Брат Клеопатры Александр Великий умер от лихорадки в Вавилоне 10/13 июня 323 г до н.э. Это событие стало поворотным моментом как для Клеопатры, так и многих других фигур его немыслимо разросшейся империи. Тридцатидвухлетний царь Македонии скончался всего через год после того, как Клеопатра взяла на себя руководящую роль в Македонии.
I. Вдова на выданье.
В предыдущей публикации было рассказано о жизни Клеопатры, царицы Эпира, при жизни её отца Филиппа II Македонского и родного брата Александра III Македонского.
После смерти брата жизнь Клеопатры приобрела новое значение в глазах многих. Она была вдовой, но еще в детородном возрасте, а, следовательно, царица из семьи Аргеадов могла повторно выйти замуж, стать матерью вновь.
Преемники и соратники умершего Александра, принялись бороться за власть. Одни рассчитывали получить контроль над всей империей Александра, другие предпочитали довольствоваться некоторыми из ее частей. За большинством из претендентов на наследие царя стояли довольно внушительные военные силы. Но эти претенденты не имели законных прав стать наследниками Александра. Вот почему преемник, который смог заставить Клеопатру выйти за него замуж, мог в некоторой степени надеяться на подобие легитимности в глазах македонцев в борьбе со своими соперниками в войнах за наследство.
Клеопатра написала Леоннату, сатрапу (правителю) Фригии, делая ему предложение жениться на ней. Непонятно, поступила она так самостоятельно, либо по предложению своей матери Олимпиады. Однако вполне возможно, что инициатором этой договоренности был сам Леоннат. Леоннат был другом брата Клеопатры и одним из верных телохранителей Александра.
Клеопатра и Леоннат также знали друг друга с детских времен, когда царем был Филипп II. Леоннат, возможно, даже имел далекое родство с Клеопатрой через её и Александра бабушку царицу Эвридику. Таким образом, план жениться на ней и занять трон был удобен для обоих.
Сатрап планировал ввести свою армию в Македонию под предлогом прихода на помощь Антипатру в качестве поддержки против других преемников. Полководец Антипатр после смерти Александра стал одним из регентов, в то время как беременная жена Александра Роксана должна была родить законного наследника умершего царя.
Леоннат намеревался претендовать на управление Македонией, как только он ступит на ее территории. А подкрепить свои претензии он планировал женитьбой на Клеопатре, члене семьи Аргеадов. Тем не менее, прежде чем план смог воплотиться в жизнь, Леоннат пал в бою при Фессалии.
***
После падения Леонната Клеопатра обратила внимание на другого кандидата в мужья - Пердикку. Еще один друг Александра, в то время диадох (полководец) Пердикка был на пике своего могущества. Он уже стал еще одним правителем-регентом империи Александра, управляя от имени новых царей Македонских - умственно отсталого брата Александра Великого и Клеопатры Филиппа III Арридея и недавно родившегося малолетнего сына Александра, Александра IV.
Переговоры между Пердиккой и Клеопатрой стали настолько серьезными, что последняя отправилась в город Сарды, где тогда находился Пердикка. Тем не менее, по прибытии Клеопатра узнала, что Пердикка уже обдумывал жениться или уже женился на Никее, дочери заклятого врага Клеопатры Антипатра.
Для Пердикки это была настоящая дилема. Брак с Клеопатрой был очень заманчив. Женитьба на ней подтолкнула бы его к правлению объединенной Македонской империей. Но осуществление такого плана потребовало бы времени и противоборства с другими преемниками Александра, которые наверняка бурно бы отреагировали на такие начинания.
С другой стороны, брак с Никеей, если он вообще состоялся, помог бы Пердикке на короткое время избежать внутренних разногласий. Древнегреческий историк Диодор повествует о намерениях Пердикки, и раскрывает важность Клеопатры:
«Прежде Пердикка планировал работать в согласии с Антипатром… но когда он получил контроль над царскими армиями и стал опекуном, он изменил свои планы. Поскольку теперь он стремился к царской власти, Пердикка намеревался жениться на Клеопатре, полагая, что сможет использовать ее, чтобы убедить македонцев помочь ему обрести верховную власть. Но, не желая пока раскрывать своего замысла, он на время женился на Никее, чтобы не вызвать враждебности Антипатра к его собственным предприятиям».
