Найти в Дзене
Евгений Орлов

До присяги.

Из цикла “Сегодняшний курсант”.

Police academy 2
Police academy 2

После поступления в университет и до принятия присяги проходит около двух месяцев. Учащегося на этом этапе правильно называть слушателем. А уж после принятия присяги — курсантом. События этого отрезка времени станут темой настоящего повествования, которое является продолжением рассказа “Фуражка”.

Самое первое, что отличает учёбу в данном ВУЗе от гражданских учебных заведений — это режим секретности. По этой причине, в частности, активность в соцсетях не приветствуется категорически. Потому в тексте нет ни актуальных названий, ни имён, ни фотографий. Иллюстрации юмористического характера относятся к ряду иронических ассоциаций без прямой связи с содержанием. А сам текст можно считать чистым вымыслом автора, при полном отсутствии у оного склонности фантазировать.

Итак, секретность, в первую очередь, относится к процессу обучения. Как выработать дисциплину, ответственность, профессионализм, патриотизм? Не могу удержаться от шутки, во многом основанной на реальности — строевыми, конечно! …а также изучением философии, юриспруденции, истории; тренировками по огневой подготовке, кроссами на улице и единоборством в спортзале… Этакий суп из топора.

На метаморфозах с воспитанниками я хочу заострить внимание читателя. Метаморфоз в биологии — это основательное преобразование формы и структуры в ходе развития организмов. Метаморфизм — термин геологии, свойственен горным породам. Метаморфозы применяются с давних пор в литературе. Например, в Библии (Римлянам 12:1). Трансформация мышления способна изменить образ жизни человека — так проповедовал святой апостол Павел. Как преобразовать образ мысли воспитанника, чтоб он стал носителем и проводником идеи Русского мира? Того мира, которым порой стыдят россиян и пугают западного обывателя.

Рассказ мой будет в форме притчи.

Случилось это в один из самых первых дней бытия Михаила первокурсником.

Танкист, майор пребывал в командировке. Необходимость привела его в столицу из Донбасса. Там идёт жестокая война. В Москве то же самое называется специальной военной операцией и течёт мирная жизнь. Майор в новеньком “камуфляже” сидел на скамейке на перроне одного из железнодорожных вокзалов. Возможно, он размышлял о разнице во взглядах на украинские события. Думал о главной несправедливости: одна часть народа терпит лишения, рискует жизнью, гибнет, в то время как другая сидит в ресторанах, празднует и подчас сетует об утраченных возможностях путешествовать по миру, об утраченных элементах комфорта. При этом так модно рассуждать о ходе военных действий, “болеть за наших” и при случае (и даже без) восклицать “своих не бросаем”...

В эту самую минуту задумчивости, если не сказать печали, его призрел наш герой, который напротив, был в самом приподнятом настроении. У него всё складывалось самым лучшим образом. Именно так, как он мечтал и планировал. Он в новой, с иголочки форме… а раз так, то обязан приветствовать старшего по званию.

Озорная мысль в голове: "Поприветствую по форме и сделаю это непременно так, что незнакомый майор улыбнётся и взбодрится!". Ноги уже несли к той скамейке, ничего что в обратную сторону от нужного направления, от домашнего ужина. За три шага берцы твёрдо отстучали по брусчатке строевым маршем. Вытянувшись по стойке смирно и приложив руку к виску под форменным головным убором, юноша громко и отчётливо произнёс:

— Здравия желаю, товарищ майор! — недавние строевые не прошли даром.

Тот, при приближении курсанта сбросил гнёт своих мыслей. С интересом наблюдал за разворачивающейся церемонией. Поднялся. По выражению его лица было видно, что пытается опознать молодого человека. Но тщетно, не знакомы.

— Здравия желаю, товарищ курсант!

Неловкие секунды повисли в воздухе. Курсант не уходил. Стоял, улыбался. Офицер невольно улыбнулся в ответ. Потом обычные фразы "за жизнь", обмен самой общей буднишней информацией. Несколько минут вместе, и подошла электричка. Майор зашёл в "Иволгу". Михаил остался на перроне. Расстались навсегда. Электричка унесла военного, он улыбался. Не лицом улыбался, глазами…

-2

А вот отрывок из романа “Юнкера” Александра Ивановича Куприна: "Веселило чувство красивого, ловко пригнанного, туго обтянутого мундира. Свежие тесные белые перчатки радовали руки и зрение. «Кому первому придется отдать честь?» — задумал Александров, и тотчас же из узкого переулка навстречу ему вышел артиллерийский поручик. Александров тотчас же быстро приложил руку к бескозырке. Но артиллерист, мило улыбнувшись, принял честь и сказал:

— Опустите руку, господин юнкер. Ну, что? Я ошибаюсь или нет? Вы сегодня принимали присягу? Правда?

— Так точно, господин поручик. Как вы могли узнать?

— Ах, очень просто. По выражению лица. Я как увидел вас, так и сделал себе такое же лицо, и сразу подумал: вот такое выражение было у меня после присяги. И даже в том же милом Александровском училище. Ну, желаю вам всего хорошего. С богом!

Они крепко пожали друг другу руки и разошлись в разные стороны. «Какой, однако, душка этот маленький артиллерист», — с умилением подумал Александров."

Трудно не увидеть аналогии в представленных сюжетах .

Я далёк от фантазий. Уверен, что и Куприн свой случай не выдумывал. Таков пример преемственности, проявления Русского мира.

Остаюсь наблюдать за метаморфозом. Посему пребывайте настроенными на волне, продолжение непременно будет.

21 сентября 2022 года.

Предыдущий — рассказ "32-е АВГУСТА". Продолжение — очерк "Присяга".