Найти в Дзене
Academy-E.COM

Самовыкупы на маркетплейсах - эффективный метод продвижения или «накрутка по-черному»?

Оглавление

Если вы не вовлечены в мир цифровой коммерции, то наверняка даже не слышали про выкупы товаров на маркетплейсах. Этот эффективный, но спорный метод продвижения афишировать не принято. Попробуем разобраться, что это такое, и чего больше в самовыкупе – пользы или вреда.

Академия-Е.КОМ - эксперты на рынке образования в сфере e-Commerce
Академия-Е.КОМ - эксперты на рынке образования в сфере e-Commerce

Маркетплейсы на фоне пандемии 2020-2021 года стали главным инструментом электронной коммерции. На них продается более половины потребительских товаров, прежде всего длительного пользования. В России в силу её исторического развития доля продаж чуть ниже, но мы стремительно идём вперёд.

С ростом популярности универсальных и специализированных торговых площадок неизбежно выросла и конкуренция. На Wildberries ежедневно регистрируется до 1000 новых участников. Увы, суровые условия в поле «диких ягод» выдерживают с течением времени лишь 2 новичка из 10. Им, чтобы выстоять и развить бизнес, приходится либо предлагать нишевые товары, либо жёстко демпинговать, либо использовать белые, серые, а порою и откровенно чёрные методы продвижения.

Маркетплейс – не затерянный мирок, он интегрирован в глобальную паутину. Страницы товаров и каталоги проходят индексацию поисковиков. CEO-продвижение карточек товаров и их раскрутка в социальных сетях – основа белого метода, который используют селлеры. Огромную роль также играет качественное оформление контента – изображения, видеоматериалы, оптимизированные текстовые описания продуктов.

Торговые площадки официально не выделяют среди селлеров любимчиков, все подопечные равны. Но новички на Wildberries и Ozon получают гандикап – их карточки в течение первых дней показывают в приоритетном порядке. Если этого времени не хватило для выхода в топ, наступают трудные времена. В любом случае дальнейшая раскрутка требует серьезных материальных затрат или, как вариант, торговли с минимальной наценкой или даже в ноль, чтобы перебить конкурентов.

Обычно в этот момент селлер и приходит к выводу: для победы все средства хороши и начинают изучать, как работают самовыкупы, что они могут дать и чем такое продвижение товара на маркетплейсах в перспективе чревато.

Самовыкуп товара на Wildberries или Ozon – искусственная покупка селлером собственного товара с целью улучшить статистику продаж, опубликовать положительный отзыв в карточке и в целом продвинуть товар в рейтинге площадки.

Нетрудно догадаться, что процедура затратная – селлер выкупает товары, в цену которых входит комиссия маркетплейсов. Можно сэкономить, используя скидку, промокод, кэшбек, но в ноль все равно не сработать. Если выкупается товар, который находится на складе маркетплейса, придётся ещё заплатить за доставку в пункт выдачи заказов или до дверей. Лучше всего делать самовыкупы на Озон, Вайлдбериз или Яндекс Маркете при логистической схеме FBS (fulfillment by seller), в этом случае самовыкупаемый товар вообще не покидает склад продавца, и уличить хитреца сложно. Но при подозрении в накрутке модераторы площадки наиболее тщательно проверяют именно такие продажи, собирая улики косвенно. Недобросовестного селлера выдают:

  • заходы на маркетплейс с одного ip-адреса или с одного номера телефона;
  • постоянное использование VPN и прокси;
  • несколько оплат с одной банковской карты;
  • покупки с «мёртвых» и чрезмерно активных аккаунтов;
  • покупки с аккаунтов родственников и друзей в социальных сетях, связь с которыми отслеживается в интернете на счёт раз;
  • публикация искусственных отзывов о товаре и т.д.

Роковой ошибкой неопытных селлеров становится неоднократный возврат самовыкупленного товара с целью не тратиться на логистику. Их разоблачают быстро, ведь маркетплейс не просто недополучает комиссию, но несёт уже прямые убытки. Тут потенциально опасен даже изощренный способ самовыкупа товара на Вайлдбериз, популярный в те времена, когда на «Диких Ягодах» можно было оплатить товар в пункте выдачи заказа. Селлер делал подставной заказ, товар приходил в ПВЗ, но там его никто не забирал. Пролежав неделю, товар возвращался на склад маркетплейса и вновь поступал в продажу. Сейчас площадка требует с продавцов онлайн-оплату (или оформление в кредит), и подобная серая схема связана не только с риском разоблачения, но и с отвлечением денежных средств селлера сроком на один месяц и более.

Сторонние сервисы

Чтобы избежать пристального внимания «контрразведки» маркетплейса, у  продавцов появилась возможность привлекать профессиональных посредников. В Рунете много сайтов, которые предлагают самовыкуп товаров на Ozon и Wildberries, но обращаться к ним следует предельно аккуратно, высок риск наткнуться на мошенников. Эксперты выделяют два сервиса – SalesWinner и MPBoost. Если вы успешно заказываете услуги самовыкупа у других подрядчиков и уверены в их порядочности, поделитесь ссылкой в комментариях.

