Найти в Дзене
Девичье царство⁠⁠.
По словам Новикова Н.В. Девичье царство находится далеко, «за тридевять земель, за тридевять морей», за «огненным морем»; его называют «Подсолнечным». Есть в этом полуденном царстве и город, окруженный каменной стеной или железным тыном; высота стены 12 саженей. Подступы к городу охраняют Ягишны или сестра Царь Девицы.У Царь-Девицы иногда оказывается целое войско девиц, удалых полениц, с которыми она тешится в зеленых лугах.Ездит Царь-Девица верхом на богатырском коне, под которым гнутся мосты, а в его «ископыти» увязают обычные кони...
2 года назад
О медведях в славянской культуре.
По аpхеологическим и этногpафическим данным аpхаичность медвежьего пpаздника в славянской культуре своими корнями уходит в далекое прошлое. Он пpочно yкоpенился не только y охотничьих наpодов, но даже и y наpодов давно ставших земледельческими. Геогpафически охота на медведя и медвежий кyльт преобладали в Центpальной и Восточной Евpопе. В окpестностях Hовгоpода в неолитических слоях часто встpечались "пальцевые кости медвежьей лапы, заpытые в однy ямy с костями человека", а так же находки Д...
2 года назад
О санях или какой русский не любит быстрой езды.
Слово «сани» — славянское по происхождению, происходит оно, по мнению профессора Р. Ф. Брандта и В. Ф. Миллера, от сань, что значит «змея»; относится собственно к полозьям ввиду их сходства со змеей, как собственно и к следам, которые они за собой оставляли. Первые сани появились у народов Севера. При раскопках на территориях Финляндии, Новгородской земли и на Урале археологи обнаружили фрагменты полозьев. В документальных источниках о санях начинают писать с XI века. В Радзивилловской летописи...
2 года назад
Оберег Змеевик в культуре славянских народов.
Змеевик - металлические и каменные медальоны обычно округлой, овальной, иногда восьмиугольной формы с изображением христианского святого с одной стороны и змей (от 6 до 14) с другой. Появившись в русской культуре в XI—XII веках, змеевики продолжали бытовать вплоть до XV—XVI веков. Стоит отметить, что Змеевики были присущи не только славянским народам, расселившимся на территориях Руси и Европы, но и народам Византии, древней Греция и т.д. Змеевики носили защитную функцию, призваны были защищать своего владельца от болезней, несчастий и злой магии...
2 года назад
О змеях в культуре и фольклоре русского народа.
Роль змея в фольклорном материале подробно разобрана В.Я. Проппом, он наделяет змея образом «поглотителя». Не подлежит сомнению, что Змей и Змеиха в русских сказках, дракон в английских или норвежских сказках, рыба в шотландских сказках и даже джины и пери восточных сказок это образы «поглотителей», пройдя через желудок которых юноша-герой становится мужчиной-воином. В некоторых сказках Змей получает космические или звериные черты, нужные наделённому сверхъестественной силой существу, превращающему героя сказки в богатыря-воина...
2 года назад
Обычаи захоронения и погребальная обрядность.
Наши далекие предки издавна имели обычай захоронения тел. Погребальная обрядность так же эволюционировала со временем, одни типы обрядов заменялись другими. Самые старые захоронения это скорченные тела по типу эмбриона. Предки верили в реинкарнацию после смерти, переселение или перерождение души в любое другое существо, местами имеют место даже присыпанные охрой тела, которая им придает красноватый цвет, как бы дублируя цвет новорожденного во время появления на свет. Телам придавали искусственную...
143 читали · 2 года назад
О Свароге.
Пожалуй один из первых культов, это культ поклонения огню (культ Сварога), для людей он был обретенным чудом, первый семейный очаг, приготовленное мясо. Огонь становился символом дома, семейной ячейки. Это культ, корнями уходящий в палеолит. Когда наши далекие предки следовали за уходящим ледником и вместе с ним мамонтами (X-IXвв. до н. э.). Когда люди стали зависеть в большей степени от земледелия, перед ними встали загадки цикличности и периодичности сезонов, восходов и захода солнца. Их обеспеченность зависела от выпадающих или не выпадающих дождей...
108 читали · 2 года назад
О лешем.
В России бытуют различные наименования лесного духа. Леший - традиционное именование. Лешак -название с территории Русского Севера. Временами названия заменяли местоимения он или кто-то. В работе А. Н. Афанасьева отмечены такие названия как лесовик, лесной хозяин. В работе Е. Е. Левкиевской назван лесной дедушка, лесной житель, лесной царь. А так же вольный, праведный, блуд, шатун, манило и водила. Отношение к лешему было двойственным. Его причисляли и к враждебной человеку и опасной для него...
2 года назад
О Бабе Яге, ее помощниках и избушке на курьих ножках.
Образ Бабы-Яги принадлежит сразу двум мирам, миру мёртвых и миру живых. В древности прах умерших хоронили в домовинах(миниатюрная изба), расположенных на высоких пнях(столпах) у которых зачастую виднелись корни, напоминающие куриные ноги. Баркова А.Л. считала, что нахождение избушки на курьих ножках в лесу символизировало её нахождение в загробном мире. В.Я. Пропп говорил о лесе следующее : "Лес окружает иное царство, дорога в иной мир ведет сквозь лес". Более того данный факт зачастую фигурирует в народном фольклоре...
140 читали · 2 года назад
Меандровый узор и вышивки.
Меандровый узор, изначальная идея которого символизирует благополучие и достаток, сам по себе является подражанием узору мамонтового бивня, дентин которого на отполированном срезе имеет ромбическую структуру, широко распространенную в народном искустве. Данное наблюдение над структурой дентина мамонтовых бивней сделала палеонтолог В. И. Бибикова в 1965 г.  Она установила, что поперечный, или косой, срез мамонтовой кости образует на поверхности изделия ромбический узор естественного происхождения...
2 года назад
О пятнице.
Львовский в книге "Пятница в жизни русского народа" писал следующее: В народных верованиях Пятница предстает перед нами не только как богиня-пряха, но и как подательница благ, покровительница плодородия: "Заменив древнюю языческую богиню св. Пятницею и богородицею, народ приписал им влияние на плодородие и браки. Параскеву Пятницу молят о плодородии с особыми обрядами". Параскева Пятница, как и Макошь со своими русалками, была связана с водой; она покровительствует святым целебным источникам и колодцам; известны "пятницкие родники"...
2 года назад
"Ляльник" (Лельник)
Б. А. Рыбаков, по упоминаниям из различных источников, Лелю представлял как дочь богини Лады, сопоставляя их с Латоной и Артемидой и со славянскими роженицами. Двух всадниц на русских вышивках, за спиной которых иногда изображена соха, расположенных по обе стороны от Макоши, он соотносит с Ладой и Лелей. В весенней обрядовой песне есть слова, посвящённые Леле-Весне: "Едить Весна, едить. На золотом кони В зелёном саяни На сохе седючи Сыру землю аручи Правой рукой сеючи." Особенно показателен обряд-игра, посвященный только этому персонажу и подробно описанный Фаминцыным...
2 года назад