В русских источниках XI-XIII вв. наблюдается непонятная , но чрезвычайно важная для нас двойственность в определении этого термина. В ту эпоху, к которой относятся все эти сведения, данная территория не может рассматриваться как некое целое.
Киевские Мономашичи враждовали с черниговскими Ольговичами, северские князья стремились обособиться от Чернигова, в Переяславле-Русском появились ставленники владимиро-суздальских князей.
Большинство сведений о Руси взято из описаний княжеских усобиц, происходивших на этой территории.
Единства лесостепной Русской земли в XII - XIII вв. не было. Следовательно, определение Русской земли в рамках Среднего Поднепровья должно рассматриваться как прочное воспоминание о историческом периоде, когда Киевская земля и левобережная Северщина составляли единое целое, которое не включало в себя ни Древлян, ни Радимичей, ни Вятичей, соседствующих с Русью в узком смысле слова. Обращение к письменным источникам любого времени не даст нам ничего для установления хронологии этого загадочного региона.
Археологические материалы VI - VII вв. дают нам яркую и четко определимую культуру, эта археологическая культура представлена большим количеством кладов дружинного инвентаря: серебряные с позолотой украшения, "пальчатые" фибулы для плащей, привозные византийские серебряные сосуды VI в., декорированные пояса, оружие. По форме височных колец, которые давно уже расцениваются археологами как племенные признаки, вся Русская земля VI в. делится на два района: западный среднеднепровский и восточный курско-северский. Височные спиральные кольца северского района нашли продолжение в курганных спиральных кольцах северян X-XII вв.
Наиболее богат среднеднепровский район и особенно его участок, прилегающий к р. Роси. Здесь, очевидно, был центр того союза племен, который объединил Среднее Поднепровье с Левобережьем и левобережных Северян. У племенного союза было два устремления: одно на северо-восток, к средней Оке, где возникает Рязанское княжество, а другое отражало участие среднеднепровских русов в общеславянском движении к северным рубежам Византийской империи.
Катализатором развития среднеднепровского праславянского населения была в скифское время экспортная хлеботорговля через Ольвию с греками.
Важную роль в судьбах Юго-Восточной Европы сыграла в I - II вв. н. э. Римская империя, заинтересованная в экономических ресурсах Причерноморья.Во всей бывшей земле "скифов-пахарей" (сколотов) найдены сотни кладов серебряных римских монет, документирующие размах торговли славян с Римом во II - IV вв. н. э.
Развитие ремесла, покупка предметов роскоши, переход к новой, более высокой форме поселений - все это следствие экономического подъема, обусловившего и новую ступень социального развития.
Стоит вспомнить о каменных изваяниях VI - V вв. до н. э., находимых или на самой южной кромке земли сколотов-пахарей или же в том конечном пункте, который был целью торговых поездок борисфенитов в окрестностях Ольвии. Е. А. Попова разделила изваяния на три хронологических группы: 1 - VI - V вв. до н. э.; 2 - IV - III вв. до н. э.; 3 - I в. до н. э. - IV в. н. э. У каждой группы своя типология, своя география. Вторая группа, времен царства Атея, размещена частично в Крыму и в Приазовье. Третья группа сарматского времени заполняет только Крым и окрестности Ольвии. Обязательным набором предметов изваяний являются: гривна на шее, рог в правой руке и меч-акинак, являющийся основой датировки, у пояса.Географическое размещение основной массы однородных и одновременных изваяний образует треугольник, обращенный вершиной вниз; по углам треугольника стоят такие современные нам города, как Первомайск на Южном Буге, Кировоград на Ингуле и Николаев у бужского лимана Черного моря .Западный угол треугольника отмечен изваяниями из Первомайского музея и из с. Станишина в 15 км от Лысой Горы на Экзампее. Восточный угол отстоит от западного примерно на 100 км и находится в излучине Ингула (с. Эрделевка). Из этого района происходят также изваяния из Кировоградского музея и из с. Медерово (на старых картах - Мердерово) на р. Сугаклее, притоке Ингула, в 15 км от истоков Черного Ташлыка.Исходя из этой географии, необходимо сделать вывод, что изваяния VI - V вв. до н. э. связаны с источником Экзампеем, о котором писал Геродот. Описывая Гипанис он упоминал о горьком источнике, впадающем в него с левой стороны почти посередине всего течения реки. "Источник этот находится в пределах страны скифов-пахарей. Название источника и той местности, откуда он вытекает - по-скифски Экзампей, на языке же эллинов - Священные Пути". По этим путям сколоты-пахари вывозили свой хлеб и ввозили из Ольвии амфоры с вином и маслом и греческие предметы роскоши.
