Мы спросили у предпринимателей и топ-менеджеров, которые не раз расставались с сотрудниками, за что они уволят работника не задумываясь. Они рассказали нам много интересного, что именно в поведении специалиста может стать последней каплей? Может быть, невыполненные KPI или систематические опоздания?
Владислав Матчин, CEO и основатель YEZ.RU
В INSEAD Business School был такой курс – «Твои первые 100 дней в качестве руководителя». Один из тезисов заключался в том, что нужно уметь получить пулю в лоб, когда ситуация этого требует. В случае увольнения руководитель должен взять этот сложный эмоциональный и этический момент на себя.
Я стараюсь руководствоваться интересами компании и самого сотрудника:
во-первых, не расставшись в нужный момент, можно поставить весь бизнес и будущее команды на грань краха;
во-вторых, часто бывает, что сотруднику увольнение пойдет на пользу, и он сможет более успешно и с удовольствием развиваться в другой компании.
Есть очевидные нарушения этических принципов и дисциплины, игнорирование которых недопустимо: махинации, хищения и обман компании, домогательства к сотрудникам, систематические нарушения режима.
Не стоит также долго задерживать токсичных людей, однозначно формирующих негативный рабочий фон для команды.
Забавный случай произошел с техническим специалистом, с которым пришлось расстаться в первый же день пребывания в офисе. Проводя собеседования, рассказали про довольно трудоемкую техническую работу с нашей автомобильной базой данных.
Кандидат был благодарен, что наконец-то сможет реализовать себя как эксперта. Но, выйдя в первый день, он уже к обеду заявил, что обозначенную работу выполнять не будет, никакие возражения слушать не стал, собрал вещи и ушел, но через час вернулся в растроганных чувствах с просьбой дать ему второй шанс.
Лиана Григорян, руководитель HR- и PR-отделов AIC
Увольнять, конечно, всегда неприятно, но жалость тут ни при чем. Я считаю, что если увольнение становится сюрпризом, значит, в команде не настроены процессы и нет нормальной обратной связи. Чтобы этот момент максимально исключить, у нас есть период адаптации – испытательный срок, где мы прозрачно прописываем задачи, которые должны быть выполнены.
Также есть систематические встречи с руководителем и HR-менеджером, где обсуждаются результаты работы. Это помогает выстроить ИПР сотрудника, транслировать ценности компании и объяснять, что рабочий день начинается в 10.00, а дедлайн – это важный фактор для команды и клиента.
Человек должен всегда понимать зону и степень своей ответственности. Ошибки случаются – это опыт, который помогает развиваться, если их обсуждать и решать. Но если сотрудник бездействует, невнимателен или ему не интересно, то он и сам понимает, что нам не по пути.
В голову приходит случай увольнения менеджера, когда человек абсолютно не понимал и не принимал обратную связь на протяжении нескольких месяцев.
Ошибки случались систематически, специалист своей вины не видел, а наши комментарии просто не замечал. Как мы вышли из этой ситуации? Признали, что менеджер прав, но работать в таких условиях дальше слишком сложно и лучше расстаться. И человек не расстроился, и мы, наконец, привели проект в порядок.
Стас Гольденшлюгер, сооснователь Alef Development
Чтобы программист был не только крутым программистом, но еще и крутым сотрудником, ему, кроме профессионализма, должны быть присущи два качества: честность и ответственность.
Мы увольняем не задумываясь, если человек систематически допускает одни и те же ошибки, не выполняет обещания или врет. Например, когда сотрудник решил напрямую познакомиться с клиентом и работать в обход компании или во время рабочего дня делает сторонние проекты.
На первых этапах становления компании нам было трудно расставаться с людьми. Сейчас мы легко увольняем тех, кто не тянет.
Да, безусловно, человека жалко, но еще жальче тестировщика, который проверяет за ним косяки из раза в раз, лид-программиста, которому приходится такого «специалиста» контролировать, и клиента, который получает результат с задержкой, потому что команде приходится переделывать работу недобросовестного коллеги.
Мы ценим труд наших ребят и доверие клиента, поэтому не можем допускать таких ситуаций.
Что делать, если вас хотят уволить?
5 вещей, которые никогда нельзя говорить начальнику
Фото: Shutterstock