Дизартрия - это одно из самых частых нарушений речи.
Каждая клиническая форма дизартрии требует специфических приемов логопедической коррекции, а для этого необходима их патогенетическая диагностика.
Патогенез, то есть механизм этих расстройств речи обуславливается различными очаговыми поражениями мозга:
- стволовыми, вызывающими вялый и спастический паралич (бульбарная и псевдобульбарная дизартрия);
- пирамидными со спастическим параличом (псевдобульбарная дизартрия);
- стволово- подкорковыми с нарушениями мышечного тонуса и гиперкинезами (различные подкорковые формы дизартрии);
- подкорково-мозжечковыми с расстройствами речевой просодии (подкорковые и мозжечковые формы дизартрии);
- корковыми с артикуляторной апраксией («кинестетическая» и «кинетическая» артикуляторная апраксия).
- Нередко наблюдаются сложные полипато генетические формы дизартрии.
(Мы все это подробно разберем, если вам будет интересно - обязательно пишите в комментариях).
ВАЖНО: Если перечисленные дизартрические расстройства развиваются после завершения формирования у ребенка речи, то они проявляются только дизартрией (то есть останутся только проблемы с произношением).
Если же развитие речи еще не закончено (до 3 лет) , то дизартрия станет базой для системных задержек развития восприятия и понимания речи, навыков чтения и письма, а также общего психического развития ребенка.
Разнообразные системные нарушения речи и психики нередко сочетаются с педагогической запущенностью ребенка.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ: дизартрия — это расстройство говорения вследствие различных очаговых поражений мозга, поэтому она включает в себя расстройства не только артикуляции, но и речевого дыхания, голосообразования и просодии.
Несмотря на несомненные успехи в изучении проблемы дизартрии, само это понятие остается еще довольно расплывчатым и мало определенным. Практические врачи по-прежнему понимают под дизартрией невнятную, смазанную, мало разборчивую речь, обусловленную стволово-подкорковыми очаговыми поражениями мозга.
КАК ОПРЕДЕЛЯЮТ ФОРМУ ДИЗАРТРИИ?
Тонус мыщц
Для большинства форм дизартрии характерно изменение мышечного тонуса речевой мускулатуры.
1. Гипотония в речевой мускулатуре обычно сочетается с гипотонией и слабостью скелетных, мимических и жевательных мышц. Язык тонкий, распластанный в полости рта, губы вялые, отсутствует возможность их плотного смыкания, в силу этого рот постоянно полуоткрыт, выражена гиперсаливация (повышенное слюнотечение).
2. При спастичности артикуляционных мышц отмечается постоянное повышение тонуса в мускулатуре языка и губ. Язык в полости рта напряжен, спинка его спастически изогнута, кончик не выражен, язык оттянут кзади. Губы спастически напряжены. Активные движения в артикуляционной мускулатуре резко ограничены.
3. Смешанный характер и вариабельность нарушений мышечного тонуса как в скелетной, так и в артикуляционной мускулатуре, но во всех случаях имелось определенное соответствие этих нарушений (Меняющийся тонус артикуляционных мышц).
Нарушение голоса
Следующей характерной особенностью дизартрии является нарушение голоса, что в значительной степени зависит от патологического состояния мышц гортани, особенно перстне-щитовидных, натягивающих истинные голосовые связки. При поражении этих мышц голос становится слабым, немелодичным.
Для возникновения голоса большое значение имеет вибрация голосовых связок. При слабости и паретичности мышц голосового аппарата вибрация голосовых связок нарушается, поэтому сила голоса становится минимальной. Спастическое сокращение мышц голосового аппарата иногда полностью исключает возможность вибрации голосовых связок.
Процесс же образования звонких согласных (б, в, г, д, з, ж, л, м, н, р) связан с возможностью вибрации голосовых связок. Поэтому патологические состояния мышц голосового аппарата могут быть причиной нарушения произношения звонких согласных и замены их на глухие, артикуляция которых осуществляется при не сомкнутых и не колеблющихся голосовых связках (к, п, т, с, ф и др.).
Нарушения голосообразования при дизартриях определяют необходимость при проведении речевой терапии особое внимание уделять постановке голоса и отдельных звуков.
Нарушения дыхания
Для нормального функционирования голосового аппарата необходимо определенное соответствие напряжения мышц, осуществляющих вдох и формирующих выдох.
Клинически нарушения дыхания у детей с церебральными параличами проявляются в расстройствах ритма и глубины дыхания, в нарушении координации между артикуляцией и дыханием. В момент речи дыхание учащается, после произнесенного звука ребенок делает судорожный вдох. В некоторых случаях нарушения дыхания отмечаются и независимо от речи, но всегда в момент речи эти нарушения резко усиливаются. Особенно страдает у детей с церебральными параличами возможность активного выдоха. Несмотря на постоянно полуоткрытый рот, они выдыхают через нос, произвольное выдыхание через рот часто является невозможным. Дыхательные нарушения особенно выражены у больных с тяжелыми формами церебрального паралича.
Важным этапом речевой терапии является работа над дыханием. Эту работу начинают с первых месяцев жизни больного ребенка, что имеет большое значение прежде всего для его общего соматического состояния, а также для стимуляции первых звуков.
Оральная апраксия
У детей с церебральными параличами часто выявляется апраксия артикуляционных мышц. При дизартрии выявление апраксии нередко затруднено из-за параличей и парезов артикуляционных мышц и нарушений мышечного тонуса. Апраксия речевой мускулатуры способствует еще большему ограничению объема движений в артикуляционных мышцах. Уменьшение проявлений апраксии возможно, и происходит по мере развития всей речедвигательной функциональной системы.
Очень важным разделом речевой терапии является работа над развитием орального и ручного праксиса (артикуляционная гимнастика и мелкая моторика рук).
Важным разделом речевой терапии является правильна организация логопедических занятий: стремятся не допустить чрезмерных усилий ребенка, которые могут способствовать диффузному повышению мышечного тонуса как в скелетной, так и в речевой мускулатуре. Успехи речевой терапии дизартрии во многом зависят от раннего начала логопедических мероприятий, поэтому ранняя диагностика дизартрии имеет очень большое значение.