный цвет, а общая тональность окрашенных стен была неяркой, пастельно-акварельной, что давало ощущение света и простора. Сейчас много примеров, когда на фасады реставрируемых домов без лишних затей наносится мощный слой краски «под кирпич». Этот «боевой раскрас» сильно меняет восприятие, обычно не в лучшую сторону.
использованные в статье фото взяты из открытых источников в интернете