Значительная часть студентов готова списывать и использовать шпаргалки при сдаче экзаменов и письменных работ. Распространенность академического мошенничества зависит от удовлетворенности студентов качеством образования, их вовлеченности в учебу. К таким выводам пришли исследователи из НИУ ВШЭ, изучившие отношение студентов и преподавателей к академическому мошенничеству. Они провели онлайн-опрос более 18 319 студентов и 14 044 преподавателей российских университетов.
Авторы отмечают, что широкое распространение плагиата и списывания может снизить доверие к высшему образованию, обесценить дипломы выпускников вузов и затруднить работодателям поиск сотрудников, вынуждая вводить дополнительные проверки для оценки пригодности кандидатов. Дистанционное обучение, применение которого расширилось из-за пандемии COVID-19, несет дополнительные риски для обеспечения честности учебного процесса. Около половины вузов отметили рост случаев академического мошенничества у студентов во время дистанта весной 2020 года.
По данным опроса, 46% студентов практически никогда не списывали домашнее задание в 2019/20 учебном году, 35% списывают эпизодически — один раз в месяц или реже, 19% списывают регулярно — два-три раза в неделю. Чаще других списывают студенты инженерных направлений подготовки, а также изучающие математические и естественные науки: среди них только 40% респондентов заявили, что практически никогда не прибегали к списыванию. Реже всех списывают домашние задания студенты, изучающие искусство и культуру (59% никогда этого не делали), что может объясняться спецификой заданий на этих направлениях подготовки.
К списыванию чаще прибегают студенты, которых не устраивает качество образования в вузе или их выбор вуза и направления подготовки. Среди учащихся, удовлетворенных качеством образования, 55% не применяли нечестные практики, а среди недовольных уровнем обучения — 34%.
Большинство студентов оправдывают списывание, если есть опасения забыть материал (75%), если курс считается бесполезным для будущей профессии (64%), а также в случае нехватки времени на подготовку (63%). Моментами, сдерживавшими обман, были названы стремление получить навыки, необходимые для будущей работы (66%), чувство стыда (51%) и особенности воспитания (57%). 44% студентов считают списывание нормой еще со школы.
Данные исследования подтверждают высокую распространенность нечестных практик у студентов: около половины из них периодически списывают домашние задания, 19% регулярно этим занимаются.
Для снижения уровня академического мошенничества авторы рекомендуют инвестировать в сервисы поддержки неуспевающих студентов, среди которых риск списывания выше, — например, в поддерживающие курсы, менторство и тьюторство. Также успешной борьбе с плагиатом будет способствовать аргументированное обоснование смысла и ценности преподаваемых курсов, их важности для будущей работы.
Одновременно для снижения масштаба академического мошенничества необходимо внедрять практики активного обучения, вовлекающие студентов в образовательный процесс, а также создавать условия для индивидуализации обучения, увеличивать набор дисциплин, доступных для самостоятельного выбора, обучать профессорско-преподавательский состав новым методикам обучения, способным заинтересовать студентов.
Почему студенты списывают (и как их от этого отучить)
14 сентября 202214 сен 2022
151
2 мин
5