Найти тему

Что скрывается за словами: Не хочу в школу...

В предыдущей статье мы с вами разбирали, как быть нам и как помочь ребёнку в такой ситуации, когда впервые дни сентября возникают проблемы и нежелание идти в садик или школу.

Начну с того, что напомню вам разницу в психо-эмоциональном статусе ребёнка и взрослого:

  • ребенок переключается на учебный режим значительно дольше, чем мы с вами. Этому объективно способствуют возрастные особенности готовности организма регулировать и контролировать свои мысли, чувства, эмоции и умение управлять своей волей, а ещё важно помнить, что логисемкое мышление только формируется у младших школьников. Это значит, что понять и принять к действию ситуацию о начале учебного года, новом режиме дня, новой форме организованного поведения - это СЛОЖНО ребёнку в силу готовности его органических систем - это первое! Поэтому начинаем готовить ребёнка к этим изменениям за месяц: обсуждаем и организуем режим дня. Только ежедневные повторяющиеся ритуалы могут снять напряжение и отторжение к новым условиям, то есть снизить уровень стресса.
  • Малыш - даже в третьем классе, может уставать от уроков и уже к четвергу почувствовать усталость и головные боли. И это можно объяснить:
  1. изменяется двигательный режим (сидит дольше, концентрирует свое внимание на учителе, может не понимает содержание урока, а значит злится, обижается и зажимается, мышечный зажим вместе с тяжёлым ранцем - не самая лучшая история!)
  2. повышается количество контактов (учителя, директор, школьная линейка, дети вокруг: а если я скромный или наоборот привык быть первым, это стресс ! ведь дети вокруг не знают о наших привычках, как мне комфортно и удобно общаться...) И вот молодой организм находится в пучине броунского движения таких же детей, в котором постоянно кто-то притягивается или отталкивается. Это не каждый взрослый выдержит, а тут ребёнок после семейного, домашнего лета у бабушки, да с друзьями, но они же были его и он был у себя дома, а сейчас - обязывает ещё и пространство, да и диктует определённое поведение.
  3. И всё это значит, что нужно отслеживать, контролировать, анализировать и согласно всему этому Реагировать. И конечно, все взрослые при этом напоминают: "Ты помнишь, зачем ты вообще пришел в школу!? - извечный вопрос учителей и родителей - сродни многих риторических. Только мы с вами не думаем: "ЧТО ДЕЛАТЬ? А СУДЬИ КТО?" - когда слышим это, а вот ребёнок привык воспринимать вопрос, как пусковой крючок к анализу и ответу, а ведь так сложно честно сказать : "потому что вы привели меня сюда... и это вы сказали, что так надо, потому что все так делают... А мне не нравится здесь воооообщеее.." Тоесть над ребёнком давлеет ещё и ответственность и необходимость соответствовать ожиданиям и нормам.

Что же мы видим: во всех жизненных сферах у ребёнка с началом года наступает ситуация напряжения! Коммуникация, Учебная деятельность, Организация своего поведения и реагирования - это все работа от которой реюенок отвык за три летних месяца.

Вспомните себя при смене работы, новых отношениях, необходимости влиться в новый коллектив - это и правда не просто и требует определённых ресурсов и энергетических затрат. Навряд ли многие скажут, что это весело, забавно и очень наполняет позитивом. Бузусловно, взрослый человек должен и способен найти положительные аспекты в сложных ситуациях, вот этой способностью мы и отличается от наших детей. Они просто ещё не готовы к таким сложным многозадачным комбинациям - а мы, если признаемся себе честно, - часто ЖДЕМ от них именно этого поведения. Что скромничать, мы же ещё и ТРЕБУЕМ : "Возьмись за ум, сколько можно,... все лето бездельничал . . . собирись...

И вот ситуация сентября изнутри: Миша устал ощущать напряжение, контролировать, сосредотачиваться, сравнивать, анализировать и ...... Миша не знает, что с этим состоянием делать? Организм самостоятельно принимает решение об экономии энергии, а в реалии он сокращает путь реагирования от "мне сложно выполнять все эти функции" до простой констатации ситуации "больше не могу и не хочу.... идти в школу" , но как это объяснить всем взрослым ????? и тут приходит на помощь ПСИХОСОМАТИКА - она и выдаёт спазм, зажим мышечный или сосудистый, или ослабление иммунитета (простудные симптомы) . Вот так ребенок оказывается перед вами со словами "не хочу в школу".

А если ваш малыш гиперактивный, лидер по характеру, борец за себя и справедливость, вероятны сложности в поведении. И это тоже нормальная реакция, просто организм решил, пропустить контроль, анализ, сравнение и сразу начал реагировать привычным способом : ОТВЕЧАТЬ и ДЕЙСТВОВАТЬ, как нам кажется, НЕ ОБДУМЫВАЯ .

Теперь мы с вами разобрались, что же побуждает такое поведение у ребенка и как нам вести себя, чтобы ребёнок смог с нами делиться истинными причинами своих нежеланий.

В следующий раз, мы обсудим, КАК ПОМОЧЬ РЕБЁНКУ НЕ ИСПЫТЫВАТЬ НЕГАТИВА ПРИ ИЗМЕНЕНИИ УСЛОВИЙ ЖИЗНИ.

Задавайте вопросы, пишите о своих ситуациях, будем разбираться вместе!

Детский психолог на связи, Светлана Ко

Ваш детский психолог,

Светлана Ко