Полицейские Лысенко и Ковбаса сидели в бывшей колхозной конторе. За окном показалась фигура мальчишки в кожушке, выкрашенном фиолетовыми чернилами. Оба прильнули к стеклу.
— Чей это?
— Кажись, председателя сынок.
— Давай его сюда...
— Где батько? — спросил полицай.
— Вакуировався со скотиной.
Бывшим кулакам очень хотелось рассчитаться с председателем, который их раскулачивал. Но они хорошо знали, что Алексей Васильевич Филоненко уехал с частью хозяйства на восток.
— А где сам с осени пропадал? — допытывались полицаи.
— Был в Шопанке, у теток, — ответил Петя.
— Врешь!..
С парнишки сорвали одежду и начали бить резиновым шлангом, пока он не заплакал. Так полицаи от него ничего и не добились. А знал он многое.
...Когда на Князево, что под Лозовой, упали первые бомбы, учительница приказала четвертому классу бежать в глинище, а сама занялась с младшенькими. Но Петя побежал домой. На месте своей хаты застал пепелище. Мальчонка сжал кулаки, на глаза набежали слезы.
— Мама, я им за все отомщу...
По деревне шел красноармейский обоз.
— Мальчик, где дорога на Донец?
Петя ловко вскочил на повозку и сел рядом с ездовым.
— Я покажу, только возьмите меня с собой.
Красноармеец ничего не ответил, но и не прогнал. Оставив позади более полусотни километров, они переправились через речку. А наутро Петя увидел, что на левом берегу хозяйничают фашисты. Путь домой был отрезан. Больше месяца мальчишка безуспешно старался «попасть в солдаты», пока его не увидел заместитель начальника штаба по разведке 157-й отдельной танковой бригады капитан Левенков.
Капитану понравился смышленый паренек, и он добился, чтобы Петю зачислили в бригаду. Ему сшили настоящую солдатскую форму, дали начальные строевые навыки.
Бойцом Петя оказался лихим. И обязанности связного выполнял, и наблюдателем был, и санитаром. Случалось, что и в группу прикрытия посылали. А вот в разведку не брали. Когда Петя жаловался своему крестному капитану Левенкову, тот, хитро прищурившись, отвечал:
— Сынок, мы придерживаем тебя для более серьезных заданий.
Наконец юного красноармейца вызвали в штаб.
— Есть серьезное дело... — сказал высокий строгий майор.
Несколько дней Петя изучал силуэты фашистских танков, их вооружение, пушки, минометы, воинские звания, карту. Вместе с майором совершили по ней путешествие, обсудили предстоящий маршрут. Не все знали, куда девался юный разведчик после того, как его, одетого в полушубок, выкрашенный фиолетовыми чернилами, переправили через Донец и оставили в кустарнике.
С небольшой вязанкой дров он появлялся в селах, предлагал свой товар. Старался попасть в дома, где были на постое фашисты. Заходил он и к тетке Анне, что жила Шопанке, и в родное село.
...Когда вырвался из рук полицаев, без задержки отправился в обратный путь. Собранные им сведения оказались ценными. О юном разведчике доброе слово сказал сам комбриг Шульгин.
Многими фронтовыми дорогами прошел Петр Филоненко, многое пришлось ему испытать. Вылазки во вражеский тыл, бои под Сталинградом, на Курской дуге... В освобожденный Орел юный гвардеец входил с медалью «За отвагу», полученной за спасение командира. А было это так. Полковник Шульгин не заметил, что на КП пикирует вражеский бомбардировщик. Петя, что есть силы толкнул Шульгина на дно окопа. Осколки разорвавшейся поблизости бомбы просвистели над головой. Один из них зацепил Филоненко.
В другой раз мальчик увидел, как из-за куста гитлеровец навел пистолет на командира роты Лучкина. Петя бросился между командиром и фашистом, вражеская пуля задела мальчика. Через много лет после войны Филоненко встретился со своим ротным, ныне заслуженным учителем Серафимом Степановичем Лучкиным.
Еще с того самого дня, когда Петя впервые увидел фильм «Чапаев», он решил стать пулеметчиком. Теперь его мечта сбывалась: пулеметчик Дузь охотно передавал ему свое мастерство.
Однажды, когда двигались по белорусским лесам, бронетранспортер завяз в болоте. Расчет вышел подталкивать его, а Петя остался у пулемета. И тут появились гитлеровцы. Филоненко немедленно нажал на гашетку. Товарищи поддержали его огнем из автоматов. Через несколько минут вражеская группа была уничтожена. Петя получил благодарность от командира.
Но недолго пришлось быть парнишке пулеметчиком. В боях за Калинковичи фашистская пуля вывела его из строя. Тогда летом сорок четвертого я и увидел Петю в санитарной машине, что завязла на лесной дороге. Непривычно юный облик раненого привлек мое внимание. От санитарки я узнал и записал следующие сведения: «Красно армеец Петр Филоненко, 14 лет. Касательное ранение в спину, травма черепа, перелом ребра. На гимнастерке медали «За отвагу», «За боевые заслуги» и «За оборону Сталинграда».
Благодаря записям я и встретил Петра Алексеевича 22 года спустя. Он рассказал, что после ранения в свою бригаду уже не попал. Стал связистом. Однажды в районе Бреслау прекратилась связь с наступавшими подразделениями. Командир послал двух солдат, но они не вернулись. Подошла очередь Петра.
В лесу его обстреляли. Петя упал. Перевел взгляд на деревья: в кроне лиственницы заметил притаившегося вражеского снайпера. Удалось его перехитрить, приблизиться к дереву. Очередь из автомата — фашист упал на землю. Связь была восстановлена.
Закончил войну Филоненко в Берлине. Демобилизовавшись в числе первых, окончил школу ФЗО. Работал на заводах Харькова, Запорожья, Мелитополя. Впоследствии райком комсомола направил Петра Алексеевича служить в киевскую милицию. На его счету немало задержанных преступников. Однажды, возвращаясь со службы домой, Петр Алексеевич услышал крик о помощи. Филоненко бросился на выручку. В квартире орудовали два бандита. Один с пистолетом. Петр Алексеевич успел метнуть в него табурет... Пока вырывал оружие, второй замахнулся сковородкой — отбил ногой. Подоспевшие солдаты помогли задержать бандитов.
Есть у Петра Алексеевича одно необычное увлечение. Он сыграл в кино более сотни ролей. Из творческой карточки видно, что Петр Алексеевич был и членом черниговского губкома в «Семье Коцюбинского», и адъютантом батьки Махно в «Думе о Британке», в фильме в «Котлован» он — начальник милиции, в «Освобождении Европы» и «Два года над пропастью» — в ролях немецких офицеров.
— Хотя роли мои эпизодические, — говорит Петр Алексеевич, — даются они нелегко. Надо и эпоху знать, и быт, а главное все делать не в ущерб службе. Но без кино не могу.
Кстати, попал он в кино чисто случайно. Однажды на массовке, обеспечивая общественный порядок, заметил, что артист никак не может приловчиться к пулемету. Петр Алексеевич решил показать, как надо действовать. Режиссеру понравилось. Филоненко предложили сняться в эпизоде. Теперь его стаж киноартиста исчисляется десятилетиями.
...В свое время отец сказал сыну:
— Ты правильно пошел по жизни. Смотри не сбивайся.
Петр Алексеевич Филоненко, сын первого князевского председателя колхоза, остался верен отцовскому наказу.
Майор в отставке И. ФОМИН, бывший редактор солдатской газеты (1982)