Клеопатра, должно быть, ясно осознавала свое важное положение в борьбе преемников брата за власть. Вот почему известие о женитьбе Пердикки на Никее не обескуражило её. Возможно Клеопатра продолжала оставаться в Сардах так как считала, как, возможно, считал и сам Пердикка, что брак между Пердиккой и Никеем был лишь краткосрочным решением, что брак скоро распадется. Может быть Клеопатра рассудила, что борьба между претендентами в конечном итоге выявит иного удобного ей кандидата в мужья.
Но в итоге Пердикка послал своего верного друга Эвмена к Клеопатре, тайно пообещав жениться на ней после того, как отступится от своего брачного соглашения с Никеей.
***
Где-то в 322 году Пердикка назначил Клеопатру наместником в Лидии. Она сменила на этом посту бывшего наместника Менандра, который отныне должен был подчиняться Клеопатре, хотя Менандр и остался во главе провинциальных вооруженных сил. Это назначение показывает намерения Пердикки по отношению к Клеопатре. Он и в дальнейшем не забывал Клеопатру.
Что значила для Клеопатры роль управителя Лидии? Сестра Александра теперь контролировала большую территорию, которой она могла легко управлять, находясь в Сардах. Клеопатра поднялась до его управления после своей заметной царской роли в Эпире и Македонии.
Это было выдающимся достижением: одной женщине удалось управлять тремя разными территориями на двух континентах. Это было редким примером даже для доминирующих мужчин-правителей древности. Технически только королева Британской империи Виктория смогла повторить это достижение тысячи лет спустя.
Клеопатра с одной стороны представлялась в глазах современников наследницей царской семьи Аргеадов, то есть выделялась по праву рождения. Однако она же за счет своих управленческих талантов встала во главе сатрапии, равно как другие мужчины контролировали другие провинции. Если бы македонцы смотрели на женщин так же, как эпироты, Клеопатра могла бы подняться до еще более высоких полномочий, а потоки крови, пролитой после смерти Александра Македонского, может быть удалось бы избежать.
Но, она оказалась в водовороте событий, стараясь балансировать между борющимися за власть недавними полководцами-соратниками брата. Вскоре Клеопатре предстояло столкнуться с новой реальностью, изменившей в очередной раз её жизнь.
Прежде чем Пердикка смог жениться на Клеопатре, он отправился в Египет, пытаясь победить Птолемея. Но, обратно он не вернулся. В начале 321 г до н.э. его войска восстали и убили Пердикку в походном шатре близ Нила. После падения Пердикки планы Клеопатры пошли под откос.
II. Жертва эллинистического мира.
В начале 320 г. Клеопатра была отстранена от управления Лидией. Помимо был объявлен вне закона и доверенный человек Пердики и Клеопатры – Эвмен. Разгневанный Эвмен действовал по собственному разумению. Он принялся угрожать Антипатру, сигнализируя о своих намерениях Клеопатре.
Эвмен направился в Сарды к Клеопатре с намерением использовать ее влияние, заручиться лояльностью бывшей царицы в отношении своих сил и старших военоначальников. Очевидно, к Клеопатре Эвмен апеллировал еще как к наследнице царской власти. Таково было еще уважение, которое вызывало величие Александра, что даже женщины из его семьи использовались как путь к престижу, дарованному его священным именем.
Клеопатра осторожно поддержала Эвмена, все же убеждая его покинуть Сарды до того, как туда прибудет регент Антипатр. Эвмен так и сделал, но это не помешало Антипатру открыто обвинить Клеопатру в сговоре с Эвменом и его соперниками. Клеопатра решительно использовала отсутствие Эвмена с Сардах в качестве доказательства собственной невиновности.
