Найти в Дзене

Блог врача лучше, чем «доктор Гугл»

По данным из разных источников, самолечением занимается от 35 до 60% россиян. К врачу идут, когда становится очевидно - ситуация вышла из-под контроля,  и здоровье резко ухудшилось. До момента, пока «гром не грянет», люди ищут информацию о своих симптомах где попало: на форумах и в соцсетях. Качество этой информации, мягко говоря, вызывает вопросы.

Статистика по самолечению в России от ВЦИОМ, 2017 год
Статистика по самолечению в России от ВЦИОМ, 2017 год

Поэтому, когда мы видим примеры врачей, которые ведут в социальных сетях профессиональные медицинские блоги, это - большое благо для всей страны и ее здоровья. Пока что их очень мало.

На картинке ниже видно, что в 2021 году по данным сервиса TGStat в тематике «Медицина» - всего 1,1% от общего количества каналов.

Данные по тематикам каналов в Телеграм за 2021 год
Данные по тематикам каналов в Телеграм за 2021 год

О чем это говорит?

  • потребность в качественной медицинской информации в России огромна

  • медицинская ниша свободна, конкуренции в ней мало, и это - возможность для многих врачей создать успешный блог, расширять его аудиторию и монетизировать свои знания.

Какие возможности даёт медицинский блог врачу?

Действительно, зачем врачу нужен блог в социальной сети? Ведь это требует времени, усилий и навыков SMM. Давайте разберём, какие преимущества даёт врачу живой и активный блог в социальной сети:

  1. Выше комплаенс пациентов. Подписчики блога, которые приходят на приём, уже знакомы с клиническим подходом и стилем общения врача. Они читали разборы клинических случаев в блоге, много знают разных нюансов о своей проблеме. Для них автор блога - не случайный специалист, а «тот самый доктор», которого они читают, знают и любят. Потому и рекомендации выполняют лучше, и ценность медицинской помощи для них выше.

2. «Сарафанное радио».

Ссылка на блог становится живой визиткой, которую пациенты передают друг-другу вместе с рекомендацией доктора.

3. Узнаваемость в своём регионе даёт врачу возможность со временем претендовать на вакансии в престижных частных и государственных учреждениях. Многие работодатели перед приемом на работу внимательно изучают соцсети кондидатов. Профессиональный медицинский блог - большое преимущество при приеме на работу во многих частных клиниках, потому что это - база пациентов, подписанных на доктора и лояльных к нему.

4. Положительная обратная связь от подписчиков - благодарности, отзывы, поддержка постов в комментариях. Это так приятно и помогает избежать профессионального выгорания, которое часто связано с напряженной работой врача.

5. Дополнительный доход от онлайн информационных консультаций, платных вебинаров и онлайн курсов для пациентов и коллег может превышать основной доход от медицинской деятельности в несколько раз.

Приведу несколько примеров успешных медицинских блогеров. Взяла их не из разряда «звёзд мировой величины», как Елена Малышева или доктор Комаровский. Это - обычные врачи без блата и огромных бюджетов на продвижение, которые учились у меня на курсе «Личный бренд врача» и построили свой блог сами «с нуля».

Алена Люблинская, 36 лет. Уролог из Санкт-Петербурга. 2 года назад завела страничку в запрещённой социальной сети, где стала делиться опытом и знаниями. Блог вела для пациентов, обнаружила, что самый горящий запрос: рецидивирующий цистит у женщин. Частые обострения, противоречивые назначения разных врачей, неэффективное и дорогое лечение - вот с чем сталкиваются женщины, которые страдают циститом.

Блог Алены Люблинской в Нельзяграм
Блог Алены Люблинской в Нельзяграм

Алена в блоге разбирала типичные ошибки лечения цистита, различные причины этой болезни. Проводила прямые эфиры, приглашала смежных специалистов. Блог рос, подписчики поддерживали автора.

Стало понятно, что информация очень нужна, и Алена решила провести онлайн курс «Цистит, давай до свидания». На нем она рассказала, какие причины приводят к возникновению цистита, о поведенческой терапии, методах экстренной самопомощи при обострениях. На онлайн курс записалось больше 100 человек из разных городов и стран.

Оказалось, что во многих регионах нет возможности попасть к урологу (запись на несколько месяцев вперёд, нет специалистов). Курс Алены для многих стал «палочкой-выручалочкой». После него девушки отмечали в отзывах, что научились избегать обострений, благодаря пониманию причин и коррекции образа жизни.

Блог уролога Алены Люблинской в сети Вконтакте
Блог уролога Алены Люблинской в сети Вконтакте

Алена продолжает вести блог в ВКонтакте и канал в Телеграм, после того, как изменилась ситуация и информационная политика в стране. Благодарных пациентов меньше не становится. Многие подписчики мечтают попасть к ней на приём и приезжают даже из отдаленных регионов.

Анна Полякова, 37 лет, гинеколог из Курска

Анна - единственный гинеколог в Курской области, который активно ведёт странички в соцсетях. Работает в областном перинатальном центре и в нескольких частных клиниках. Именно блог и полезный контент в нем привёл Анну к тому, что она стала самым заметным и известным гинекологом в области. Пациентки едут к ней, чтобы попасть именно к ней на приём, потому что она простым и понятным языком рассказывает в блоге о проблемах недержание мочи у женщин с дисфункцией мышц тазового дна.

Для таких женщин Анна проводит онлайн курс «Тазовое дно. Путь к женскому совершенству». На курсе Анна даёт техники расслабления и укрепления мышц тазового дна, методы самодиагностики, поведенческую терапию. Показывает типичные ошибки при выборе тактики лечения этой проблемы. У Анны учатся не только пациенты, но и коллеги-гинекологи, которые хотят углубить познания в вопросе.

Больше примеров врачей, которые ведут свои блоги, можно посмотреть в моем сообществе ВКонтакте:

https://vk.com/medvedevaalex

Клиницисты и диагносты, врачи редких специальностей, молодые и заслуженные, терапевты и хирурги. Специалисты и руководители делятся знаниями, опытом, и помогают сделать интернет-пространство более просвещенным в вопросах здоровья.

Как относятся коллеги к врачам-блогерам?

Отношение в медицинском сообществе к врачам-блогерам двоякое.

Часть коллег осуждает и посмеивается над теми, кто ведёт блог, называя их «клоунами».

«У нормального врача и так прекрасная запись и нет проблем с доходом. Врачи в соцсетях от безделия дурью маются, лучше бы повышали квалификацию и занимались пациентами». Подобные выпады периодически возникают в различных врачебных группах и каналах.

Другая - дружелюбная и открытая - часть медицинского сообщества поддерживает коллег. Потому что медицинский блог - это огромный труд и, фактически - вторая работа для врача, который и без того загружен на приемах. Польза этого труда огромна. Достоверной медицинской информации и качественного контента в соцсетях от такой работы становится больше. Люди больше доверяют врачам и меньше обращаются к шарлатанам и мошенникам.

Я верю, что в ближайшем будущем вести профессиональный блог во врачебной среде будет модно и престижно. Потому что это - нужное и полезное дело и для пациентов, и для врачей.