С каким из позднейших, хорошо известных нам богов можно связать эти каменные стелы VI - V вв. до н. э., сказать нелегко. Раздумья могут вестись по поводу трех божеств - Перуна, Волоса и Дажьбога. В пользу Перуна говорит оружие, которым снабжены все фигуры; Волос мог подразумеваться в силу того, что он был богом богатства ("скотьим богом"); Дажьбог, солнечное божество света, тепла и расцветающей природы, был существенно важен для сколотской знати, ведшей торг с греками основным продуктом земледелия - зерном. Прежде чем заняться предпочтением кого-либо из божеств, стоит обратить внимание на скифского бога, имя которого попало в перечень Геродота, имя его - Гойтосир, он поставлен после трех важнейших богов, приравненных к Гестии, Зевсу и Гее. Сам Гойтосир отождествлен с Аполлоном, что сближает его со славянским Дажьбогом - Солнцем. В пользу именно солнечного божества говорит и наличие на статуях шейных гривен, которые являлись и священным знаком солнца. Рог изобилия, обязательная деталь всех изваяний на "Священных путях" и вокруг Ольвии - прямое доказательство связи с божеством плодородия и благоденствия. Кроме этих косвенных соображений, позволю себе высказать догадку относительно этимологии имени "скифского" Аполлона. В славянских языках "гойный" означает "изобильный"; "гоити" - "живить" (отсюда "изгой" - исключенный из жизни). Весь комплекс слов с корнем "гой" связан с понятиями жизненности, жизненной силы и того, что является выражением и олицетворением этой силы. Слово "Гойтосир" могло быть одним из эпитетов солнечного божества, как и позднейшее слово "Ярило".Геродот, хорошо знавший окрестности Борисфена-Ольвии и подробно описавший их в своей "Мельпомене", вполне мог видеть интересующие нас изваяния и получить сведения о культе Гойтосира, позволившие ему приравнять его к греческому Аполлону. Это промежуточное звено - Аполлон, сын небесного Зевса - позволяет и Гойтосира приравнять к Дажьбогу-Солнцу, сыну небесного Сварога.
В многовековой истории славянства наступил момент, когда в результате общего подъема, проявлявшегося, разумеется, неравномерно, обозначилось некое историческое ядро, которое устойчиво держалось не только во времена расцвета, но и в тяжелые периоды внешней агрессии (сарматы, гунны) и вызванного ею упадка. Таким ядром стало Среднее Поднепровье, правый берег древнего Борисфена, предполагаемое "золотое царство" Царя-Солнца, которого толмач Геродота назвал по-персидски Колаксаем, а русская эпическая поэзия закрепила это мифическое имя как эпитет киевских князей, назвав последнего языческого князя Руси "Красным Солнышком". Историческое ядро восточного славянства на протяжении полутора тысяч лет, вплоть до Киевской Руси, определяется такими ориентирами, как река Рось, Переяславлем Русским, Киевом на севере и р. Тясмином на юге. Это был наиболее процветающий центр лесостепных славянских племен, с истории которого и следует начинать непрерывную историю Руси. Мы не знаем точно, когда появилось название Руси, но уже для IV - VI вв. н. э. мы располагаем сведениями о людях-рос ("росомонах") но соседству с приазовскими готами и о богатырском народе РОС, жившем на северо-западе от Меотиды.
Если вам нравится, то что я публикую, подпишитесь на канал, у меня для вас есть много всего интересного ;)