Совершенно очаровательная и полная как юмора, так и подлинной драмы стихотворная пьеса. Автор не побоялся во времена популярности игры с формой целиком сосредоточиться на содержании и создать несколько старомодное, но обреченное на популярность произведение. И пусть злопыхатели называли "Сирано де Бержерака" вторичной поделкой (ежели что, имелась в виду именно "поделка", а не "подделка") и откатом назад в угоду низменным вкусам толпы. Зритель-то чувствовал разницу между попсой и обращением к вечным ценностям.
Действие пьесы разворачивается в 1640 году. Знаменитый дуэлянт, острослов и поэт Сирано де Бержерак тайно влюблен в свою кузину. Однако, всерьез комплексуя по поводу своего большого носа, не решается открыться. И дожидается того, что девушка влюбляется в другого, красавчика Кристиана. В сердцах красавица бросает фразу, что без Кристиана ей не жить.
Сирано принимает это слишком всерьез и, скрепя сердце, решает помочь молодой паре воссоединиться. Роксана берет с кузена слово, что тот присмотрит за молодым дворянином, поступившем на службу в тот же полк.
Кристиан оказывается отважен и добр, хотя и не слишком умен, и вызывает симпатию у главного героя. Сирано решает угодить кузине и сделать из юноши идеального возлюбленного, одолжив тому собственное остроумие и поэтический дар: "Я буду разум твой, ты — красота моя". Втайне его греет мысль, что, сама того не зная, Роксана будет отчасти любить и его. Заканчивается эта авантюра неожиданно и печально.
Надо сказать, что пьеса - по сути биография. Существовал реальный Сирано де Бержерак, бретер, философ и писатель, с похожим характером и судьбой. И даже увлечением луною. Кстати, внесшим весомый вклад в литературу (кое-что переведено и на русский, сейчас как раз читаю "Иной свет"). Ростан лишь придал прототипу больше романтических черт и "подарил" влюбленность в Роксану. В результате книжный Бержерак вышел настолько удачным, что полностью затмил оригинал.
Немало успеху пьесы способствовал и удачный выбор актера на главную роль: для Бенуа-Констан Коклена "Сирано де Бержерак" стал вершиной театральной карьеры.
"У Коклена он был прежде всего гасконский бреттер, богема с острой шпагой, острым умом, острым языком. Коренастая фигура, заносчивая посадка головы, вздернутый кверху знаменитый нос трубой, хулиганство в движениях, находчивость гавроша в речи. Уже потом вы узнаете, что острословие этого веселого солдата доходит до степени большого литературного таланта. Во всяком случае, вы понимаете, что вояка этот, между прочим, и поэт в часы досуга, потому что богатое воображение не умещается в обыденной шутливости"
(А.В. Луначарский)
"Сирано де Бержерак" - небольшая по объему пьеса, написанная так увлекательно, что читается влет. Герои живые, нет откровенных злодеев, характеры развиваются. Хулигански автор вводит в эпизодическое действие даже Д'Артаньяна, отдавая тем самым дань уважения знаменитому роману А. Дюма (учитывая, что примерно в те же годы жил и настоящий Д'Артаньян, никакого анахронизма).
Кстати, и сам полк Бержерака - гасконский, внушающий опасливое уважение и друзьям, и особенно недругам. Прозвучит и имя Ришелье, и даже предложение поступить к нему на службу.
Второстепенные персонажи также выписаны ярко и запоминаются: сластена дуэнья, пьяница Линьер, кухмистер-поэт Рагно и его легкомысленная жена Лиза, неоднозначный граф де Гиш...
Начинаясь как комедия, к концу произведение практически превращается в драму. Герои взрослеют, умнеют, меняются. Легкомысленная и хитрая кокетка Роксана, в начале пьесы плененная внешностью Кристиана и уверенная, что "так же он умен, как и хорош собой. Возможно ль глупым быть при красоте подобной?", всегда понимала, что:
"Мне глупость не была по вкусу никогда,
И красотой одной своею
Вы не могли б меня пленить, сознаюсь в том,
Как и без красоты — одним своим умом".
Однако впоследствии Роксана приходит к выводу, что внешность - ничто перед возвышенной душой, которую она готова любить даже в обезображенном теле.
Сам Кристиан сначала без труда, даже с радостью согласился на обман, лишь бы завоевать красавицу. Он уверен, что, стоит той влюбиться, как ум станет неважен:
"Я понял наконец, что ею я любим.
И с ней заговорю по-своему и смело.
....
Но даже если все и не смогу сказать я,
Зато сумею сам схватить ее в объятья!"