С известной долью мужества она даже выдвинула обвинения против Антипатра, очевидно полагаясь на то, что он не рискнет поднять мятеж, не посмеет убить ее. Стратегия Клеопатры тогда сработала. Антипатр сдался и не причинил Клеопатре никакого вреда.
***
Похоже, в последующие годы Клеопатра так и оставалась жить в Сардах. Её положение все же напоминало домашний арест, навязанный Антипатром, хотя тот и не смел открыто расправляться с бывшей царицей Эпира. Клеопатра ценила свое положение невесты, полагая, что в качестве некоей неопределенности положения она вернее сможет сохранить свою жизнь, чем определившись с претендентами на руку и поставив на одного из них.
Такого рода мысли объясняют, почему Клеопатра отказывалась от предложений выйти замуж за одного из тех, кто ухаживал за ней. Это были Кассандр, Лисимах, Антигон, Деметрий и даже сам Антипатр.
Шли годы, делая Клеопатру свидетельницей раздела огромной империи Александра. Годы эти были наполнены скорбными событиями для нее. Это и убийство ее матери Кассандром, и убийство ее племянника Геракла (ребенок Александра от любовницы Барсины). В 309 году до н.э. стараниями Кассандра расправились со вдовой Александра, Роксаной, и единственным законным сыном Александром IV, которому исполнилось четырнадцать лет.
Клеопатра пережила этих своих родственников, наблюдая за падением рода Аргеадов, как и смертями многих других стремящихся к власти в один из самых жестоких периодов Античности.
***
В 308 г. до н.э. Клеопатра опять вступила в брачные переговоры. На этот раз с Птолемеем, сатрапом Египта. Она уже не была в детородном возрасте. Однако Птолемей все еще мог использовать ее имя, чтобы узаконить вторжение в Грецию через Эгейское море. В это время Птолемей обнародовал явно поддельное завещание Александра. Согласно этому документу, Птолемей должен был жениться на Клеопатре.
Клеопатра положительно откликнулась на предложение Птолемея, отказавшись от своей политики «самосохранения». Она также знала его по юным годам при дворе царей македонских. Таким образом, спустя десять лет она опять задумалась о свадьбе.
Мы не можем знать, что заставило Клеопатру снова попытаться сойтись с одним из полководцев Александра. Возможно, ей надоело нахождение в изоляции в Сардах. Возможно, Клеопатра была обеспокоена отсутствием общественной реакции на убийства Аргеадов. Скорее всего Клеопатра больше не могла доверять Антипатру как своему «защитнику». Она могла в Птолемее видеть более удобного для себя мужа, ради которого стоит рискнуть.
Возможно, сочетание этих факторов заставило Клеопатру принять предложение руки и сердца Птолемея. Она попыталась отплыть в Египет, но Антипатр задержал ее в гавани.
Убийство Клеопатры произошло скорее всего от рук Антигона I Одноглазого. Он якобы сразу расправился с убийцами и похоронил бывшую царицу с почестями. Клеопатре было около сорока семи лет. После нее остались дети от мужа Александра I Молосского. Сын станет царем Эпира Неоптолемом II, но также будет убит. Дочь пережила мать, но что с ней стало после смерти брата - неизвестно.
***
Клеопатра не просто застала период беспрецедентных потрясений в истории греческого мира. Она выживала, проявляя силу и разум. Сестра Александра Клеопатра проделала непростой путь в непростую эпоху. В качестве царицы или наместницы, она проявила решимость и способность быть настоящей правительницей.
Клеопатре не посчастливилось выжить в кровавых распрях, которые терзали зародившийся эллинистический мир после смерти её брата. Разрушающаяся империя не пощадила и её.
В конце жизни ей не суждено было стать царицей Египта, но имя Клеопатры стало популярным в Египте. Оно было распространённо среди птолемеевских принцесс и цариц вплоть до знаменитой Клеопатры VII.