Профессия медиатора предъявляет высокие требования к медиатору как с точки зрения личностных характеристик, так и с со стороны профессиональных навыков и умений.
Распространенные в настоящее время программы обучения медиаторов охватывают широкий круг вопросов: от законодательных основ медиации и процедурных моментов до коммуникативных техник и базовых знаний в области конфликтологии, социологии, психологии. При этом в большинство образовательных программ интегрирована идея о том, что медиация является глобальным методом урегулирования конфликтов, применимым практически в любой сфере, и не вызывает сомнений казалось бы органичное следствие этой идеи – универсальность самого медиатора.
Вместе с тем, невозможно не учитывать, что профессия медиатора, какой бы социально направленный характер она не носила, тем не менее подчиняется общим законам рынка, постепенно формирующего в том числе спрос не только на медиатора общего профиля, но и на специалиста, обладающего какой-либо специализацией. Практическое применение института медиации естественным образом вызвало к жизни определенные специализации, и сегодня мы можем говорить о том, что существует семейная медиация, школьная, коммерческая, медиация трудовых споров, медиация в отдельных видах коммерческой деятельности, медиация межкультурных конфликтов (этномедиация) и так далее. С учетом складывающейся практики существенным становится вопрос о необходимости наличия у медиатора специфических (специализированных) знаний и навыков, а также о возможности (способности) медиатора должным образом провести процедуру при отсутствии такой специализации.
Выделению отдельных направлений медиации способствует несколько факторов. Это и прямое определение в законодательстве сферы применения медиации, включая отдельно выделенное упоминание, например, споров из трудовых и из семейных отношений. В значительной степени дифференциации способствует и то обстоятельство, что большая часть медиаторов являются юристами, которые в своей практике уже так или иначе специализируются в определенных областях права.
Как самостоятельное направление в нашей стране развивается восстановительная медиация, пока в основном направленная на разрешение школьных конфликтов (школьные службы примирения).
В зарубежной практике имеет место аналогичная ситуация: специализации способствует прямое законодательное выделение видов правоотношений, споры в отношении которых должны в обязательном порядке рассматриваться в процедуре медиации прежде, чем могут быть переданы в суд. Наиболее распространенным является выделение практики медиации в семейной сфере (например, США, Япония), в сфере отдельных видов гражданско-правовых отношений (например, споры из арендных отношений в Германии), урегулирование потребительских споров, урегулирование споров в финансовой сфере или ее отдельных направлениях (как правило, финансовые рынки и банковская практика). При этом выделение отдельных видов споров не связано с нормативными требованиями в отношении специализации медиаторов – в большинстве случаев, такие требования либо отсутствуют, либо носят очень общий и не обязательный характер, ограничиваясь ссылкой на опыт и репутацию медиатора, а также на этические нормы.
При этом как наличие, так и отсутствие специализации у медиатора имеет свои положительные и отрицательные стороны.
Представляется, что медиатор, рассматривающий разные споры - назовем его медиатором общего профиля – способен в большей степени поддерживать нейтральность, получая именно от сторон информацию по существу спора, обсуждая позиции сторон в ходе индивидуальных встреч, при этом сохраняя непредвзятость своих суждений, а кроме того, может шире смотреть на возможные выходы из сложившейся конфликтной ситуации, поскольку не связан специфическими рамками рассматриваемых вопросов. Отсутствие специализированных знаний (или обладание ими на уровне общего образования) не позволяет медиатору занять экспертную позицию в ходе процедуры, то есть «свалиться» в роль, например, судьи или адвоката, и при этом «потерять» позицию медиатора. Переход медиатора в другие профессиональные позиции (другие роли) непременно изменит его взгляд на ситуацию и на способ разрешения конфликта, что грозит потерей нейтральности и существенно снижает эффективность процедуры.
При этом «минусы» общего профиля, по сути, являются зеркальным отражением достоинств – не обладая специфическими знаниями, медиатор рискует упустить существенные для урегулирования спора моменты.
В специализации медиатора есть ряд несомненных «плюсов». У медиатора, специализирующегося на работе с определенными видами споров, формируется профессиональная лексика, соответствующая тем отношениям, вокруг которых сложилась конфликтная ситуация, что позволяет ему эффективно коммуницировать со сторонами, буквально говорить на их языке. Да и сторонам придется по вкусу то, что медиатор на лету правильно улавливает смысл и оперирует привычной сторонам терминологией.
Кроме того, специализация позволяет медиатору более качественно отработать такую важную часть процедуры, как подготовка и составление медиативного соглашения. Погруженный в тематику и особенности спора медиатор способен учесть нюансы спорных правоотношений, вовремя поставить вопрос о привлечении экспертов или самостоятельно предложить сторонам подумать над специфическими деталями итогового решения, тем самым существенно улучшив реальность достигнутых договоренностей и исполнимость итогового соглашения.
Так, например, в медиации некоторых коммерческих споров необходимо учитывать влияние таких специфических внешних факторов, как регуляторная среда. Понятным примером здесь будет медиация споров в сфере банковской деятельности или в сфере страхования, поскольку стороной спора будет выступать лицо, существенным образом ограниченное условиями лицензии и значительным объемом регуляторных требований (запрет на осуществление отдельных видов операций, резервирование и т.п.).
Кроме того, необходимо учитывать, что специализация на различных видах споров требует от медиатора более глубокого освоения некоторых смежных направлений (например, психология в случае с семейной медиацией) или отдельных техник (например, отдельные приемы восстановительной медиации – круги сообщества или лестница примирения). Углубленной подготовки требует работа медиатора с конфликтами с межкультурным или межнациональным элементом: целесообразно, чтобы медиатор обладал основными знаниями по истории и психологии различных культур и национальным особенностям коммуникации.
При этом, однако, узкая специализация может приводить к обеднению методического инструментария, формированию стереотипов, профессиональному выгоранию медиатора.
Вместе с тем, между изложенными позициями нет конкуренции и ни одна из них не является единственно верной. Для обеспечения эффективности процедуры важным является понимание медиатором описанных выше нюансов, плюсов и минусов, что позволит ему разумно управлять степенью своего погружения в детали конфликтных отношений.
Наталья Фролова
Центр медиации "Solis"
Источники:
Аллахвердова О.В., Карпенко А.Д. Методическое пособие для посредников-медиаторов. 2005.
Гришина Н.В. Психология конфликта. 2008.
Здрок О.Н. Медиация: пособие. 2018.
Коновалов А.Ю. Школьная служба примирения и восстановительная культура взаимоотношений. 2012.
Изображение обложки: <a href="https://ru.freepik.com/free-vector/vintage-monochrome-clocks-repair-elements-set_9587948.htm#page=3&query=%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%82%D0%B8%D0%B2%D0%BE%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B6%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8&position=3&from_view=search">Изображение от macrovector</a> на Freepik