Привлечение сторонних сервисов сделает самовыкупы более «органическими», но ни в коем случае не исключает риск выведения селлера «на чистую воду». Помните, что сервис накрутки не компенсирует вам потери, если площадка заблокирует магазин за незаконный «прогон».

Как наказывают за накрутку?

В большинстве случаев площадка просто блокирует аккаунт селлера за недостоверный трафик и накрутку показателей. Если доказана лишь накрутка отзывов, возможны превентивные меры, не связанные с баном. На Озон это штрафные баллы, по двести за купленный отзыв. Критическая масса – 1000 штрафных очков. Если у продавца два аккаунта, то блокировка следует после повышения показателя до 1600 единиц, если три и более учетных записей – то после получения 2000 баллов на всю компанию. На Wildberries недавно появились отметки о недостоверных отзывах. Замысел администрации в том, что увидев на странице товара такой знак, покупатели усомнятся в качестве продукции и добросовестности продавца и откажутся от покупки. Идея более чем здравая, но пока реализована достаточно сыро.

А как «у них»?

Повышение конверсии за счет самовыкупа – отнюдь не российское изобретение, хотя такой метод продвижения, увы, близок нашему менталитету. Первые самовыкупы были отмечены на Amazon и других американских площадках в середине «нулевых». Маркетплейсы быстро научились отслеживать накрученный трафик и безжалостно бороться с его создателями. Если сегодня почитать гайд «За что банит Амазон»1, то среди 15 самых популярных причин санкций самовыкупа нет и в помине. Селлеры, наученные горьким опытом, о таком грубом методе накрутки даже не помышляют. На Amazon можно впасть в пожизненную немилость даже после покупки вашего товара другом на запрещенном в России Facebook или фолловером в Twitter.

1 https://www.sellerapp.com/blog/amazon-seller-account-banned/

Так можно или нельзя?!

Российские маркетплейсы до западного уровня контроля пока не дошли. Услуга самовыкупа и собственноручные накрутки показателей формально не запрещены, и продавцы продолжают этим инструментом пользоваться на свой страх и риск. Вот несколько принципов продвижения, которые снизят риск неприятностей и позволяют сравнительно недорого продвинуть товар в рейтинге маркетплейса:

  1. Для самовыкупа используйте авторитетные, со стажем, покупательские аккаунты. Их нужно завести заранее и прокачать в разных интернет-магазинах и на маркетплейсах. Ни в коем случае не делайте несколько покупок с одной учетной записи.
  2. Положительные отзывы – дополнительные очки в оценке товара, но при каждой покупке их оставлять не надо. Вообще, покупатели чаще оставляют отрицательные отзывы, нежели положительные.  Разумнее обратиться на специализированную биржу отзывов и заказать контент там, но с обязательной предварительной премодерацией, чтобы не получить под карточкой товара набор копирайтерских штампов.
  3. Если пишете отзыв сами, указывайте какие-либо недостатки товара и ставьте оценку 4 звезды, а не 5.
  4. Для самовыкупа ни в коем случае не переходите в карточку товара по прямой ссылке. Имитируйте естественный поиск, сначала в Яндексе или Google, потом внутренний поиск на маркетплейсе.
  5. Заказывайте доставку в разные ПВЗ.
  6. Меняйте способы оплаты – пластиковыми картами, электронными деньгами, банковским переводом, по СБП, наличными в ПВЗ (если такая опция предоставлена).
  7. Варьируйте ip-адреса и устройства для захода на площадку.
  8. Изучите размер комиссии, которая взымается площадкой за продажу разных категорий товаров. Выкупайте товары, где комиссия не превышает 10%, иначе накрутка будет откровенно невыгодна.
  9. Не используйте накрутку для продвижения остро конкурентных товаров, особенно если вы новичок.

Самовыкупы на Озон или Вайлдбериз эффективны на начальной стадии продвижения товара, если быстро методика не сработала, не стоит упираться и тратить деньги и время впустую, рискуя навлечь на себя гнев администрации.

Нет чёткого рецепта, какие товары лучше «самовыкупать», но житейская логика подсказывает, что лучше делать это с достаточно дорогими и маржинальными товарами, например, с мебелью. Чтобы раскрутить самовыкупом копеечный товар, надо совершить десятки или сотни транзакций и почти наверняка попасть под колпак. Также не стоит пытаться раскручивать подобным образом позиции невысокого качества, не имеющие сертификата. Сегодня сертификация товаров на маркетплейсах – обязательное уцсловие успешной торговли.

Начинающие селлеры часто спрашивают, как рассчитать самовыкуп. Увы, универсальной формулы еще никто не придумал, особенно в наше нестабильное время. Данный метод продвижения в российских реалиях пока эффективен, но связан с риском. Скорее всего, накрутка как средство продвижения скоро потеряет привлекательность и будет списана в архив. Но это не точно.

Подписывайтесь на новости нашего портала и узнавайте, как продавать на маркетплейсах России.  Делитесь собственным опытом и перенимайте позитивный опыт коллег по цеху.