Чтобы понять, что в экономике Германии не все в порядке, не обязательно разговаривать с экспертами - достаточно просто сходить в супермаркет. Во время пандемии туалетная бумага была хорошим индикатором панических настроений немцев – чем больше случаев заболевания регистрировалось, тем быстрее опустошались полки в магазинах.
Сейчас жители Германии вновь опасаются дефицита этого товара, только на этот раз совершенно по другой причине - компания Hakle, известнейший производитель туалетной бумаги, объявила о своем банкротстве. И она далеко не единственная — неподъемные цены на электроэнергию вызвали в экономике эффект домино, когда вслед за энергоемкими предприятиями начали закрываться даже производители обуви и одежды.
В том, что Германию ожидает тяжелый экономический кризис, уже никто не сомневается. Экономисты сейчас спорят лишь о том, насколько серьезной и длительной будет предстоящая рецессия и приведет ли она к системному коллапсу.
На этой неделе немецкое издание Der Spiegel, ссылаясь на экспертов, опубликовало статью, в которой называет будущее немецкой экономики «трагедией в пяти актах».
«Первый акт» — рост цен на электроэнергию, от которого пострадали в первую очередь металлургические и химические предприятия. Так, глава сталелитейного концерна GMH предупреждает, что если стоимость энергии не снизится, то в следующем году их ожидает банкротство. Поднимать цены на продукцию они больше не могут — покупатели итак уже заказывают сталь в Китае и Индии, потому что там она намного дешевле.
Из-за остановки химических производств в Германии начался дефицит удобрений и реагентов для дизельных двигателей. Ассоциация логистики уже бьет тревогу — более 800 тысяч грузовиков, ежедневно перевозящих грузы по всей стране, могут остановиться и привести к катастрофе.
Чтобы удержаться на плаву, производители энергоемкой продукции вынуждены повышать цены, что по цепочке ведет к росту цен и в других секторах экономики — это «второй акт экономической трагедии».
Автомобильный гигант Volkswagen, еще не оправившийся от кризиса цепочек поставок, на этот раз столкнулся с падением спроса:
Высокие цены и надвигающая рецессия усиливают нежелание граждан покупать новые автомобили. Клиенты ожидают от нас скидок, которые мы больше не можем им предоставить, - констатирует директор центра исследований VW Фердинанд Дуденхеффер.
Ассоциация автомобильной промышленности Германии на прошлой неделе резко скорректировала свой прогноз по рынку с роста на 3% до падения на 6%. На фоне разворачивающегося кризиса производители откладывают инвестиции в новые производственные мощности, которые позволили бы снизить потребление электроэнергии.
Строительная отрасль, на долю которой приходится более 6% ВВП Германии, пока еще работает с полной загрузкой, завершая текущие проекты. Только вот около 40% всех новых проектов были либо остановлены, либо отменены из-за стремительно растущих затрат на строительство.
Немцы сейчас вынуждены экономить буквально на всем, начиная от электроники и бытовой техники и заканчивая продуктами питания — это ведет к кризису потребления, или к «третьему акту трагедии».
Магазины, чьи счета за электроэнергию уже выросли примерно в десять раз, вынуждены делать большие скидки, чтобы хоть как-то свести концы с концами. Аналитики прогнозирует дальнейшее падение спроса - «чистая потеря посетителей» зимой составит примерно 20%.
Во время пандемии и вынужденных локдаунов многие немцы смогли сделать накопления, которые большинство из них поместили в банки. Но эти сбережения быстро тают из-за высокой инфляции.
Частное потребление, вероятно, перестанет быть двигателем экономического роста в Германии в течение оставшейся части года, - предупреждают эксперты Института экономических исследований (IFO).
«Четвертый акт» - волна банкротств, ведь многие представители среднего и малого бизнеса просто не переживут такой серьезный кризис. Только в августе их количество выросло на четверть по сравнению с прошлым годом, при этом рост затрат на электроэнергию и готовую продукцию еще не успел сказаться в полной мере.
Штеффен Мюллер из IFO говорит о структурных изменениях в экономике Германии, потому что некоторые бизнес-модели в текущей обстановке стали просто нежизнеспособными. Кроме того, текущий кризис «характерен большим количеством банкротств в промышленном ядре страны, а рабочие таких предприятий получали высокую зарплату и обладали высокой потребительской способностью».
Проблемы на рынке труда — это «пятый акт». Если волны банкротств не удастся избежать, то что делать с таким количеством безработных? Федеральное агентство труда уже израсходовало все свои резервы и ждет новой помощи от правительства страны, но выплата пособий — не решение, а лишь маскировка проблемы.
И пока экономисты и промышленники бьют тревогу, политики хотят еще туже затянуть веревку на шее экономики Германии:
Наше правительство изучает новую политику в отношении Китая. Инвестиции Китая в нашу экономику должны быть изучены. Мы работаем над тем, чтобы уменьшить нашу зависимость от Китая в поставках сырья, аккумуляторов и полупроводников, — заявил министр экономики Хабек.
Видимо, немецкие политики готовы и дальше ставить эксперименты над собственной экономикой. Только вот насколько ее хватит?
Друзья, если хотите поддержать канал, то просто поставьте лайк и подпишитесь. Так же буду рад вам в комментариях :)
Всем спасибо за внимание!