Найти тему
РРТ-Аукцион

История и эволюция автомобильного топлива

Оглавление

92, 95, 98, 100 - если вам о чем-то говорят эти цифры, значит, вы попали на наш канал не зря. Сегодня расскажем, откуда взялся бензин и какой исторический путь он прошел, чтобы попасть в современные бензоколонки. Присаживайтесь поудобнее!

История автомобильного топлива

Первый двигатель внутреннего сгорания изобрел в 1876 году Николаус Отто - это скажет любой восьмиклассник после нескольких уроков физики. И пусть с тех пор мало изменилась схема работы, его нельзя назвать идентичным современному хотя бы по одной причине - топливо. Двигатель Отто работал на светильном газе. Это значит, что топливо хранилось в больших баллонах, и дозаправка было делом не из легких. К тому же, изобилия светильного газа не было: в России, например, было всего 2 завода по его производству. Именно поэтому область применения такого двигателя была узкой, и для транспорта он не подходил.

Тогда один из сотрудников компании Николауса Отто, Готтлиб Даймлер решил взять дело в свои руки и представил свою разработку - бензиновый двигатель. По закону жанра руководитель проект отверг, тогда Даймлер нашел союзника среди коллег, Вильгельма Майбаха, и вместе они уволились и продолжили опыты, создав в 1885 году первый в мире двигатель, работающий на бензине. Даймлер, Майбах… - знакомые фамилии, не правда ли? Да, это те самые основатели концернов Daimler-Motoren-Gesellschaft (DMG) и Maybach-Motorenbau GmbH, которые являются “отцами” брендов Mercedes-Benz и Maybach.

-2

Однако история бензина началась задолго до этого. Еще в 1745 году в Ухте (Россия) проводились опыты с нефтью и был построен первый завод по её очистке. Технология была проста и напоминала современный самогонный аппарат: в печь ставили котел с трубкой, которая вела в пустую бочку. Нефть нагревалась, попадала в трубку и по “дороге” охлаждалась, проходя через воду. Очищенную нефть использовали преимущественно в бытовых целях: для лампадок. Родоначальником бензина же является Майкл Фарадей - тот самый англичанин, открывший электромагнитное поле. На правах химика и физика-экспериментатора он проводил много опытов с соединениями углерода и водорода, пока в 1825 году не выделил одно, способное быстро загораться. Нефть для своего открытия он привозил из Малой Азии.

Время шло, бензин совершенствовался: химики находили способы повысить его КПД и увеличить количество готового топлива. Именно это подтолкнуло Даймлера и Майбаха к их изобретению, которым они, вероятно, неосознанно, объявили “войну” американским коллегам. В США еще в 1826 году создали двигатель, работающий на спирте и скипидаре, а в 1896 (через 7 лет после выпуска автомобиля Даймлером) Генри Форд использовал его в своем первом автомобиле.

-3

Для фермерской Америки спирт - более доступное топливо, чем бензин, поэтому их противостояние продолжается до сих пор. Время от времени позиции менялись: открыли нефтедобычу в Техасе - стоимость бензина стала ниже спирта, ввели государственные льготы для сельского хозяйства - спирт стал выгоднее, случился неурожай или сухой закон - опять на вершине бензин и т.д. Даже сегодня есть страны, где автомобили ездят на этаноле или смеси бензина и этанола. В основном это США и страны Латинской Америки, куда импортировать нефть дорого. К тому же, Россия и страны Европы климатически не приспособлены к использованию спирта в качестве топлива: в холоде он ведет себя капризно.

Эволюция способов продажи топлива

Еще 120 лет назад автомобиль был роскошью и скорее исключением, чем правилом, поэтому централизованная продажа топлива была не так необходима. Однако сохранились записи немецких путешественников начала XX века, которые в каждом населенном пункте по пути следования сталкивались с проблемой найти бензин. Они свидетельствуют о том, что топливо продавалось в небольших объемах и преимущественно в аптеках или у врачей.

Первая заправочная станция для автомобилей появилась в 1907 году в Сиэтле (США), её открыла компания “Standard Oil of California”. Выглядело это так: 1-2 бочки, в которых хранится топливо, из них - шланг, по которому топливо попадает в баки автомобилей. Активным временем развития заправок можно назвать 20-30-е годы XX века: с 1921 до 1929 гг. их число выросло почти в 12 раз, они стали оснащаться комнатами отдыха и удобными подъездами, в продаже появились дополнительно запчасти, а в 30-х мир потрясло новое изобретение - колонки с электродозаторами.

-4

Интересно, что в Европе и США заправочные станции открывались на базе магазинов и придорожных кафе: топливо - лишь дополнительный товар. Именно в таком формате они функционируют и до сих пор. В России же ситуация зеркальная: АЗС - основное предприятие, а магазин - дополнение, которого может и не быть.

История топлива и АЗС в России

Первая автомобильная заправка появилась в России (а точнее, в Российской империи) в 1911 году, а в 1914 году их количество увеличилось до ~440 станций. Активный рост автовладельцев пришелся на 50-е гг.: автомобиль все еще роскошь, но уже более доступен, чем до войны. В связи с этим развивается и топливо: к 60-м гг. в ассортименте на АЗС бензин с октановым числом 66, 72, 76 и ДТ.

Следующий виток развития - появление первого массового автомобиля “Жигули” в 1970 году. Новинка способствовала увеличению количества станций и появлению бензина А-92, который предназначался именно для этой модели.

Увлечение космосом не прошло мимо: во многих городах СССР в 70-е гг. строили такие заправочные станции, напоминающие НЛО
Увлечение космосом не прошло мимо: во многих городах СССР в 70-е гг. строили такие заправочные станции, напоминающие НЛО

Все АЗС в СССР делились на “государственные” и “частные”. Разумеется, все из них принадлежали государству, но на первых имели право заправляться только автомобили предприятий, а на вторых - простые жители. Бензин для компаний предоставлялся по карточкам: его месячный объем был строго ограничен, и расширить лимит было делом не из легких. Для “частников” все было проще: заправиться можно было за наличку и в любом объеме (да, несколько раз пытались вводить распределительную систему и тут, но даже тогда талоны продавались без ограничения в продуктовых магазинах). Цена топлива составляла в среднем 8 копеек за литр. Когда появился бензин А-92, он считался очень дорогим: 20 копеек за литр.

К 1980-м годам появился еще один вид талона: для иностранцев. Зарубежные автомобили ездили уже по большей части на бензине А-95, а в СССР он был в дефиците, присутствовал не на всех заправках, и продавался только тем, кто приехал на своей машине из другой страны. Станции, где разливался этот бензин, были более современными, благоустроенными и клиентоориентированными - нельзя было ударить в грязь лицом перед гостями страны.

От талонной системы стали постепенно отходить с момента Олимпиады в Москве: сначала на наличный расчет перешли несколько АЗС в столице, позже к ним подключились остальные станции по стране. Государственный же транспорт “продержался” на талонах вплоть до 1990-х гг. После распада СССР также исчезло разделение на “государственные” и “частные” заправки и монополия государства на АЗС. Именно с этих пор стали появляться по-настоящему частные заправочные предприятия (в т.ч. иностранные), которые стремительно эволюционировали от контейнерных до тех, что мы привыкли видеть на дорогах: с кафе, магазинчиками, зелеными зонами и даже станция техобслуживания.

Первая в СССР иностранная АЗС
Первая в СССР иностранная АЗС

Хотите знать больше об авто- истории и современности? Подписывайтесь на канал РРТ-Аукцион: мы публикуем самое интересное!