В Петербурге, да и в других городах можно увидеть много интересных примеров сохранения фасадов исторических зданий с надстройкой более поздними примыкающими объемами. Метод получил не слишком одобрительное название –«фасадизм», но при этом стал в 20-м веке популярной практикой, поскольку при недостатке средств позволял и памятник сохранить, и дополнительные площади получить без чрезмерных затрат.
Поскольку изначальная постройка в таких случаях продолжает «задавать тон», создавая впечатление архитектурной ценности, высокой квалификации архитектора и строителей и «дороговизны» здания – защитники исторической застройки в основном смирились и, скрепя сердце, согласились, что пристройка новых корпусов к историческим зданиям, даже при резком столкновении стилей – «возможно, это не так уж и плохо»
В Самаре на пересечении улиц Ленинградской и Самарской тоже имеется здание, соединившее в себе две эпохи – до- и послереволюционную.
Эпоха дореволюционная демонстрирует нам на фасаде четырехэтажного здания два нижних этажа в неорусском кирпичном стиле, популярном на рубеже 19-го и 20- го веков.
Популярность вполне объяснима – при отказе от штукатурки и дорогостоящей лепнины здание были относительно недороги и, что важно, «неприхотливы» в условиях нашего климата, а использование таких эстетических качеств самого кирпича, как натуральный цвет и фактура, давало простор для фантазии. В формах «кирпичного стиля» воплощались традиции и неоготики, и провинциального барокко, и русского средневековья. Распространению стиля в дореволюционной Самаре способствовало еще и то, что многочисленные кирпичные заводы, конкурируя между собой, производили кирпич высокого качества и долговечности, внедряя технологию его защиты. После революции, кстати, химия защиты была утрачена, и качество кирпича упало.
Что касается нижних этажей дома на Ленинградской,76 – в их узорчатой рельефной кладке, насыщенности декоративными деталями их прорисовке виден знакомый почерк! Да, здание изначально строилось по проекту Александра Щербачева и спроектировано было как торговый пассаж купчихи 2-ой гильдии Марфы Дьяковой.
Заказчица заслуживает, чтобы о ней было сказано несколько добрых слов. Марфа Михеевна, урожденная Шихобалова, приходилась двоюродный сестрой знаменитой самарской бизнес-леди Анастасии Неклютиной – до замужества тоже Шихобаловой – и так же унаследовала фамильную страсть к лошадям! Любимым детищем Марфы Дьяковой был ее конезавод, описанный в книге «300-летие царствования дома Романовых». Причем если Анастасия Неклютина разводила рысаков, то конезавод Дьяковых – еще и племенных тяжеловозов, привозивших медали с российских выставок
Что касается торгового пассажа – прошение купчихи Дьяковой «на постройку во 2 части 53 квадрата по улицам Самарской и Панской каменного двухэтажного здания для торгового помещения и одноэтажных во дворе каменных служб» был подано в городскую управу в январе 1900-го года, и новый кирпичный «неорусский» дом по проекту Александра Щербачева был выстроен уже в 1901-м году.
На обоих этажах строения располагались торговые лавки – по 5 на каждом. На первый этаж вели входы с улицы, а к торговым помещениям второго этажа – пять дворовых подъездов .
Кстати, вход в пассаж находился на тогдашней территории Троицкого рынка, что позволяет оценить огромный размер рыночной площади 120 лет назад.
А в 30-е годы, когда стихли революции , войны и ожила экономика, настало время заняться и планировкой городски территорий. Огромную и хаотичную торговую площадь в размерах потеснили, обустроили на части ее сквер имени Фрунзе (теперь Высоцкого), так что бывший торговый пассаж оказался от рынка в отдалении.
С ним ожидаемо случилось то что сейчас называется непроизносимым словом «редевелопмент» – то есть смена вида использования. Пассаж был передан под общежитие для студентов строительного института, попав в руки строителей- так же ожидаемо был надстроен и вырос до четырех этажей.
Надо сказать, к наследию мэтра будущие строители отнеслись достаточно тактично. Верхние этажи особо не декорированы, зато четко поддерживается заданный ритм чередования оконных проемов – одно-, двух- и трехчастных. Цветовое решение тоже указывает, кто здесь главный
использованные в статье фото взяты из открытых источников в интернете