Увы, по одежке только встречают, и без помощи Сирано завоевать своенравную красавицу оказывается невозможным. Впоследствии, узнав, что Роксане стала безразлична его красота, юноша готов открыть истинный источник красноречия, пусть даже ценой потери возлюбленной:
"О! Я несчастен глубоко.
Но я хочу, чтобы меня любили
За самого меня".
Ему больше не нужна победа любой ценой.
Еще один важный герой, вечный соперник Кристиана и Сирано, - граф де Гиш, влюбленный в Роксану. Он отнюдь не классический злодей (помним, пьеса-то написана не в средневековье, и Ростан, конечно, умело использовал достижения современной ему литературы). Граф женат, но готов воспользоваться своими властью и положением, чтобы добиться красавицы. Де Гиш то пытается навязать Роксане подставного мужа, то отправляет на верную смерть соперников. Однако и в нем есть положительные черты: храбрость, острый ум, гордость, умение признать достоинства даже в противнике:
Самый же интересный персонаж, безусловно - сам Сирано де Бержерак, осознанно живущий так, как многие не осмеливаются и мечтать. Ему не нужно ни почестей, ни денег, ни теплого местечка, если ради так называемых материальных благ придется хоть на йоту поступиться собственной свободой и возможностью говорить и делать то, что вздумается. Можно назвать программным его монолог "О нет! Благодарю!" (привожу отрывок):
Недаром Сирано сравнивают с Дон Кихотом: его постоянные демарши напоминают борьбу с ветряными мельницами. Герой прекрасно понимает сходство и гордится им. Как человеку умному, Сирано очевидна бессмысленность его борьбы не столько с конкретными людьми, сколько с общечеловеческими недостатками: ложью, подлостью, предрассудками, глупостью...
"Я знаю, что меня сломает ваша сила,
Я знаю, что меня ждет страшная могила,
Вы одолеете меня, я сознаюсь…
Но все-таки я бьюсь, я бьюсь, я бьюсь!"
Сирано не понимают и боятся враги... и даже друзья! Он одновременно и привлекает, и отталкивает своей неспособностью идти на компромиссы, неестественной в любом социуме честностью, что причудливо сочетается с взрывным нравом, обидчивостью, позерством, любовью к хорошей драке и едким шуткам.
Единственная область, где герой уступает без боя - любовь. Тут из Дон Кихота Сирано превращается в рыцаря, беззаветно служащего прекрасной даме. До самого конца он остается верен своей любви (хотя и тут ставит честь и дружбу выше возможности личного счастья).
Может показаться странным, что такой человек, как Сирано, решился обманывать любимую женщину. Однако разве Роксана оставила ему выбор, громко заявив, что умрет без Кристиана? А если на поверку Кристиан окажется глупцом, то она якобы также не переживет такого разочарования?
Конечно, Бержерак преследовал и личные мотивы, желая самому себе доказать, что уродливый нос - единственное, что мешает ему быть любимым. А душа и талант вполне достойны первой красавицы. И все же, прежде всего, он заботится о Роксане, а затем и о Кристиане, не желая очернять его доброе имя. Явить свои чувства Сирано решается лишь перед самым концом, да и то скорее случайно, долго отрицая очевидное. Долгие годы хранить тайну, открыв которую, можно было бы вмиг стать счастливым, - поступок Дон Кихота, житейски не мудрый, непонятный, ненужный. Но зато это так в духе Сирано: не позволить себе ничего, что могло бы выставить в дурном свете Кристиана, не способного постоять за себя!
Сирано де Бержерак - очень яркий, запоминающийся и неоднозначный характер, одновременно и пленяющий, и отталкивающий, балансирующий на грани безумия. Он - как яркая звезда, которой можно без устали любоваться издали, но которая ослепляет вблизи... Нет, даже не звезда - Поэт, превративший саму свою жизнь в поэзию и нигде не сбившийся с размера, не потерявший ни единой рифмы до самого конца.
Безусловно, этот персонаж запомнится надолго и точно войдет в галерею самых ярких литературных образов.
P.S.: "Сирано де Бержерак" был многократно поставлен и экранизирован. Одной из самых удачных экранизаций для меня стал французский фильм 1990 года с Жераром Депардье в главной роли. Именно так я теперь и представляю главных героев пьесы.
P.P.S.: Ну а любителям пощекотать нервишки можно попытаться посмотреть более современную версию от Джо Райта "Сирано" (2021), где Кристиана играет негр, а Бержерака - карлик. А еще все танцуют и поют. Я не осилила, но после такого многообещающего начала там обязательно должны быть геи.