Найти тему

Что такое дизартрия?

Оглавление

Дизартрия - это одно из самых частых нарушений речи.

Каждая клиническая форма дизартрии требует специфиче­ских приемов логопедической коррекции, а для этого необхо­дима их патогенетическая диагностика.

Патогенез, то есть механизм этих расстройств речи обуславливается различными очаговыми поражениями мозга:

  • стволовыми, вызывающими вялый и спастический паралич (бульбарная и псевдобульбарная дизартрия);
  • пирамидными со спастическим параличом (псевдобульбарная дизартрия);
  • стволово- подкорковыми с нарушениями мышечного тонуса и гиперкинезами (различные подкорковые формы дизартрии);
  • подкорково-мозжечковыми с расстройствами речевой просодии (подкорковые и мозжечковые формы дизартрии);
  • корковыми с артикуляторной апраксией («кинестетическая» и «кинетиче­ская» артикуляторная апраксия).
  • Нередко наблюдаются слож­ные полипато генетические формы дизартрии.

(Мы все это подробно разберем, если вам будет интересно - обязательно пишите в комментариях).

ВАЖНО: Если перечисленные дизартрические расстройства развива­ются после завершения формирования у ребенка речи, то они проявляются только дизартрией (то есть останутся только проблемы с произношением).

Если же развитие речи еще не закончено (до 3 лет) , то дизартрия станет базой для системных задержек развития восприятия и понимания речи, навыков чтения и письма, а также общего психического развития ребенка.

Разнообразные системные нарушения речи и психики нередко соче­таются с педагогической запущенностью ребенка.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ: дизартрия — это расстройство говорения вследствие различных очаговых поражений мозга, поэтому она включает в себя расстройства не только артикуляции, но и речевого дыхания, голосообразования и просодии.

Несмотря на несомненные успехи в изучении проблемы дизартрии, само это понятие остается еще довольно расплывчатым и мало определенным. Практические врачи по-прежнему понимают под дизартрией
невнятную, смазанную, мало разборчивую речь, обусловленную стволово-подкорковыми очаговыми поражениями мозга.

КАК ОПРЕДЕЛЯЮТ ФОРМУ ДИЗАРТРИИ?

Тонус мыщц

Для большинства форм дизартрии характерно изменение мышечного тонуса речевой мускулатуры.

1. Гипотония в речевой мускулатуре обычно сочетается с ги­потонией и слабостью скелетных, мимических и жевательных мышц. Язык тонкий, распластанный в полости рта, губы вялые, отсутствует возможность их плотного смыкания, в силу этого рот постоянно полуоткрыт, выражена гиперсаливация (повышенное слюнотечение).

Обратите внимание на Патрика: рот открыт, слюна течет,  губы вялые - плотно не смыкаются. Язык при гипотонусе тонкий, распластанный в полости рта.
Обратите внимание на Патрика: рот открыт, слюна течет, губы вялые - плотно не смыкаются. Язык при гипотонусе тонкий, распластанный в полости рта.

2. При спастичности артикуляционных мышц отмечается по­стоянное повышение тонуса в мускулатуре языка и губ. Язык в полости рта напряжен, спинка его спастически изогнута, кон­чик не выражен, язык оттянут кзади. Губы спастически напря­жены. Активные движения в артикуляционной мускулатуре резко ограничены.

Сравните гипотонус Патрика и гипертонус Губки Боба. У губки изогнутый напряженный язык, оттянут кзади. Губы напряжены.
Сравните гипотонус Патрика и гипертонус Губки Боба. У губки изогнутый напряженный язык, оттянут кзади. Губы напряжены.

3. Смешанный характер и вариабель­ность нарушений мышечного тонуса как в скелетной, так и в артикуляционной мускулатуре, но во всех случаях имелось определенное соответствие этих нарушений (Меняющийся тонус артикуляционных мышц).

Нарушение голоса

Следующей характерной особенностью дизартрии является наруше­ние голоса, что в значительной степени зависит от патологи­ческого состояния мышц гортани, особенно перстне-щитовидных, натягивающих истинные голосовые связки. При поражении этих мышц голос становится слабым, немелодич­ным.

Для возникновения голоса большое значение имеет вибрация голосовых связок. При слабости и паретичности мышц го­лосового аппарата вибрация голосовых связок нарушается, поэтому сила голоса становится минимальной. Спастическое сокращение мышц голосового аппарата иногда полностью исключает возможность вибрации голосовых связок.

Про­цесс же образования звонких согласных (б, в, г, д, з, ж, л, м, н, р) связан с возможностью вибрации голосовых связок. Поэтому патологические состояния мышц голосового аппа­рата могут быть причиной нарушения произношения звон­ких согласных и замены их на глухие, артикуляция кото­рых осуществляется при не сомкнутых и не колеблющихся голосовых связках (к, п, т, с, ф и др.).

Нарушения голосообразования при дизартриях определя­ют необходимость при проведении речевой терапии особое внимание уделять постановке голоса и отдельных звуков.

Нарушения дыхания

Для нормального функционирования голосового аппара­та необходимо определенное соответствие напряжения мышц, осуществляющих вдох и формирующих выдох.

Клинически нарушения дыхания у детей с церебральны­ми параличами проявляются в расстройствах ритма и глу­бины дыхания, в нарушении координации между артику­ляцией и дыханием. В момент речи дыхание учащается, после произнесенного звука ребенок делает судорожный вдох. В некоторых случаях нарушения дыхания отмечают­ся и независимо от речи, но всегда в момент речи эти нару­шения резко усиливаются. Особенно страдает у детей с це­ребральными параличами возможность активного выдоха. Несмотря на постоянно полуоткрытый рот, они выдыхают через нос, произвольное выдыхание через рот часто являет­ся невозможным. Дыхательные нарушения особенно выра­жены у больных с тяжелыми формами церебрального пара­лича.

Важным этапом речевой терапии является работа над дыханием. Эту работу начинают с первых месяцев жизни больного ребенка, что имеет большое значение прежде всего для его общего соматического состояния, а также для сти­муляции первых звуков.

Оральная апраксия

У детей с церебральными параличами часто выявляется апраксия артикуляционных мышц. При дизартрии выявле­ние апраксии нередко затруднено из-за параличей и парезов артикуляционных мышц и нарушений мышечного тонуса. Апраксия речевой мускулатуры способствует еще больше­му ограничению объема движений в артикуляционных мышцах. Уменьшение проявлений апраксии возможно, и происходит по мере развития всей речедвигательной функциональной системы.

Очень важным разделом речевой терапии является рабо­та над развитием орального и ручного праксиса (артикуляционная гимнастика и мелкая моторика рук).

Важным разделом речевой терапии является правильна организация логопедических занятий: стремятся не допустить чрезмерных усилий ребенка, которые могут способство­вать диффузному повышению мышечного тонуса как в ске­летной, так и в речевой мускулатуре. Успехи речевой терапии дизартрии во многом зависят от раннего начала ло­гопедических мероприятий, поэтому ранняя диагностика ди­зартрии имеет очень большое значение.

пульс